«Миловать не приходилось»: реалии и последствия революции 1917 года и Гражданской войны на Кубани
Фото: «Блокнот Краснодар"
Читайте также:
- Громкий хлопок прогремел в небе над Краснодаром (07.11.2024 13:23)
- Благотворители, фонтан и воскресная школа: Кубанская митрополия представила эскизный проект нового храма в ЮМР (07.11.2024 10:43)
- Прокуратура начала проверку по факту давки детей в одной из школ Краснодара (06.11.2024 17:27)
- Вечный огонь в Краснодаре: у места памяти и скорби прикуривали, разбивали машины, строили ТЦ и возлагали цветы (06.11.2024 18:11)
- «Давно хотел карьерного роста»: политологи о назначении экс-мэра Краснодара Первышова врио главы Тамбовской области (05.11.2024 13:24)
Сегодня, 7 ноября (25 октября по старому стилю), в 1917 году в тогдашнем Петрограде произошли события, которые так ли иначе разделили население России на два враждебных лагеря – некоторые считали и считают случившееся Великой Октябрьской социалистической революцией, другие – Октябрьским антигосударственным переворотом. Для Кубани в целом и Екатеринодара (нынешнего Краснодара) в частности противоречия того времени проявились наиболее остро и вызвали самые трагические последствия.
Наверное, никто не станет отрицать, что смена власти в России в 1917 году привела к Гражданской войне. Кубанскому краю, возможно, в большей степени, чем многим другим регионам страны, пришлось на себе испытать ее братоубийственную суть, ее ужасы, несущие людям потерю близких, имущества, необходимость покидать родные места и могилы предков, а также - голод, болезни, насилие, смерть. И террор.
Белый и красный террор
К сожалению, противостояние, вызванное Гражданской войной, во многом породило неприязнь друг к другу противоборствующих в ней сторон, нежелание понять и принять точку зрения противника, и в итоге – массовую ненависть к «врагам», которые зачастую за несколько месяцев до этого были соседями по той же станице, а, может, и родственниками.
На Кубани противостояние между «красными» и «белыми» после октября 1917-го достигло особенной ожесточенности. И не случайно – столица края, например, трижды за годы Гражданской войны переходила из рук в руки - то к красным, то к белым. И поэтому город, как и весь край, просто не могли избежать ужасов террора. Жестокие расправы творила каждая из сторон.
Памятник Таманской Красной Армии в г. Славянск-на-Кубани. Фото: slavhistory.ru
И находили этому оправдания. Белый генерал Денисов, например, полагал, что гибель невиновных — всего лишь издержки войны: «Миловать не приходилось… Лучше наказать десять невиновных, нежели оправдать одного виноватого». Деникин сожалел о терроре больше, но на деле даже если бы захотел, не мог остановить террор. «Каждый офицер считал себя вправе арестовывать кого хотел и расправляться по своему усмотрению». – писал он. Впрочем. красные практически ничем в плане проведения террора не отличались.
Слишком глубоки были противоречия. И каждый считал, что именно он прав. И для достижения своей цели, своей правды, участники противостояния порой действительно совершали массовые подвиги. Как например, «Ледяной поход» Добровольческой армии генерала Корнилова от Ростова-на-Дону к Екатеринодару или «Железный поток» Красной армии от Туапсе через горы к Армавиру…
От 1920-го до 1990-го
Для наглядного понимания того, что происходило на Кубани тогда и после, есть несколько интересных исторических свидетельства.
В 1920 году в празднично украшенном зале театра имени А. В. Луначарского (бывший Зимний) торжественным заседанием отмечалась третья годовщина Октябрьской революции. Именно на нем приняли решение считать «название города Екатеринодар напоминающим рабские времена, совершенно бессмысленным в республике труда, навсегда освободившемся [от] потомков Екатерины [и] их приспешников» и постановили «просить ВЦИК именовать город Краснодаром».
В ноябре 1957-го, во время празднования 40-летия революции, «фасады зданий на Красной улице были оформлены портретами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также Н. С. Хрущева, К. Е. Ворошилова, Н. А. Булганина и других руководителей партии и правительства. Повсюду красные флаги, алые полотнища лозунгов. Среди них «Миру — мир!», «Слава КПСС!» и свой, местный призыв: «Обгоним Айову!»
Краснодар в 1957 году. Фото: myekaterinodar.ru
Через 33 года после этого и через 70 лет после памятного решения о переименовании Екатеринодара – в 1990-м – ситуация с празднованием дня 7 ноября в Краснодаре изменилась практически кардинально. Вот как описывала происходящие в городе события в тот день на улице Красной одна из тогдашних газет: «Еще звучали приветствия трудовым коллективам, когда появилась колонна, очень непохожая на другие. Дореволюционные российские трехцветные флаги с траурными ленточками, черные анархистские знамена и плакаты… Черными полосками перечеркнут портрет Ленина… Напротив здания крайкома партии стояла солидная группа людей, в основном пожилых, с портретами Маркса, Энгельса и Ленина, с лозунгами «Кому мешает Ленин?», «ДПР – партия необуржуа»…
Между сторонами возникло противостояние. Пришлось вмешаться появившемуся ОМОНу… Возникал вполне естественный вопрос: гражданское противостояние фактически продолжается?..
Буденовка и папаха…
И в этом плане огромное значение имеет то, что произошло в Краснодаре 26 лет назад - 7 ноября 1998 года. В тот день в тогдашнем парке имени Максима Горького торжественно открыли памятник примирения "Екатеринодарцам — жертвам Гражданской войны 1918 — 1922 годов в России". Монумент представляет собой два крыла высотой семь метров, что возвышаются над плитой из гранита, на которой в золотом венке лежат буденовка и папаха — символы Красной и Белой армий.
Памятник установлен в память о всех воинах и мирных жителях, которые погибли в Гражданской войне. И очень хочется, чтобы в будущем подобного противостояния между жителями Краснодарского края не было никогда.
Людмила Клубникина
Больше новостей в нашем Telegram.