Как отказ от цифровизации сказывается на краснодарских компаниях
Фото unsplash.com
Несмотря на проникновение цифровых систем экономики и на то, что на региональных уровнях есть стратегии цифровой трансформации, некоторые компании все еще относятся к технологиям с высокой осторожностью. В числе таких консервативных отраслей находится и транспортная. Краснодарскому краю, где растут объемы автомобильных перевозок грузов. Чем опасен консерватизм в бизнесе и что мешает краснодарским компаниям работать с данными, рассказал, Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
Оцифровка и передача данных — тренд или необходимость
Любая компания постоянно работает с данными, но она может это делать вручную, а может автоматизировать процесс. Например, не снимать показания с тахографа в конце рабочего дня вручную, а в режиме реального времени передавать их в единую систему управления водителей. Во втором случае можно постоянно анализировать ситуацию и видеть возможные нарушения — скорости, режима труда и отдыха — по факту, а не в конце рабочего дня.
Автоматическая выгрузка данных в единую систему позволяет предупреждать простои транспортного средства, отклонения от маршрута, избыточный расход топлива. Все это напрямую влияет на экономику компании.
Внедрение системы сбора данных в сочетании с сенсорами и датчиками на транспорте позволяет контролировать местоположение водителя и груза, понимать расход топлива на каждом автомобиле. Использование ERP (системы планирования ресурсов) для сбора, хранения и анализа данных о бизнес-процессах помогает оптимизировать деятельность компании.
Один только отказ от бумаги и перевод всей документации в электронный вид может сэкономить компании сотни тысяч рублей. Повышается скорость обработки данных, снижается нагрузка на сотрудников, уменьшаются затраты на печать.
Компании Краснодарского края тоже приходят к цифровизации. Так производитель молочной продукции «ПродКапитал» надеется ускорить логистику на 17% и вместе с этим повысить выработку молочной продукции на 10%.
А передача данных со стороны транспортной компании во внешние системы необходима для формирования электронных торговых площадок (ЭТП), позволяющих отправителям и получателям находить транспорт, сравнивать тарифы, условия, перевозчиков, заключать сделки онлайн. Этот способ поиска перевозчика приходит на смену стандартному звонку менеджеру логистического оператора — как когда-то Uber сменил заказ такси по телефону.
И для логистической компании, и для бизнеса-отправителя и бизнеса-получателя это способ заключать более выгодные сделки, следить за качеством выполнения заказа, формировать крепкие долгосрочные отношения. Кроме того, ЭТП повышают прозрачность рынка грузоперевозок, что опять же идет на пользу экономике бизнеса.
Компании в АПК (агропромышленном комплексе) Краснодарского края благодаря технологиям уменьшили затраты на доставку грузов почти на 20%, облегчили документооборот. А перевозчики повысили оборачиваемость автотранспорта и свою рентабельность.
Результатом активной работы с данными и цифровой трансформации становится повышение гибкости компании, снижение расходов на обслуживание транспортных средств, уменьшение затрат на топливо, а также сокращение сроков доставки груза. Это улучшает экономику как компании, так и региона.
Фото unsplash.com
Как отказ от передачи данных вредит компаниям
Отказ компании от передачи данных внутри своей сети или во внешние системы приводит к снижению эффективности логистических операций, ухудшению качества и к падению конкурентоспособности. Например, заводы и предприятия, которые занимаются передачей и обменом данных с едиными системами, имеют больше шансов выстроить лучший маршрут. Система видит, как другие компании добираются из одного конца Краснодарского края в другой и сравнивает эти маршруты. Так она находит путь, требующий меньших затрат времени или топлива.
Привычные каналы передачи данных (документы, электронные письма, мессенджеры) затрудняют взаимодействие между компаниями, клиентами, партнерами и государственными органами. Как минимум это выражается в увеличении сроков ожидания ответа, принятия решения, согласования разных вопросов — нередко лишняя минута или час могут оказаться критичны для бизнеса.
Отсутствие доступа к информации о грузах, маршрутах, расписаниях и документации приводит к увеличению времени доставки и росту затрат, затрудняет контроль за выполнением заказов, учетом расходов и доходов, усложняет ведение бухгалтерского учета.
