Краснодар Четверг, 21 ноября
Общество, 30.01.2024 19:30

От битвы купцов до шекспировской трагедии: секреты старинных зданий Краснодара

К 30 января в Краснодаре показали исторические здания в стиле модерн и раскрыли секреты, которые они хранят. О битве купцов Бограсуковых и мадам Губкиной, трагической любви купца Тарасова, плиточном рае архитектора Козлова, неожиданной «встрече» императрицы Екатерины II и революционера Ленина, разрушениях и восстановлении – читайте в нашем спецматериале.


Журналисты «Блокнота Краснодар» побывали на пешеходной экскурсии «Осторожно, модерн-2» в рамках проекта «Кубань расходящихся тропок», автором которого является историк Фёдор Смоляков. 

Вместе с экскурсоводом Александром Гончаренко мы прошли по историческому центру города, чтобы увидеть старые здания в стиле модерн, узнать истории жизни и секреты их создателей и владельцев.

Почему модерн?

В историческом центре краевой столицы преобладает архитектура модерна. Другого стиля здесь быть и не могло, так как Екатеринодар получил статус города только в 1867 году. Время классицизма, барокко, рококо, готики, ренессанса уже прошло. Зато город сполна застал такие стили, как эклектика и модерн.

Способствовал этому и тот факт, что в городе за десять лет вырос десяток кирпичных заводов, а именно кирпич стал визитной карточкой модерна. Каменные здания в городе сменяли деревянные и саманные постройки.


Модерн из красного кирпича

Когда в Екатеринодаре разрешили селиться иногородним, сюда стали съезжаться архитекторы со всей страны и даже из-за рубежа. С собой они и принесли новые веяния – модерн, который появился в противовес классицизму. Если в классицизме всё было строго по канону и сдержанно, то модерн давал простор для творчества, отличался разнообразием декоративных деталей. Он стал глотком свежего воздуха для архитекторов.

Началась наша экскурсия с дома на улице Коммунаров, 2. Его построил для своей семьи архитектор Гавриил Никитин. Особенность в том, что здание по-разному украшено с двух сторон: различается форма полуколонн, цвета фасада, декоративные элементы в виде лепнины. Творец сделал так, как ему нравится.


Дом архитектора Никитина

Всего же Гавриил Никитин построил в Екатеринодаре три дома. Во время революции он уехал во Францию, и дальше история его жизни неизвестна.

На улице Коммунаров, 8 сохранилась до наших дней жёлто-зелёная усадьба купца Василия Рубежанского. Он дружил с архитектором Никитиным и попросил его построить ему дом в стиле ар-нуво (французское направление, в котором использовали асимметричные линии и делали акцент на природе).

- Если это здание поставить на улицу Брюсселя, оно будет там как дома. Усадьба получилась в стиле изысканного европейского модерна. Во-первых, при строительстве дома использовали железобетон, которого раньше не было. За счёт него появилась возможность создавать оконные проёмы и перекрытия самых разных форм. Во-вторых – асимметрия окон, дверного проёма. В-третьих, много украшений: различные полуколонны, арка, лепнина, есть даже мезонин (надстройка), - отметил экскурсовод Александр.


Усадьба Рубежанского (справа) и дом неизвестного автора (слева)

По соседству с усадьбой Рубежанского расположился ещё один представитель модерна – жилой дом неизвестного автора. За этим зданием так хорошо не следят, на фасаде можно заметить трещинки. Зато сохранился кованный навес. Дом украшен маскаронами – декоративным элементом в виде маски, лица.

Следующей остановкой стал кирпичный дом на Пушкина, 43, когда-то принадлежавший депутату гордумы и адвокату Антону Яловому. В здании жил сам Яловой с семьёй, а также здесь находилось его адвокатская контора. Дом построили в начале 20 века. В 1990-е годы его приватизировали. Здесь и сейчас живут люди.


В доме адвоката Ялового и сейчас живут люди

Плитка, Ленин и Екатерина

Рядом на улице Пушкина, 41 стоит здание, в котором ранее располагался доходный дом купца Филиппа Акулова. Это творение архитектора Александра Козлова, который приехал в Екатеринодар из Москвы в начале 20 века.

