История Краснодара: подорожание продуктов в 100 тысяч раз, развитие проституции и другие события 1921 года
Коллаж: «Блокнот Краснодар"
Читайте также:
- История Краснодара: как встретили горожане Октябрьскую революцию (07.11.2019 14:05)
- Что произошло за 81 год в Краснодарском высшем авиационном училище летчиков имени Серова (08.11.2019 12:30)
- Что произошло с трамваем №1 за 84 года (10.11.2019 09:28)
С установлением советской власти в регионе и переименованием кубанской столицы (до 1920 года город назывался Екатеринодаром) в Краснодаре произошли большие перемены. Не все дали сразу положительные результаты. Кубань вступала в третье десятилетие двадцатого века разоренной. Но обо всем по порядку.
С 6 по 18 января 1921 года в театре имени Луначарского (прежнее название «Зимний», современное – Краснодарский театр драмы имени М. Горького) проходил I съезд Советов Кубано-Черноморской области. Одним из центральных являлся вопрос о текущем экономическом положении. При значительном сокращении посевных площадей и упадке промышленности; в то же время край располагал большими природными и трудовыми ресурсами, а также запасами сырья. На съезде были признаны определяющими мукомольная, маслобойная и кожевенная отрасли.
Огромной проблемой был кризис денежного обращения. О катастрофическом обесценивании денег свидетельствовал рост цен на некоторые продукты и товары в 100 000 раз по сравнению с довоенными 1914 года.
К примеру, пшеничная мука в 1914 году стоила 1,5 рублей, в 1920 году – 2000 рублей, а в 1921 году уже 150000 рублей. Десяток яиц в 1914 году можно было купить за 15 копеек, а спустя семь лет стоимость того же десятка увеличилась до 4000 рублей.
Фото издания «Екатеринодар - Краснодар 1793 - 1993»
Краснодар как областной центр в полной мере испытывал все тяготы послевоенной разрухи, отличаясь от других муниципальных образований лишь обилием управленческих организаций. Новая эпоха привнесла свой язык не только на страницы газет, но и в вывески учреждений, наименования которых напоминали отрывистые лозунги. Например, «Оботнароб».
В городе были некоторые специфические проблемы. 1 января 1921 года для краснодарцев началась «неделя по борьбе с венерическими заболеваниями» с лекциями, «санконцертами», «санмитингами» и «санспектаклями», проводившихся под соответствующими лозунгами. В это время в Краснодаре практиковало около двух тысяч проституток самого разного социального происхождения. Отмечается, что в 1914 году эта цифра была в четыре раза меньше, а желтые билеты имели всего 280 екатеринодарских проституток.
Актуальной была и борьба с неграмотностью: специально созданная для этого чрезвычайная комиссия («обграмчека») планировала полностью завершить ее в Краснодаре к 1 июля 1921 года после, после чего, согласно постановлению областного исполкома, «уклоняющиеся от учения грамоте должны привлекаться к суду…».
Восстановление промышленности происходило в городе относительно быстро благодаря, во-первых, наличию предприятий, специализировавшихся на разного рода ремонтных работах и не прекращавших своей деятельности в годы войны, а во-вторых, ввиду обилия мелких полукустарных производств, для возобновления деятельности которых требовались минимум два условия: мирная обстановка и обеспечение сырьем.
Из всех городских предприятий по своему оборудованию и объему производства выделялись механический чугунолитейный завод «Кубаноль» и фабрично-заводские предприятия бывшие Буковского. На тот момент в городе функционировали около тридцати заводов и фабрик, находившихся на государственном снабжении и относящихся к нефтяной, мукомольной, кожевенной, металлообрабатывающей, химической, текстильной, полиграфической и другим отраслям. Кроме того, действовала сеть более чем из двадцати производственных артелей и кооперативов: сапожных, чувячных, корзинщиков и белодеревщиков, слесарей и портных. Имелась даже артель по изготовлению деревянных сандалий.
Трудами этих предприятий и велось восстановление различных сфер хозяйств города, открывавшего новую главу своей истории – новую не только по недавно присвоенному имени, но и по содержанию всего того, что составляло круг городской жизни.
Ранее «Блокнот Краснодар» рассказывал, как из города выселяли буржуев.
В публикации использованы материалы издания «Екатеринодар - Краснодар 1793 - 1993».
Костя Черный