Краснодарский психолог Наталья Малышева рассказала, как подготовить ребенка к учебе в новых условиях
Фото: личный архив Малышевой
Читайте также:
- Треть новых случаев коронавируса на Кубани выявили в Краснодаре (26.08.2020 10:57)
- Умерла сестра скончавшегося от коронавируса митрополита Исидора (25.08.2020 13:10)
- Летучих мышей на Кубани проверят на коронавирус (25.08.2020 08:30)
- Пневмония и коронавирус: как они взаимосвязаны (24.08.2020 13:00)
Заканчивается последняя неделя лета, а это значит, что скоро учебные заведения откроют свои двери для школьников Краснодарского края. Впереди непростой год, поскольку учиться ребята будут в непривычных условиях. 26 августа «Блокнот Краснодар» пообщался с краснодарским психологом Натальей Малышевой чтобы понять, как родителям подготовить себя и своих детей к сложностям и стрессам.
Напомним, ранее в администрации Краснодара рассказали, как будут проходить уроки, в связи с новым распоряжением Роспотребнадзора. Из-за коронавирусной инфекции учебным заведениям придется соблюдать ряд требований безопасности, в том числе и ограничение контактов между учениками, увеличение перемен и уменьшение самих занятий.
Наталья Малышева считает, что любое первое сентября в жизни ученика - это стресс и волнения, независимо от того, в какой класс ходит ребенок.
- Потому что длительный отдых на летних каникулах немного расшатывает дисциплину, и ребенку нужно адаптироваться под школьный ритм, входить в график. Придется раньше просыпаться, раньше ложиться спать, появляется дополнительная нагрузка в виде домашних заданий, плюс еще у большинства детей есть секции, репетиторство. И это все может привести к переутомлению и депрессивным состояниям, - отмечает Малышева.
По мнению психолога, дополнительные переживания вызовут условия в этом году.
- С одной стороны, это хорошо для здоровья и безопасности, но то, что дети будут меньше общаться и держать дистанцию, скажется на психическом состоянии. Чтобы адаптировать ребенка к этому, нужно объяснять ему, что разговаривать можно и на расстоянии, необязательно прикасаться друг к другу. А еще научить ребенка не трогать предметы общего пользования. Сдержать гиперактивного ребенка будет сложно, поэтому все начинается с дома, с родителей. А поскольку наши дети берут пример со взрослых, то стоит об этом задуматься, - считает психолог.
По ее мнению, необходимо рассказывать ребенку о том, что ждет его в школе и почему так важно соблюдать требования, уже сейчас, за неделю до начала учебного года.
- Проговаривать изо дня в день, монотонно, при этом рассказывая, что это за инфекция, какие последствия. Чаще всего мы ограждаем детей от переживаний, боимся рассказывать о плохом, о смерти, щадя психику ребенка. Но это реалии жизни, их нужно посвящать не только в позитивные, но и в негативны моменты, - говорит Наталья Малышева.
Многих родителей накануне учебы волновал вопрос по поводу ношения масок. В Роспотребнадзоре отметили, что ношение индивидуальных средств защиты необязательно. У Натальи Малышевой есть мнение на этот счет.
- Допустим, если мой ребенок сидит в классе рядом с другим учеником, то маска будет нелишней. Ведь мы не можем точно знать, заражен ли сосед по парте, является ли он носителем, -рассуждает она.- Никто не может гарантировать на 100 процентов, что класс стерильный.
Чтобы у ребенка не возникало психологического барьера перед индивидуальными средствами защиты, задача родителей - провести беседу. Другое дело, как к этому относятся они сами. Наталья Малышева отмечает, что дети копируют поведение взрослых.
- Если они ярые противники, то ребенок будет вести себя исключительно также. Поэтому нужно объяснять, всегда можно найти альтернативу. Кроме того, белая маска может угнетать, так как она напоминает медицинскую маску, а у нас у всех формируется некий страх перед медучреждениями. Потому что это запоминается с ранних пор- когда ты болеешь, то попадаешь в больницу. Там делают укол и другие неприятные процедуры, -говорит Наталья. - Бороться с этим страхом практически невозможно. Поэтому тем родителям, кто выступает за ношение маски, я бы посоветовала заменить ее на яркую цветную, чтобы школьнику было комфортно.
Она допускает, что в школе могут возникать конфликтные ситуации, связанные с требованиями Роспотребнадзора. Например, один ребенок носит маску, а его одноклассники нет, потому что их родители не видят в ней пользы. Школьники могут дразнить ребенка. Малышева считает, что в такие инциденты следует вмешиваться классным руководителям.
- Огромную роль в формировании атмосферы в классе играет классный руководитель. Та модель поведения, с которой приходит ребенок в школу, исходит от родителей. А вот за микроклимат во время учебного процесса отвечают педагоги, - поясняет психолог. - Насколько я знаю, сейчас во всех школах проходят собрания по разъяснению обстановки и ситуации родителям. Поэтому мое пожелание всем краснодарцам, чьи дети сейчас готовятся к школе, прислушаться к рекомендациям учителей, чтобы не было конфликтных ситуаций, поскольку дети бывают злыми. Ведь то, что нам, взрослым, кажется недопустимым, ребенок может не осознавать. В школьном возрасте границы хорошего и плохого еще только формируются, они размыты.
По мнению Натальи, чтобы не было конфликтных ситуаций, нужно подготовить ребенка дома, разъяснить ему, что нужно считаться с мнением других людей.
- Независимо от того, нравится нам это, или нет, кто в маске, а кто нет, у каждого человека есть право на собственное мнение. Если ребенок понимает, что его точка зрения резко отличается от, допустим, целого класса, то он должен понимать, что это вовсе не значит, что он не прав, - отмечает Наталья Малышева. - Чтобы нейтрализовать конфликт, родителям нужно научить детей правильно реагировать на насмешки. А точнее, не реагировать. Поскольку, если он начнет отвечать обидчикам, то идет сопротивление, и возникает конфликтная ситуация. Необходимо игнорировать действия и слова другого человека, ведь если нет продолжения, то нет и последующей реакции.
Напомним, ранее глава Кубани рассказал, какими будут линейки в школах 1 сентября.
Марина Утукина
Новости на Блoкнoт-Краснодар