Даже простая невозможность проконтролировать передвижение груза и водителя в реальном времени для компании может обернуться сотнями тысяч, а то и миллионами убытков, если по какой-то причине груз не приедет в конечную точку. Особенно на междугородних направлениях: например, на проблемной трассе А-146 «Краснодар — Верхнебаканский» с ее постоянными ДТП.
При этом, на юге России сегодня из-за закрытия части авиационного сообщения выросла нагрузка на оставшиеся доступными виды транспорта — и в первую очередь на автомобильный. Это касается как перевозок людей, так и транспортировки грузов. Более активный поток машин на дорогах повышает риски заторов, пробок, ДТП. Для бизнеса это означает потенциальные убытки — из-за задержек в пути, большего количества времени на перевозки грузов как по Краснодару, так и за его пределы, из-за повышенного расхода топлива.
С одной стороны, сам город постепенно борется с ситуацией на дорогах — через нацпроект «Безопасные качественные дороги». Компания «Ростелематика» в конце 2022 года сообщила, что работает над созданием городских интеллектуальных систем в Сочи и в Краснодаре. Это должно повысить пропускную способность дорог на 15-20%.
Но, с другой стороны, и сами компании должны подключаться к общей цифровизации. В том числе для того, чтобы обмениваться данными с городскими и региональными системами и тем самым повышать эффективность работы и прозрачность процессов, снижать свои затраты и улучшать качество услуг.
Фото unsplash.com
Какие есть сложности в работе с данными
Очень часто компании, которые начинают работать с данными и готовятся к активной цифровизации, сталкиваются с рядом проблем.
Во-первых, это недостаточная интеграция данных. Часто бизнес использует обширный набор разрозненных ИТ-систем для управления транспортом, складом, бухгалтерией и другими процессами, что затрудняет обмен данными и получение целостной картины логистических операций. Если при этом данные хранятся в разных форматах, это значительно усложняет их обработку и анализ.
Во-вторых, проблему создает низкое качество данных. Это неполные или неактуальные данные о грузах, транспорте, маршрутах и клиентах. Ошибки, появляющиеся из-за ручного ввода, некорректной обработки или передачи данных. А также дуплицирование данных, возникающее, когда одинаковые данные хранятся в разных системах, что затрудняет их анализ и принятие решений.
В-третьих, эффективной работе компании мешает недостаточная аналитика данных. Многие компании не используют современные инструменты аналитики, что не позволяет выявлять тенденции, прогнозировать спрос и оптимизировать логистические процессы. Кроме того, не все сотрудники обладают необходимыми навыками работы с данными и их анализа. При этом дефицит кадров в отрасли не позволяет легко и быстро обновить штат, а нежелание сотрудников получать нужные навыки мешает обучению.
Помимо этого большую проблему создает отсутствие единых стандартов: сейчас в логистике царит разнообразие как форматов данных, так и платформ и систем. Это усложняет интеграцию и анализ информации, обмен между участниками рынка и снижает эффективность логистических процессов.
Но эти проблемы решаемы, пусть и не со всеми можно справиться быстро. Краснодарским компаниям необходимо внедрять современные ИТ-системы и заниматься интеграцией данных из разных источников. Повышать качество данных через автоматизацию сбора и обработки информации.
Нужно уделить внимание развитию аналитических возможностей и использованию данных для оптимизации логистических процессов, сотрудничеству с другими участниками рынка для разработки единых стандартов и платформ обмена данными. И обязательно необходимо работать над обеспечением безопасности данных и защитой от кибератак, поскольку очень часто барьером к передаче и обмену данными становится именно опасение перед возможной утечкой.
***
Переход на электронный документооборот, внедрение систем управления транспортом (TMS) для оптимизации маршрутов, использование ЭТП для поиска подходящего перевозчика и заключения сделок онлайн, внедрение систем мониторинга грузов с GPS-трекерами для повышения безопасности перевозок — все это позволит краснодарским компаниям работать эффективнее и оптимизировать свою экономику. А вместе с этим — улучшит показатели бизнеса их заказчиков: получателей или отправителей грузов.
Информационный обзор редакции.