Новые СИМ, индексации тарифов и миллиардные преображения: куда докатились дороги и транспорт в 2025 году
Читайте также:
- Новые штрафы до 200 тысяч и локализация такси: что ждет водителей Кубани в 2026 году (сегодня, 18:01)
- Жители Краснодарского края стали больше тратить на здоровье (сегодня, 12:40)
- Краснодарцев предупредили о приемах мошенников в ЖКХ-фишинге и социальной инженерии (вчера, 15:03)
- Нападения собак, банды и фекальные реки: какие проблемы краснодарцев в 2025 брал на карандаш Бастрыкин (вчера, 16:03)
- «Мыльный пузырь» рынка жилья, дефицит рабочих и засуха: какие беды свалились на экономику Кубани в 2025 году (20.12.2025 12:49)
Редакция «Блокнот Краснодара» продолжает подводить итоги уходящего 2025 года. На очереди одна из самых обсуждаемых сфер - дороги и транспорт. О пробках в краевой столице наслышаны даже за ее пределами, а к транспорту у горожан и всегда было неоднозначное отношение. Мы решили пообщаться с президентом Союза транспортников Кубани Иваном Петровым, а также узнали мнение горожан о транспортной отрасли города. Что из этого вышло, смотрите в сборном материале «Итоги 2025 года».
Обновление трамвайного парка и новые кнопки адресного открытия дверей
Начнем подводить итоги уходящего 2025 года с приятных новостей. Трамвайный парк Краснодара за год пополнился 50 новыми низкопольными трамвайными вагонами. Как отметил Минтранс РФ, в рамках реализации федеральной Программы комплексного развития городского электротранспорта в Краснодаре завершена поставка последней партии новых трамваев. Всего же план поставки 2025 года составляет 49 трамваев производства Усть-Катавского вагоностроительного завода и компании ООО «Совместное предприятие «Нижэкотранс».
Если же говорить о коммерческих перевозчиках, то в 2025 году обновилось всего 14 автобусов, тогда как раньше в среднем это число было вдвое больше.
- В этом году коммерческие перевозчики обновили всего 14 автобусов. В первую очередь, на это повлияла процентная ставка. Потому что лизинг и кредит очень дорогой. Перевозчики, понимая финансовую нагрузку, минимизировали обновление подвижного парка. Все прошлые годы в среднем это было 70-80 автобусов в год, а в 2025 году всего 14, - рассказал нам президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.
Кстати, в этом году в транспорте «КТТУ» ввели адресное открытие дверей. В трамваях нового формата двери открываются по запросу пассажира, а не автоматически, как это было раньше. После полной остановки нужно нажать на красную кнопку, которая находится как снаружи, так и внутри салона. Меры приняты для того, чтобы в жаркое время в салоне было прохладно, из-за работающих кондиционеров, а зимой – тепло.

Изначально люди приняли это нововведение довольно скептически. Хоть кнопки и оборудованы специальными наклейками, некоторые пассажиры стали паниковать, когда по прибытию двери в трамвай не открылись. Со временем горожанам пришлось привыкнуть к такому формату работы.

