Холодным утром февраля: могли ли Владимир Маяковский и Айседора Дункан встретиться в Краснодаре
![Холодным утром февраля: могли ли Владимир Маяковский и Айседора Дункан встретиться в Краснодаре Холодным утром февраля: могли ли Владимир Маяковский и Айседора Дункан встретиться в Краснодаре](http://s0.bloknot-krasnodar.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/ed4/q40283t29360okgmrdcn63j2x5pu3plk/Glavnaya.jpg)
Читайте также:
- Зима пришла: большие сугробы прогнозируют в Краснодаре (вчера, 12:30)
- «Провалов больше не будет»: закончен первый этап замены коллектора на Московской (вчера, 10:30)
- «Кубань» в рамках подготовки к возобновлению футбольного сезона во Второй лиге улучшает результаты (13.02.2025 15:20)
- «Вас убьют, а виноваты будете вы»: владелица собаки сломала нос краснодарке после сделанного замечания (13.02.2025 18:00)
- (0 секунд назад)
Примерно сто лет назад, в такие же февральские дни, в Краснодар приезжали очень значимые и известные люди того времени – знаменитая на весь мир танцовщица Айседора Дункан и уже очень «громкий», по крайней мере в пределах России, поэт Владимир Маяковский. «Блокнот» 14 февраля рассказывает о том, могли ли они встретиться в краевой столице Кубани.
С «Интернационалом»…
Есть доподлинные исторические сведения о том, что 15 февраля 1924 году на сцене краснодарского Зимнего театра танцевала знаменитая, без преувеличения, на весь мир американская танцовщица Айседора Дункан. Она считается основоположницей свободного музыкально-пластического танца – предтечи танца модерн, поэтому выступление Дункан в после революционном и очень идеологизированном тогда Краснодаре – уже практически сенсация. Впрочем, возможно, эту самую идеологизированность выступления представительницы «страны мирового империализма» несколько смягчал репертуар танцовщицы…
Зимний театр тогда и сейчас. Коллаж "Блокнота Краснодара"
Дело в том, что свои откровенные пластические фигуры она показывала под «Марсельезу» и даже «Интернационал». Вот такое описание выступления Дункан в Краснодаре представляет сайт музея имени Фелицына: «В этом танце наиболее ярко выделен отказ артистки от механической точности и чеканности форм… Когда смотришь на исполнение «Интернационала»… то представляешь себе все картины «нашего последнего боя», движущихся в красном порыве масс…».
Фото: culture.ru
Виталий Бардадым в книге «Кубанские арабески»: «Программа Айседоры Дункан обширна: Бетховен, Лист, Скрябин, Вагнер и в заключение главный номер – “Интернационал”. Сцена изображала полушарие Земли, где в центре корчился окованный цепями раб, роль которого исполняла прославленная танцовщица. Нарастая, слышится песня бурлаков. Под эти унылые звуки балерина образно передаёт страдания подневольного человека. Борьба неравна, мучительна, тяжка. Под мощные звуки “Марсельезы” раб освобождает от цепей одну руку и схватывает ею двуглавого орла. И тогда “Марсельезу” сменяет величавый, торжествующий мотив “Интернационала”, мгновенно подхваченный тысячным хором из числа пришедших на спектакль зрителей. Цепи падают. Лицо балерины озаряется. И вот она лёгким вихрем несётся в ликующем танце Победы и Свободы».
«Айседураков больше нет»
Сведения о непосредственной реакции тогдашней краснодарской публики на выступления Айседоры неизвестны. Зато, вроде бы, есть конкретный отзыв о Дункан знаменитого «пролетарского поэта» Владимира Маяковского. Вроде бы как, за несколько лет до знаменательного посещения танцовщицы Краснодара, произошел такой случай: вскоре после того, как Есенин сошёлся с Айседорой Дункан (женился фактически), Маяковский посетил одно кабаре. Увидев его, конферансье произнёс: "Вот ещё один знаменитый поэт. Пожелаем и ему найти себе какую-нибудь Айседору". На что Маяковский ответил: "Может быть, и найдется Айседура, но Айседураков больше нет".
Фото: pushkin.kubannet.ru
Возможно, это только слухи или исторический анекдот. Но Есенина Маяковский явно не любил. Айседору, не исключено – тоже. Впрочем, это точно не известно.
Зато доподлинно известно, что 13-14 февраля 1924 года Владимир Владимирович Маяковский «облагодетельствовал» своим присутствием Краснодар. Документальные свидетельства об этом тоже существуют.
Поэт выступал в краснодарском кинотеатре «Мон Плезир» и в пединституте. Читал стихи и рассказывал о поездке в Америку. Даже признался, что пишет стихотворение о Краснодаре. Но прочитать его отказался – дескать, не готово еще. И это понятно…
"Мон Плезир в недалеком прошлом"
Маяковский, вообще-то, наверное, своим посещением Краснодара, своими стихами о нем положительных отзывов у горожан и, возможно, всех почитателей его творчества не вызвал. Ну правда – неужто о тогдашнем Краснодаре нельзя было написать совсем ничего хорошего, кроме того, что он – «собачья глушь» или даже пусть «собачья столица»? Хотя – кто знает…
Так или иначе, Владимира Маяковского и Айседору Дункан, видимо, по поводу присутствия в Краснодаре объединяет только календарная дата: они выступали здесь как раз в середине февраля – 13, 14 и 15 февраля.
Дальше – серьезные отличия. Тут и годы разные: 1924-й – у Дункан и 1926-й – у Маяковского, и даже места выступления: у Айседоры – Зимний театр, у Маяковского - "Мон Плезир" И люди они очень разные…
Но, возможно, их встреча была бы очень интересной…
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар