Краснодар Воскресенье, 20 апреля

Ностальгические кадры: как выглядел крупнейший аэропорт ЮФО в советские годы

Международный аэропорт Краснодар имени Екатерины II является крупнейшим аэропортом Южного федерального округа и занимает 9 место среди российских аэропортов по числу перевезенных пассажиров. 17 апреля редакция «Блокнота» решила показать, как выглядела в советские годы воздушная гавань.


Чуть больше трех лет аэропорт Краснодара закрыт из-за ограничений на полеты в приграничных регионах России. Такое решение было принято после начала специальной военной операции. С 24 февраля 2022 года аэропорт функционирует только для специальных рейсов, регулярных авиаперевозок нет.

После закрытия воздушной гавани жители Краснодара и ближайших муниципалитетов столкнулись с некоторыми сложностями. К примеру, теперь они вынуждены добираться до ближайших аэропортов – в Сочи или Минеральные Воды, чтобы улететь в другие города или страны. Также чаще стали прибегать к услугам поезда, из-за чего порой билеты найти в курортный сезон довольно проблематично.

Пока тысячи краснодарцев и гостей города мечтают об открытии авиахаба, мы решили немного поностальгировать и показать, как выглядел Международный аэропорт Краснодар имени Екатерины II в советские времена.



Краснодар. Парашютисты, 19.06.1935 года

История аэропорта начинается с 20 декабря 1932 года. В тот год неподалеку от центральной усадьбы совхоза «Пашковский» приземлилось семь ПО-2 авиационного общества по борьбе с вредителями. Позже на основе ОБВ была создана Пашковская авиабаза, которая в конце 1933 перебазировалась на аэродром нынешнего аэропорта Краснодар.

В 1934 году авиабаза реорганизована. Значительная часть самолетов ПО-2 была переоборудована под пассажирские.



Краснодар. Аэропорт, 1967 год.

Сейчас сложно представить, что в начале 50-х годов маленький аэропорт был без привычной взлетной полосы, рулежек и мест стоянки. Небольшой участок асфальта предназначался для пассажиров, куда также привозили грузы и почту. А уж чтобы добраться до аэропорта – люди проходили целую полосу препятствий. Они приезжали в воздушную гавань на грузовике без тента с досками вместо сидений или на маленьком автобусе. Это был единственный транспорт, который возил до аэропорта. Это сейчас краснодарцам сложно представить такую картину, а в те годы город был меньше, а Пашковская была самостоятельной станицей. До самолетов люди ходили пешком, а путь осложняла ненастная погода. Только в середине 60-х из города в воздушную гавань была проложена асфальтовая дорога, по которой было запущено регулярное автобусное сообщение.



Краснодар. Пашковский аэропорт. Вид на южную часть стоянок с балкона.

10 ноября 1959 года введено в эксплуатацию новое двухэтажное здание пассажирского терминала. В 1960-м была построена взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием протяженностью 1800 метров. Одновременно были сооружены рулежные дорожки и стоянки для самолетов. Примерно в то же время построили гостиницу и детскую комнату в здании аэровокзала. 



Краснодар. В Аэропорту, 1968 год.

Впервые миллионный пассажиропоток аэропорт Краснодара превысил в 1968 году. Такой объем перевозок и уровень технического оснащения позволил присвоить аэропорту I класс. Первые борта Ил-18 – самолета эпохи приземлялись в Кубанской столице полупустыми, а со временем они стали заполняться под завязку. Практически каждые пять минут аэропорт принимал или отправлял воздушное судно, а пропуск пассажиров ежедневно был с двух до семи тысяч.



Краснодар. Аэропорт. 1976 год

В 1969-м году был построен второй аэровокзал союзного значения. Сейчас он известен как Терминал-1 внутренних линий. Более возрастной терминал (Терминал-2 международных линий) обслуживал местные линии, то есть рейсы на аэродромы края и в ближайшие областные центры. Тогда же для доставки пассажиров к самолетам начали использовать автобусы, появился цех бортового питания, а количество трапов значительно увеличилось.



Краснодарский аэропорт, 1970 год

Через тернии к звездам, через сложности к росту: именно так рос и развивался аэропорт Краснодар. Чтобы принимать воздушных гигантов вроде Ту-154, Як-42 или Ил-46 необходимо было удлинить взлетно-посадочную полосу, что и было сделано в 1973 году. Дополнительные 400 метров позволили решить проблему, но только на время. Растущие объемы пассажиров и грузов требовали решительных действий и новой полосы. Но о строительстве ВПП не было и речи. Оказалось, что грунт слишком ненадежный, подземные воды выходят практически на самую поверхность. Кто-то даже высказывал мысль перенести аэропорт в другой район. Но руководство во главе с Н.М Мостовым сохранило аэропорт на старом месте. А чтобы подземные воды не причиняли проблем, был насыпан большой слой грунта с уплотненным гравием, на который настлали бетон. И 30 декабря 1982 года на новую полосу приземлился первый Ту-154.



Краснодар. первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва - Краснодар а самолете Як-42 22 декабря 1980 года.

В 1984 году была введена в эксплуатацию вторая бетонированная взлетно-посадочная полоса была. В 1985 году была преодолена следующая планка пассажиропотока – 2 миллиона.

В 1993 году Краснодарский объединенный авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации был преобразован в ОАО «Авиационные линии Кубани», в состав которого входили авиакомпания и аэропорт.



Аэропорт. 1975 год

В 2006 году ОАО «Авиационные линии Кубани» реорганизовано путем выделения из него двух структур: ОАО «Международный аэропорт Краснодар» и ОАО «Территориальное агентство воздушных сообщений Кубань».

31 мая 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством». Международному аэропорту Краснодар присвоено имя Екатерины II. 



Пока жители Краснодара с трепетом ждут открытия и возобновления регулярных авиаперевозок, на территории аэропорта продолжается строительство нового терминала. Старт был дан в 2023 году. Его общий бюджет превышает 60 миллиардов рублей, а площадь терминала составит 83 тысячи квадратных метров. Новый аэропорт будет в 6 раз больше существующего. Объект будет включать в себя терминал, административное здание, котельную, трансформаторные подстанции, внутренние инженерные сети, парковки и другие элементы. Журналисты «Блокнота» побывали ранее на месте строительства, а подробнее вы можете прочитать по ссылке.



Источник фото: myekaterinodar, "Блокнот Краснодар".

Инна Еремеева 

Новости на Блoкнoт-Краснодар
новостиКраснодараэропортистория
0
0