Краснодар Вторник, 26 ноября
Общество, 12.08.2020 20:31

Электросамокаты в Краснодаре: запретить нельзя создать условия

Электросамокаты, похоже, прочно вошли в нашу жизнь. Их ценят как удобный и доступный вид транспорта. Для управления таким самокатом не нужны права, а большое количество велошерингов в Краснодаре позволяют брать его напрокат. Каждый день по городу колесят сотни обладателей шустрого самоката: от подростков до взрослых дядей и теть, спешащих на работу. Среди плюсов такого электротранспорта называют экологичность и маневренность. Однако есть и противники электросамокатов. И их аргументы достаточно веские. Каждый второй житель, предпочитающий это средство передвижения, не знает правил дорожного движения и зачастую представляет серьезную угрозу как пешеходам на тротуарах, так и водителям на автомобильных дорогах. 

Палка о двух колесах: одним удобство, другим - травмы

11 августа «Блокнот Краснодар» провел небольшой опрос. Результаты получились неоднозначные: одни признавались, что относятся к этому средству передвижения положительно, другие осторожно отмечали, что некоторые неудобства самокатчики все же доставляют. Но опрошенная молодая пара на электротранспорте честно призналась, что попробовали прокатиться впервые, и уже угодили в небольшое ДТП. Ребята уверяют, что обошлось без травм.

Но так везет далеко не всем. В 2019 году водитель легкового автомобиля сбил самокатчика, который ехал по дороге, на улице Совхозной. Кто был прав, а кто виноват, пользователи, комментировавшие аварию в соцсетях, разбирать не стали. Вместо этого большинство высказались в сторону владельцев электротранспорта, которые не соблюдают правила дорожного движения. 

Иногда в ДТП попадают не только владельцы электросамокатов, но и обычных. 21 мая 11-летнего мальчика сбил на пешеходном переходе водитель такси. Очевидцы утверждают, что ребенок был с самокатом. Неизвестно, переходил ли он дорогу или переезжал. Но в результате произошедшего мальчика увезли в больницу в бессознательном состоянии. 

10 июля этого года 12-летний подросток рассекал по парку Галицкого. В какой-то момент он сильно разогнал своего электрического «коня», не справился с управлением и врезался в бетонное ограждение. Удар был таким сильным, что ребенок потерял сознание. 

Еще одна история с тяжелыми последствиями произошла в том же парке буквально через пару недель. Жительница Краснодара врезалась в четырехлетнего ребенка. Мама мальчика рассказала, что у сына порвана щека, наложили четыре шва. Мальчик получил удар головы и царапины на голове. 

После произошедшего женщина обратилась в полицию и даже написала в администрацию парка. Она попросила Сергея Галицкого и его команду создать отдельную дорожку для этого средства передвижения. И это далеко не все происшествия, связанные с самокатами. Вот немного официальной статистики. 

- С начала 2020 года в Краснодаре произошло пять ДТП с участием людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности (электросамокатами - прим.ред.), - рассказывает старший инспектор отдела по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Краснодару Владимир Петраков.- В результате один человек погиб, а еще четыре получили травмы различной степени тяжести.

Для них закон не писан?

Электросамокаты - наглядный пример того, как законодательство не поспевает за техническим прогрессом. Обычные самокаты не развивают большой скорости, поэтому управлять ими может хоть маленький ребенок (естественно, в присутствии родителей), и особых правил движения для них не было. Но современный электротранспорт развивает такую скорость, что может посоревноваться со стареньким «Москвичом». 

8zEg4Ao3IXk.jpg

Изображение Tor Einar Aslesen с сайта Pixabay

Получается, что самокатчики, чей «двухколесный конь» развивает приличную скорость, должны двигаться не по тротуару, а по дорогам. Но в таком случае остается непонятным, как самокатчик показывает другим участникам дорожного движения, что ему нужно повернуть налево или направо? У велосипедистов в таком случае есть техника жестов - вытянутой рукой можно показать направление движения. Вот только для тех, кто управляет электросамокатом, это сделать сложнее - за руль электротранспорта нужно держаться двумя руками. Кроме того, большинство самокатчиков ездят без какой-либо защиты. Удивительно, но многочисленные комментарии на эту тему показывают, что самокатчики раздражают и водителей авто, и велосипедистов, и пешеходов. Так где же им место на самом деле?

xnOhBuEj0K8.jpg

В УМВД по Краснодару нам объяснили, что электросамокаты относят к средствам индивидуальной мобильности. С точки зрения Правил дорожного движения, лицо, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности, считается пешеходом и подчиняется правилам пешеходов.

- Передвигаться на средствах индивидуальной мобильности можно по тротуару, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта: в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках, - прокомментировали в пресс-службе ведомства. - Выезжать на СИМ на проезжую часть дороги запрещено.

Кроме того, нам пояснили и то, как самокатчики могут переходить дорогу. Для этого нужно спешиться, взять устройство и перейти по пешеходному переходу пешком, подчиняясь правилам для пешеходов. Интересно, что закон не устанавливает скоростные ограничения для управляющих таким средством передвижения. Не прописаны и условия ношения защиты - экипировку носить не заставляют, но рекомендуют, чтобы обезопасить себя.

- ПДД скорость передвижения никак не регламентируется, рекомендуется безопасная скорость, согласно конкретным условиям движения, - рассказали в пресс-службе УМВД России по Краснодару редакции "Блокнот Краснодар". 

А вот для тех, чей электротранспорт разгоняется до приличной скорости, правила уже другие.

- Если электросамокат имеет двигатель номинальную и максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки белее 0.25 кВТ и менее 4 кВТ, то необходимо иметь в/у удостоверение категории «М» -мопед, - отметили в полиции. 

Запретить нельзя создать условия?

В любом случае, самокатное нашествие в городе уже не остановить. Ведь это средство передвижение здорово решает проблему пробок - прокатиться с ветерком по летнему солнцепеку, быстро доехать до работы и дома и при этом не вспотеть от физической нагрузки, как велосипедисты - вот что нравится многим горожанам. В параллельной вселенной, наверное, так выглядит город будущего - автодороги без заторов, краснодарцы, с комфортом передвигающиеся по специально выделенным дорожкам - настоящий рай, как для экологии и городской инфраструктуры, так и для здоровья. Однако Краснодар, увы, пока к этому не готов. Ведь даже с велосипедными дорожками в кубанской столице беда - их практически нет. Кроме того, есть еще один нюанс - велосипедисты уверены, что на одной дорожке с самокатчиками им будет тесно, и есть большой риск возникновения ДТП. 

Поэтому чиновникам придется решить, где поставить запятую в предложении «запретить нельзя создать условия». Причем задуматься об этом стоит поскорее - пока происшествия и ДТП с участием электротранспорта не стали повсеместными. Ну и, конечно, необходима законодательная база и система штрафов за нарушение правил дорожного движения. 

Марина Утукина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
Краснодарэлектросамокатыопросавтополиция
2
2