Как программист из Краснодара стал обладателем стипендии Минкультуры РФ в области фотографии
Фото Дмитрия Сеника
Читайте также:
- «Однозначно - герои!»: коммерческий директор «В Надежных Руках» о медиках, стоящих на передовой пандемии (14.05.2020 08:10)
- «Я бы провел свадьбу Хахалевой за 200 тысяч», - ведущий Денис Смирнов (30.04.2020 16:48)
- «Бывают обращения, по которым не можешь сдержать слез», - волонтер, помогающий старикам в коронавирус (24.04.2020 14:21)
- Бывший игрок ФК «Алания» рассказал, почему футболисты много зарабатывают (26.04.2020 09:13)
Серия фотоснимков краснодарских Карасунов не так давно выиграла стипендию Министерства культуры Российской Федерации. Ее автор — фотохудожник из кубанской столицы Дмитрий Сеник. Будучи программистом ему уже не в первый раз удается добиваться больших высот в фотоиндустрии. «Блокнот Краснодар» побеседовал с ним и узнал другие секреты его увлечения.
- Расскажите немного о себе. На кого вы учились? Кем работаете в данный момент?
Я закончил физико-технический факультет КубГУ, там же обучался в аспирантуре. С тех пор занимаюсь программированием, в последние годы – удаленно, в качестве индивидуального предпринимателя.
- Откуда у вас появилась любовь к фотографии? Может быть, вы с детства мечтали стать фотографом?
Мой отец увлекался фото, у него была большая коллекция камер. В детстве я проявлял и печатал с пленки. Позже было увлечение 3D-графикой и авторским кинематографом. А художественной фотографией занялся несколько лет назад.
- Вы помните ваш первый снимок?
- Поначалу я снимал на телефон, затем другие фотографы буквально уговорили меня купить камеру. Из первых 10 тысяч снимков осталось лишь 15 кадров. Сейчас я не рекомендую снимать на телефон. Изображения хорошо смотрятся на маленьком экране, но имеют слабый запас для редактирования и печати. Лучше купить недорогую «беззеркалку» и к ней пару объективов.
Один из первых снимков Дмитрия, сделанных на телефон
- Вы занимаетесь только пейзажной фотографией или еще какой-то?
Изначально я был увлечен абстрактной и стрит-фотографией. Почти каждый день выходил из дома, ехал наугад в другой район города, снимал там по несколько часов подряд, а вечером обрабатывал снимки. К пейзажной же фотографии пришел не сразу. Я полагал, что пейзаж – это красивые открытки, в которых мало искусства. Что в них нет азарта и сложности. Ведь в отличие от стрит-фото пейзаж «никуда не убежит». Есть время походить вокруг, подумать, выбрать лучший ракурс.
Но оказалось, что не все так просто. Съемка и обработка пейзажа - сродни медитации. Созданный кадр почти никогда не бывает сразу удачным. Даже если вам удалось выстроить нужную композицию и поймать атмосферу. Я проводил часы, чтобы удалять из фотографий весь лишний сор и даже травинки неправильного цвета.
- Вы обучались где-то дополнительно фотографии или же вас можно назвать самоучкой?
Обучался самостоятельно. Думаю, что в искусстве автор должен идти своим путем. Если вас изначально «натаскают» в фотошколе, то вы будете пользоваться готовыми шаблонами, а не пытаться изобрести что-то свое. Такое обучение хорошо подходит для быстрого старта и освоения ремесла. Но в искусстве больше ценится характерный и узнаваемый авторский стиль. А этот стиль вырабатывается путем многочисленных проб и ошибок.
- Где черпаете вдохновение для своих снимков?
Для меня художественная фотография – это некий поиск, исследование. И для этой работы необходима внутренняя мотивация. Если человек всем доволен и счастлив, у него нет мотивации заниматься искусством. Мотивация рождается из конфликта и желания его разрешить.
Конечно, я слежу за творчеством современных фотографов. Хотя бы для того, чтобы не повторять их работы, а попытаться сделать что-то свое. Также важно изучать историю фотографии, чтобы видеть ориентиры. Если вы любите хорошую музыку, кино и литературу, то это все идет в вашу «копилку».
- Приносят ли вам фотографии прибыль? Или же это скорее хобби?
Я не занимаюсь коммерческой фотографией, но иногда продаю отпечатки своих работ. Вырученные деньги обычно идут на покупку фототехники.
- Как вы стали членом Союза фотохудожников России? Как можете оценить фотографию как искусство в России?
Чтобы стать членом Союза фотохудожников, нужно пройти открытый конкурс, предоставив свое портфолио и творческую биографию. На данный момент в Краснодаре четыре действующих члена Союза фотохудожников. В Ростове-на-Дону – два человека. Кстати, во многих южных регионах – нет ни одного. Это связано с тем, что у нас проводится мало фотоконкурсов и выставок, где можно увидеть примеры сильной фотографии. Люди ориентируются по фото в соцсетях и снимают популярные сюжеты, которые уже были сняты тысячи раз.
При этом я считаю, что в Краснодарском крае есть большой потенциал для художественной фотографии. У нас короткая зима и длинный солнечный день, что упрощает съемку. Также есть разнообразие среды: большой город и станицы, горы и реки, все рядом. Вот сейчас люди выходят из карантина – самое время заняться фотографией!
Кстати, если у вас не получается пройти конкурс на вступление в Союз фотохудожников, можете найти меня в соцсетях, и я помогу вам советом.
- Расскажите подробнее о своей серии снимков, которая выиграла стипендию Минкультуры РФ?
Для меня это большая удача и честь, поскольку работы прошли двойной отбор: сначала в Союзе фотохудожников, затем – в Министерстве культуры РФ. И за стипендии боролись лучшие фотографы России, было много серьезных проектов.
Мой проект существует с 2017 года в виде серий «Дорога», «Русский Юг», «Карасуны». Стилистически фотографии близки к такому направлению как пиктореализм, однако вместо пленки и мягкорисующей оптики использовалась обычная камера и особая обработка снимков.
С помощью данного проекта хотелось не только передать красоту наших озер, но и обратить внимание на существующие проблемы. Это периодический слив вредных веществ и замор рыбы, замусоривание берегов и их застройка многоэтажками. Как говорил, для многих снимков пришлось вручную убирать крупный мусор из кадра, а затем вычищать сор при обработке фотографий.
- Принимали ли вы участие ранее в подобных конкурсах? Если да, то что именно это было?
- В 2019 году я также выиграл стипендию Минкультуры за серию абстрактных фотографий «Соль». Она была посвящена такой проблеме как реклама наркотиков на стенах домов. Поскольку я 99% фото делаю на улице, то часто привлекаю внимание прохожих и полицейских. Человек, который что-то снимает в переулках, сейчас воспринимается не как фотограф, а как закладчик наркотиков. Так, я был дважды «пойман» полицией и обыскан, после чего мне и пришло в голову сделать данный проект. Полученную стипендию я потратил на выставку в краевом художественном музее, сделав вход бесплатным. Это позволило привлечь больше школьников и студентов.
- Чем вы занимаетесь в свободное время? Есть ли у вас еще хобби?
У меня есть основная работа, а фотография занимает почти все оставшееся время.
- Как планируете развиваться в фотографии дальше?
С 2019 года я работаю с цветом и пытаюсь развить новое направление в абстрактной фотографии. Cчитаю, что фотография не должна ограничиваться «фиксацией момента». Она вполне может стать выразительным художественным средством, способным заменить абстрактную живопись или графику.
Беседовала Виктория Калмыкова
Новости на Блoкнoт-Краснодар