Краснодар Вторник, 26 ноября

Как казаки вторую Думу думали: 116 лет назад на Кубани состоялись выборы в тогдашний российский парламент

В начале 1907 года, 7 февраля, в Кубанской области и Черноморской губернии Российской империи проходило важнейшее политическое событие - выборы во II Государственную Думу, просуществовать которой было суждено лишь 102 дня - с 20 февраля по 2 июля 1907 года. О том, какие насущные вопросы собирались поставить казачьи представители в Думе и удалось ли им это, рассказывает «Блокнот Краснодара».


Левее левой

Первая Государственная Дума была распущена царем из-за ее слишком оппозиционного характера, по мнению тогдашнего правительства России. Однако, несмотря на то, что выборы во II Государственную Думу проходили в обстановке спада революции и усиления репрессий, к тому же только правые и центристские партии получили возможность свободной агитации в тот период, новая Дума оказалась еще более левой.




Во II Государственную Думу от Кубанской области и Черноморской губернии было избрано 6 человек. От неказачьего населения благодаря тактике левого блока были избраны два социал-демократа (Л. Ф. Герус и В. И. Миртов) и один эсер (П. С. Ширский). Казачьи выборщики делегировали народного социалиста (известного историка и статистика Ф. А. Щербину) и двух кадетов (К. Л. Бардижа и Н. Г. Кудрявцева).

Всего в состав Думы вошли 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 76 автономистов, 65 социал-демократов, 50 беспартийных, 37 социалистов-революционеров (эсеров), 32 октябриста, 22 монархиста, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, один представитель партии демократических реформ. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин.

Почти кадеты

Одним из достижений кубанской делегации можно считать то, что в этом созыве впервые в Государственной Думе была сформирована казачья фракция. В ее основу был положен сословно-территориальный принцип. Сословно-региональные проблемы стали стержнем, вокруг которого происходило объединение казачества в общественно-политическое движение.

Однако с самого начала у образовавшейся фракции возникли проблемы. В ней шла постоянная борьба. Консерваторы предлагали ограничиться только вопросами, относящимися к казачеству. Либералы пытались связать интересы казачества с общероссийскими проблемами. Через два месяца после начала своей деятельности фракция распалась из-за несогласованности в действиях депутатов, наличия групповых интересов, отсутствия единого лидера и некоторых других причин.



После этого часть депутатов-казаков предпочла территориальные группировки для отстаивания своих местных интересов. После дискуссий образовалась «Группа представителей казачьих областей», которая включала в себя не только казаков, но и других представителей от казачьих областей (иногородних). Председателем группы был избран представитель от кубанского казачества депутат К. Л. Бардиж. Малочисленность казачьей фракции в Государственной Думе не позволяла ей занимать самостоятельную позицию и вынуждала идти на контакт и сотрудничество с другими парламентскими объединениями. Кубанские казачьи депутаты, в частности, примыкали по своим взглядам к кадетам.

Вся земля казакам

Самым острым и трудным для разрешения во II Государственной Думе был аграрный вопрос. И здесь была масса разногласий. Кадеты в своей программе смягчили требования принудительного изъятия земли за выкуп, отказавшись от наделения не по потребительской норме, а в зависимости от свободных земель. Эсеры внесли проект социализации земли, краеугольный камень их программы в социально-экономической сфере. Большевики предложили национализацию земли. Казаки разрешение аграрного вопроса в общегосударственном масштабе считали возможным в рамках программы кадетской партии.



Но это – в общегосударственном масштабе. А там, где речь шла о земельном довольствии самих казаков, выборщики готовы были превратить все земли Кубанской области, в том числе и казённые, и кабинетские в войсковую и общинную собственность. Частновладельческие же земли на Кубани, по их мнению, должны быть выкуплены по «справедливой» оценке на войсковой счёт. Таким образом, они хотели увеличить свои земельные наделы. Самых же обездоленных и в своей массе безземельных крестьян-переселенцев казачьи выборщики предлагали наделить участками «из земель общегосударственного фонда вне пределов Кубанской области» – то есть фактически их выселить.



Таврический дворец, вид с высоты (фото: tauridepalace.tilda.ws)

В целом программа Казачьей группы Думы, как и наказ казачьих выборщиков Кубанской области, совсем не предусматривала положительного решения земельного вопроса для жителей невойскового сословия (коренных крестьян, горцев и иногородних), составлявших на Кубани к январю 1905 г. 55,2 %, а на Тереке 80,2 % населения. Казаки, пользуясь большими привилегиями, земли уступать ни в коем случае не желали.

«К прискорбию Нашему…»

Впрочем, никаким планам казаков в аграрной сфере во II Государственной Думе не суждено было осуществиться. Вскоре она была распущена. Одной из причин столь краткого периода деятельности Думы стала политическая конфронтация с властью.



Попытки П.А. Столыпина наладить конструктивное взаимодействие между правительством и депутатами не увенчались успехом - все правительственные законопроекты безапелляционно отклонялись, а составленные депутатами были настолько радикальны, что не имели шансов быть согласованы в Государственном совет и быть утвержденными императором.

3/16 июня 1907 года появился Манифест царя, в котором говорилось: «Созванная Нами вторая Государственная Дума призвана была содействовать, согласно державной воле нашей, успокоению России: первее всего работой законодательной, без которой невозможно жизнь государства и усовершенствование его строя… К прискорбию Нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших».

II Государственная дума прекратила существование. Данный шаг власти, по свидетельствам современников, не вызвал никакого народного негодования. Население встретило роспуск Думы совершенно спокойно: не было ни демонстраций, ни попыток устроить забастовки. Это означало, что первая русская революция окончательно завершилась и уставшее от нее общество жаждет спокойствия и стабильности.

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  
Новости краснодараистория кубанироссийская империявторая государственная думаказаки
0
0