Любить нельзя прикармливать: почему приют – социальный трамплин для собак
С территории жилого комплекса «Фонтаны» специалисты по отлову вывезли целую стаю бездомных собак. Как с улиц забирают животных, куда они уезжают и так ли страшен отлов на самом деле – в материале «Блокнота».
...Вода, которой моют вольеры, стекает в специальный желоб, который уходит в канализацию. В воздухе – лай, запах моющих средств и голоса, уговаривающие «посидеть тихонько». Розовые собачьи языки облизывают руки. Между вольерами – целые проспекты, всё аккуратно заасфальтировано и вымыто, в каждом вольере – огромная миска с кормом и такая же – с водой. Если вы представляли себе муниципальный приют иначе, то вам точно предстоит изменить своё мнение.

Лучше там, где тепло и кормят
Осеннее утро на территории жилого комплекса «Фонтаны» встречает прохладой. Участник активной группы жителей ЖК выходит навстречу бригаде отлова, представителям муниципалитета и управляющей компании ССК – сегодня в жилом комплексе по просьбам людей предстоит отловить около десятка крупных собак.
За работой профессиональных лицензированных ловцов внимательно следит их руководитель, Артём Левченко, директор Краснодарского муниципального приюта для бездомных животных: «Сейчас она заснёт, и мы её руками перенесём».

Лекарство начинает действовать – животное ложится, потом кладёт сонную голову на лапы. Даже если собака не агрессивна, люди должны быть осторожны, да и перевозить спящую собаку намного проще. Жёсткие средства отлова вроде петли специалисты не используют – они могут разозлить и без того настороженное животное. Гуманные средства вроде лекарственного сна – гораздо более щадящий способ подойти к собаке без риска травмы как для неё самой, так и для специалиста.

Жители рассказывают, где собак видят чаще всего. Ловцы расходятся по территории – отлов животных занимает целый день, и работать предстоит долго.
«Животные не должны умирать от голода или болезней и искать себе пропитание в мусоре, пугая жителей города. Когда собак забираем мы, мы привозим их в приют – в чистоту и тепло. Мы их не просто кормим – мы их моем, лечим, делаем прививки и стерилизуем. И, пока собаку не возьмут в семью, она остаётся в приюте. Помимо прочего, у нас есть животные, которые явно не приспособлены к жизни на улицах», - говорит Артём Левченко.

Так, в приюте нашли свой временный дом, как надеются работники, разные собаки: хаски, московская сторожевая и красивый молодой алабай. Всех животных после адаптации проверяют на наличие специальных навыков и знание команд. Например, московская сторожевая натренирована на защиту человека, в частности – ребёнка хозяев. «Наверное, убежала или потерялась. И вот куда мы её выпустим? Ищем для неё семью. Пока не найдём – будет с нами», - говорят сотрудники приюта. Гривастая собака с большой головой лает в ответ.

Спустя пару часов после прибытия в приют собаки приходят в себя в тёплом вольере. Кто-то жадно пьёт чистую воду, кто-то отъедается за целые голодные дни и даже недели. «Посмотрите, какой крупный. Будет хорошим охранником», - ласково говорит пожилой сотрудник.

Спрятать от жизни
С наступлением осени звери внушительного подчас размера всё настойчивее стремятся к обжитым районам и домам в поисках еды и тёплого места. И человеческая сентиментальность в вопросе оказывает самим же людям очень дурную услугу:
«Люди жалеют собак и прикармливают их, но домой при этом не забирают, не лечат и не стерилизуют, в результате чего собачьи стаи становятся источником как физической угрозы, так и эпидемиологической. Безопасность людей выходит на первый план, ловить стаю становится сложнее и опаснее», - замечает Юрий Проскуряков, заместитель директора департамента городского хозяйства городской администрации.

Специалисты с горечью говорят – когда доброхоты прячут собак от отлова, на самом деле они лишают животных лечения и шанса на дальнейшую жизнь в семье. Многие собаки, оставшиеся на улицах по вине недобросовестных волонтёров, позже мучительно гибнут от пули или яда. Мешая работе муниципального приюта, люди фактически развязывают руки тем, кто о животных думает лишь как об объекте жестокой охоты.

Что дальше?
«Мы продолжаем совместную с муниципалитетом работу по перемещению собак с улиц в приют на временное содержание – как с «Фонтанов», так и с других объектов, где они могут появиться. Помимо этого, мы планируем помогать приюту не только материалами и расходниками, но и принимать непосредственное участие в уходе за животными – многие наши сотрудники уже выразили желание подарить несколько часов своего времени тем собакам, кто нуждается в заботе», - подытожил Сослан Гуккаев, директор филиала ССК Краснодар.