Повышение стоимости проезда
В мае стоимость проезда в автобусах, работающих в кубанской столице по брутто-контрактам, увеличилась до 55 рублей. Повышение коснулось проезда на 17 автобусных маршрутах: № № 19, 32, 33, 66, 83, 89, 91, 101А, 102А, 120А, 121А, 140А, 154А, 155А, 160А, 163А, 177.
Индексация тарифов на проезд – история ежегодная и чаще всего, что ожидаемо, сталкивается с народным сопротивлением.
- Что такое повышение стоимости проезда? Это, в первую очередь, индексация. Потому что никто не отменял инфляцию. Для того, чтобы перевозчик сохранил работоспособность предприятия, он вынужден индексировать стоимость проезда. Если мы будем с вами анализировать, то увидим, что запчасти за год не один раз поднимаются в цене. А топливо тоже несколько раз в год на некоторую сумму меняется. Но мы же не меняем каждый раз после повышения солярки или газа стоимость проезда. Индексация происходит один раз в год. Поэтому это не повышение стоимости проезда, это индексация. Попытка автопредприятий остаться на плаву. При этом надо понимать, что каких-то поддержек или субсидий большая часть перевозчиков в Краснодаре не получает. Потому что они работают по так называемому нерегулируемому тарифу и находятся на самоокупаемости. И они живут на ту сумму, которую собрали.
Люди, преимущественная часть, все-таки больше относится с пониманием. Да, конечно, мало кто хочет повышения стоимости проезда, я вам больше скажу, даже водители или руководители предприятий этому не рады. Все потому, что они сталкиваются напрямую с негативом от людей. А кому это приятно? Каждый, к примеру, десятый заходит и вам предъявляет, почему поднялась стоимость проезда. К концу рабочего дня начинается попросту дергаться глаз. Но вы же хотите ездить на полноценном исправном автобусе, который отвечает всем требованиям? Запчасти нужно покупать.
В транспорте МУП «КТТУ» повышения стоимости в 2025 году не было.
Масштабная программа развития дорожно-транспортной инфраструктуры «25/35»
В этом году стартовала реализация масштабной программы развития дорожно-транспортной инфраструктуры «25/35». В рамках нее планируются масштабные реконструкции дорог, развязок, мостов и путепроводов как в центральной части города, так и на его окраинах. Сама программа рассчитана на десять лет.
Первым объектом реконструкции в рамках программы стал Тургеневский мост. Это одно из самых знаковых мест в Краснодаре - въездной маршрут, соединяющий не только два берега Кубани, но и два региона — Краснодарский край и Республику Адыгею.
Капитальный ремонт Тургеневского моста стартовал в апреле 2025 года. По условиям контракта, работы планируют завершить к августу 2026 года. В течение практически всего года жители Краснодара сталкивались с ограничениями движения в районе моста, временными перекрытиями, и, конечно же, пробками. Однако все относятся с пониманием, ведь капитальный ремонт был необходим, о чем неоднократно заявляли сами водители.

В рамках капремонта заменят мостовое полотно, частично балки пролетного строения, отремонтируют пролетное строение и опоры, нанесут антикоррозийное покрытие, отремонтируют тротуары и лестничные сходы.
По состоянию на 16 декабря, капитальный ремонт правой стороны Тургеневского моста (при движении из Краснодара в Адыгею) завершается. По ней уже запустили движение транспорта. Специалисты демонтировали и заменили на новые 75 старых балок, вдоль тротуара установили 555 метров парапетного ограждения и перила.

Ранее сообщалось, что параллельно с мостом будут отремонтированы улицы Тургенева, Калинина и трамвайный переезд на перекрестке улиц Тургенева и Калинина.
- Эта программа, на самом деле, очень хорошая. Ремонт Тургеневского моста очень актуален, потому что, когда едешь, и между левой и правой полосой в трещине видишь реку Кубань, становится страшно. Вызывает ли это дискомфорт у пассажиров и пользователей личного транспорта, думаю, конечно. Пробки в таком деле неизбежны. Но все относятся с пониманием к ситуации, - прокомментировал президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.
Западный обход
Реконструкция Западного обхода в Краснодаре также входит в краевую программу развития улично-дорожной сети города на 2025–2035 годы. Работы стартовали летом 2025 года сразу на двух участках: от ТЦ «Лента» до Немецкой деревни и от Немецкой деревни до ул. Средней.
Общая протяжённость участков Западного обхода, реконструкция которых началась в 2025 году — около 5,4 км. Планируется расширение дороги до шести полос движения, по три в каждом направлении. Между ними будет проложена трамвайная ветка. Также обновят инженерные сети, сделают тротуары, освещение. Работы на участке от «Ленты» до Немецкой деревни планируется завершить в 2027 году, от Немецкой деревни до ул. Средней — в 2026-м.

Фото: Пресс-служба администрации Краснодара
В рамках реализации первых этапов реконструкции Западного обхода предстоит спилить 2006 деревьев, что предусмотрено проектом и необходимо для увеличения проезжей части. Средства, полученные от компенсации за вырубку, будут направлены в местный бюджет. Кроме того, планируется проведение компенсационного озеленения.
Следующий этап реконструкции Западного обхода — от улицы Средней до транспортной развязки по ул. им. Дзержинского. Также запланированы строительство трамвайной линии вдоль Западного Обхода от ТЦ «Лента» до Немецкой деревни в рамках концессионного соглашения и реконструкция ул. Красных Партизан от ул. Заполярной до ул. Западный Обход.
Этот проект — один из самых крупных в городе, поэтому краснодарцы с нетерпением ждут его завершения. Пробки, конечно, доставляют неудобства, но большинство жителей города относятся к ним с пониманием.
Новые средства индивидуальной мобильности в Краснодаре
В 2025 году улицы краевой столицы заполонили новые средства индивидуальной мобильности – электробайки. Внешне они напоминают скутеры: двухколесные, с одним сидением и корзинкой спереди. Внутри установлен электрический мотор, поэтому, согласно данным с официального сайта, разгоняются зеленые СИМ «всего до 25 км/ч».

Стоит отметить, что в Краснодаре имеется множество средств индивидуальной мобильности — самокатов и велосипедов. Однако, несмотря на их разнообразие, количество автомобилистов в городе не уменьшается, и, по словам местных жителей, вероятность дорожно-транспортных происшествий значительно возрастает. Например, некоторые представители молодежи могут, не соблюдая правила дорожного движения, кататься вдвоем, а иногда и втроем, на скутерах и электробайках.
В Краснодаре появляется все больше платных парковок
В краевой столице в 2025 году открылось свыше 50 новых участков муниципальной платной парковки. Всего же в Краснодаре сейчас более 300 платных парковок, а суммарное число машиномест – свыше 13 тысяч.

Некоторые краснодарцы возмущались, что платные парковки дошли и до спальных районов. Так, к примеру, в редакцию «Блокнота» обращались жители микрорайона Комсомольского, которые были шокированы новыми знаками.

Отметим, что в городе работает эвакуатор. С начала года с улиц эвакуировано свыше 17 тысяч автомобилей. Как отметил президент Союза транспортников Кубани Иван Петров, некоторые нерадивые водители и являются главным источником пробок в Краснодаре.
- Я даже не знаю, какую улицу назвать, где пробок нет. Если мы посмотрим на центр – улица Красная, район «Авроры», то это сплошная бордовая точка. Сейчас это Западный обход, улица Северная. То есть все магистральные улицы в Краснодаре стоят в пробках. Можно ли как-то на это повлиять? Было бы здорово, если бы автомобилисты оставили свой легковой транспорт и пересели на общественный, чтобы не загружать дороги. Краснодарский край, судя по открытым статистикам, входит в ТОП-3 регионов с высокой автомобилизацией. Это значит, что у нас огромное количество машин на дороге. К сожалению, их мы сделать шире не можем, нужно думать о том, чтобы стало меньше автомобилей. Если бы горожане утром воспользовались общественным транспортом, такси или даже каршерингом, пробок стало бы гораздо меньше. Никто не бросал бы свои автомобили на дорогах, не мешал проехать другому транспорту.
Кадровый вопрос
Кадровый вопрос остается острым среди водителей общественного транспорта. И не потому что заработная плата «не такая», по словам Ивана Петрова, молодые люди не хотят работать водителями из-за порой негативного отношения со стороны пассажиров.
- Если мы будем говорить про такие вакансии как бухгалтеры или инженеры, то здесь текучки нет. Да и вакансий свободных нет. Все стабильно и комфортно. Если мы будем говорить про ребят, которые занимаются именно ремонтом техники, здесь вакансии есть, но их немного, они, как правило, быстро закрываются. А вот если говорить про водительский состав, то здесь есть достаточно серьезная проблема. Водителей не хватает, они в дефиците. Причем, речь не только про водителей автобусов, но и грузоперевозки, такси. Если мы посмотрим статистику, то с каждым годом средний возраст водителя становится чуть выше, молодых людей все меньше.
Уровень зарплат у водителей автобусов вполне достойный. Проблема не в деньгах, а в комфорте. Одно из главных неудобств – пробки. Водитель может выполнить определенное количество рейсов и создать комфортные условия для пассажиров, но вынужден стоять в пробке. Это раздражает его и пассажиров. Они начинают жаловаться и выражать недовольство. Что может сделать водитель в такой ситуации? Он работает на линии и не может повлиять на ситуацию. Водители хотят перевозить людей и делать их жизнь комфортнее. Однако пассажиры часто приходят на остановку с негативными эмоциями: «Где вы? Почему вас нет?» Водитель объясняет: «Вы же видите, что я стою в пробке». Весь негатив от пассажиров направляется на водителя. Кто захочет получать негатив каждый день? Никто. При этом водитель не виноват. Он хочет сделать как можно больше рейсов и перевезти больше пассажиров, чтобы увеличить выручку. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Необходимо работать над созданием выделенных полос для общественного транспорта, чтобы обеспечить комфорт как водителям, так и пассажирам.
Работа со школьниками и студентами в Краснодаре
В 2025 году в школе № 98 краевого центра открыли первый класс транспортно-дорожной направленности, который нацелен на подготовку специалистов в этой области. По субботам учащиеся десятого класса будут изучать основы профессии в ходе курса внеурочной деятельности под названием «Дорожно-транспортное проектирование и моделирование».
Ученики старших классов познакомятся с профессиями в сфере дорожного строительства и транспорта. Они смогут посетить предприятия, связанные с этой отраслью, а также принять участие в выставках. В программу также включены экскурсии в профильный департамент администрации и Центр мониторинга дорожного движения и транспорта.

