«Кровавое воскресенье» наследило на Кубани
Читайте также:
- В Екатеринодаре чиновники работали исправно (14.12.2017 12:55)
- Часть Краснодара могут переименовать в Екатеринодар (09.12.2017 19:24)
- Революция 1917 на Кубани: куда исчез золотой запас Екатеринодара и другие истории (07.11.2017 12:13)
- Почему и как 80 лет назад появился Краснодарский край? (13.09.2017 16:16)
- Как Екатеринодар стал Краснодаром? – краткий экскурс в историю (07.09.2017 17:50)
В этот день, 9 января 1905 года, мирная демонстрация рабочих Петербурга была разогнана и расстреляна императорскими войсками. Это событие получило название «Кровавое воскресенье», которое послужило решительным толчком Первой русской революции, охотно поддержанной и на Кубани. 113 лет исполняется со дня события, оказавшего значительное влияние на обстановку в Кубанской области и Черноморской губернии.
Утром 9 января (22 января по новому стилю) 1905 года простой рабочий народ пришел к Зимнему дворцу, чтобы обратиться к царю Николаю II с петицией (челобитной) о рабочих нуждах, которая начиналась следующими словами: «Взгляни внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, Государь!». Правда, в тот страшный, омрачающий историю России день, отголоски которого слышны и сегодня, самого царя ни во дворце, ни в городе не было. Но были войска, вызванные с окрестностей, для усиления гарнизона (из дневниковой записи Николая II).
Жизнь рабочего в Российской империи в начале 20 века сложно назвать хотя бы сносной. Рабочий день длился не меньше 11 часов, а зачастую и того больше. Размер заработной платы и дату выдачи устанавливал на свое усмотрение исключительно хозяин. О забастовках и думать было запрещено. Общественное мнение никоим образом власть не интересовала.
Тогда петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном отправляются к царю. Люди шли с непокрытыми головами, пели псалом «Спаси, Господи, люди твоя». Передние ряды несли плакат: «Солдаты! Не стреляйте в народ!». Но что-то пошло не так, чего-то простой народ не учел, где-то прогадал... Навстречу мирному шествию из-за шеренги солдат, перекрывших дорогу, вырвался отряд кавалеристов. Конные гренадеры стали топтать толпу. Две сотни солдат дали по рабочим и их семьям пять залпов. Стреляли и топтали в Петербурге весь день.
По официальным данным в «Кровавое воскресенье» было убито 130 человек и искалечено в два раза больше. Духовный двигатель шествия - священник Георгий Гапон тогда сказал: «У нас больше нет царя! Неповинная кровь легла между ним и народом!».
Площадь перед Зимним дворцом, 9 (22 января) 1905 года
«Кровавое воскресенье» послужило решительным толчком Первой русской революции, которую охотно поддержали и на Кубани. Как и в других регионах России, в казачьем крае тоже возникали противоречия между классами общества. К началу Первой русской революции в Кубанской области и Черноморской губернии существовали различные социалистические кружки, пользовавшиеся большой популярностью у городского пролетариата, который был в достаточной степени образован. С каждым годом количество забастовок внушительно росло. Условия существования кубанский рабочих в то время были не менее сложными. Многих спасали свои огороды, наличие домашнего скота. Но, безусловно, людям было тяжело так жить.
Спустя 10 дней с «Кровавого воскресенья» рабочие железнодорожных мастерских и депо станции Тихорецкая начали политическую стачку. Обсудив положение, восставшие двинулись к железнодорожному управлению, где были встречены отрядом казаков, которые разогнали толпу, оставив на улицах убитых и раненых. 28 января начали забастовку рабочие чугунолитейных заводов Гусника и Петрова в Екатеринодаре (сейчас это Краснодар). В феврале стачки прошли в Новороссийском порту, чугунолитейном заводе в Армавире, паровых мельницах Екатеринодара.
Летом 1905 года пронеслась вторая волна забастовок, самые крупные из которых произошли в Екатеринодаре и Новороссийске. 11 июля работу прекратили рабочие станции Кавказская, а спустя еще несколько дней стачку объявили железнодорожники Ростова-на-Дону и Новороссийска, присоединившись к революционному движению. Забастовка по всей линии Владикавказской железной дороги стала всеобщей, движение поездов всюду прекратилось. Безусловно, железнодорожники занимают особое место в пролетарском движении, так как «новости» передавались именно машинистами.
Отличительную активность в те дни проявил пролетариат Новороссийска. В ходе подавления волнений в Новороссийске было убито 15 и ранено 20 человек, 200 рабочих попали за решетку.
Вооруженное восстание в Новороссийске, 1905 год
Как раз начиная с 1905 года Кубанское областное жандармское управление (КОЖУ), основанное в 1880 году, отмечает случаи посягательств на жизнь как чинов полиции и жандармерии, так и частных лиц. По данным Государственного архива Краснодарского края, грабежи, разбои и вымогательства стали основным средством пополнения партийных касс террористических организаций анархистов и эсеров-максималистов. Так, в Кубанской области были ограблены и убиты купцы Стеценко, Данько, пристав Кузнецов и многие другие. В Черноморской губернии, из официального документа КОЖУ, «серьезные проявления были следующие: убийство грузчика Логана, поранение грузчика Асаула, убийство грузчика Сандро, поранение крестьянина Рымаренко, убийство крестьянина Деренченко и широкое вымогательство денег от местных капиталистов в сумме от 1000 до 100 рублей».
Восстания прогремели по всей Кубани и к середине 1906 года практически прекратились. 3 июня 1907 в России официально закончилась революция. Но масштабы терроризма на Кубани резко выросли. Продолжились массовые беспорядки среди рабочего населения. Начальник КОЖУ полковник М.И. Воронин получил от директора Департамента полиции М.И. Трусевича телеграмму, в которой предписывалось «приступить немедленно к приобретению полезных сотрудников (секретных агентов), особенно в войсках и среди крестьян». Отмечалось, что на «секретные» нужды отпускаемый аванс увеличивался в три раза.
Несмотря на попытки жандармов пресечь беспорядки, террор продолжал разрастаться. Анархисты и эсеры-максималисты совершили в Кубанской области и Черноморской губернии не менее 10 убийств представителей власти.
К примеру, в Екатеринодаре при посадке в трамвай террористами был застрелен помощник полицмейстера города Г.С. Журавель. До этого он неоднократно получал письма с угрозами. Через месяц вечером около трамвайного павильона в конце Ростовской улицы (сейчас это угол улиц Красной и Хакурате) выстрелом из револьвера неизвестным террористом был смертельно ранен помощник пристава городской полиции И.Г. Боняк, выполнявший задание по задержанию преступников, вымогавших деньги.
8 октября 1907 года наместник Его Императорского Величества на Кавказе граф И.И. Воронцов-Дашков приказал учредить в Екатеринодаре розыскной пункт для обслуживания Кубанской области и Черноморской губернии, поручив его организацию и шефство над ним полковнику Засыпкину.
Впрочем, последующие события показали, что учрежденный розыскной пункт, названный Екатеринодарским охранным пунктом и начавший функционировать 3 ноября 1907 года, ликвидировал все подпольные группы террористической направленности.
Новости на Блoкнoт-Краснодар