Фото: Дептранс Краснодара
Кроме того, в этом году Союз транспортников Кубани принял участие в старте шестого сезона всероссийской программы «Сириус.Лето: начни свой проект».
- Уже несколько лет мы участвуем в программе «Сириус.Лето» — это дополнительное образование для детей. Как технический партнер, мы определяем вопросы, которые будут актуальны в ближайшие десятилетия. Мы смотрим не только на сегодняшний день, но и в будущее, потому что детям интересно строить планы и прорабатывать их. Они с удовольствием создают презентации и защищают свои проекты. Это, конечно, не научная работа, но ребенок вовлечен в процесс, разбирается в теме, ищет дополнительные источники информации и погружается в вопрос. Он определяет, интересна ли ему тема транспорта и готов ли он связать с ней свою жизнь.
В этом году мы приняли участие в открытии транспортно-дорожного класса в 98-й школе. Дети каждую субботу посещают различные мероприятия. Несколько недель назад я участвовал во встрече с детьми на базе Департамента транспорта. Мы рассказывали, как работает ведомство, как отслеживают ситуацию на дорогах с помощью камер и системы «ГЛОНАСС». Детям было очень интересно. Неясно, выберет ли кто-то из них карьеру в транспортной сфере, но они уже знакомы с ней и будут понимать, в каком направлении двигаться.
Этот год мы посвятили образованию. Мы с радостью проводим экскурсии для студентов, чтобы они могли увидеть, как работает предприятие на практике. Это ценный опыт. По итогам года шесть ребят пришли к нам работать слесарями.
Ежегодно в Краснодаре проходит зрелищный конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов — «Лучший специалист города Краснодара» по отрасли «Транспорт». Это уникальное событие предоставляет участникам возможность продемонстрировать не только безупречное знание правил дорожного движения, но и настоящее мастерство вождения.

Оценка сфере транспорта Краснодара
Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров не стал оценивать сферу по пятибалльной шкале, отметив, что все познается в сравнении. По его словам, есть муниципалитеты, которые лучше Краснодара в этой сфере, а есть те, которым краевая столица может дать фору.

Как краснодарцы оценивали сферу дорог транспорта за последние три года
В 2022 году горожане поставили дорожной сфере 1,53 балла.
В 2023 году ситуация стала немного лучше, потому что оценка дорог и транспорта повысилась до 1,82 балла. Более 10% опрошенных заявили, что дорожная сфера города стала лучше.
В 2024 году читатели «Блокнота» оценили дорожную сферу Краснодара на 1,31 балл из 5 возможных. Улучшения заметили лишь 2,08% опрошенных, а об ухудшениях говорили 97,02% читателей.
Новости на Блoкнoт-Краснодар