Козлов считался лучшим учеником знаменитого архитектора Фёдора (Франца-Альберта) Шехтеля. Именно Шехтель отправил Козлова в Екатеринодар, чтобы тот построил здесь зимний театр (сейчас это филармония). После возведения этого здания, молодой архитектор остался в городе ещё на 12 лет и продолжил творить. Из 400 зданий в стиле модерн, охраняемых государством, 40 создал Александр Козлов. Они все примерно похожи по стилю.


Плитка в декоре здания - визитная карточка архитектора Козлова

Отличительная черта зданий руки Козлова – наличие плитки и скромный орнамент, чаще всего растительный. Архитектор очень любил использовать в декоре зданий плитку разных цветов: зелёную, лазурную, коричневую, молочную. Поэтому применял её при строительстве почти всех домов.

В ходе экскурсии Александр Гончаренко рассказал и забавную историю, связанную с памятником Екатерине II.

При губернаторе Александре Ткачёве начался процесс возвращения в край казачьих святынь, вывезенных за рубеж во время революции. Для этого нужно было выполнить три условия: восстановить войсковой собор Александра Невского, вернуть памятник императрице Екатерине II, переименовать город в Екатеринодар. Третье условие осталось невыполненным, так как жители выступили против. Однако казачьи регалии всё же вернулись на родину. Сейчас они представлены в отдельном зале музея Фелицына.


Сейчас Екатерина смотрит на запад, а не на север

Над памятником Екатерине скульптор Александр Аполлонов работал около 10 лет. Он сильно изменил предыдущий монумент. По чертежам новый памятник ближе к монументу, созданному Михаилом Микешиным в Санкт-Петербурге.

Ранее памятник Екатерине стоял таким образом, что императрица смотрела на Санкт-Петербург. Но новый монумент повернули лицом к зданию Заксобрания. На тот момент прямо перед ЗСК находился памятник Владимиру Ленину. Получилось так, что Екатерина и Ленин, символы самодержавия и революции, встретились и стали смотреть прямо друг на друга. Получился такой сюр. Но в итоге памятник Ленину перенесли к ДК железнодорожников. А Екатерина продолжает смотреть в сторону своей родины – Германии.

Умирающий дом, ошибка и искусство

Далее наш маршрут пошёл по улице Постовой. Здесь находится особняк Василия Филиппова, который был назначен гражданским архитектором города и пробыл на этой должности 22 года.


Сразу и не скажешь, что дом и пристройку создал один архитектор

Издалека его особняк похож на пряничный домик. Одна часть здания выполнена из красного кирпича с белыми элементами, а другая окрашена в бело-голубые цвета. Дело в том, что архитектор сначала возвёл кирпичную часть, а уже потом сделал пристройку. В стиле основного дома прослеживается некое подобие русской архитектуры, а вот пристройка – чисто европейская.


Дом Косякина медленно умирает

А вот дому архитектора Александра Косякина на улице Кондратенко, 13 не повезло. Он стоит бесхозный и постепенно разрушается: стёкла в окнах выбиты, двери заколочены, внутри гуляет ветер. Экскурсовод отметил, что здание переходит из рук в руки, но никто не может привести его в порядок.

На Рашпилевской, 10 – ещё одна усадьба в стиле модерн. На табличке указано, что дом принадлежал генералу К.Т. Улагаю. Но наш экскурсовод отметил, что это ошибка. В усадьбе действительно жил Касполет Улагай, но только никаким генералом он не был. Его перепутали с однофамильцем Сергеем Улагаем, являющимся казачьим офицером. Касполет Улагай же был общественным деятелем черкесского происхождения.


В доме Улагая сейчас располагается правление и атаман Кубанского казачьего войска

Дом для него построил уже упомянутый выше архитектор Александр Козлов. Он украсил здание плиткой, растительным лепным орнаментом в виде дубовых листьев. Сейчас вид дома сильно портит пластиковый оранжевый навес над входом и массивные каменные ступени, сделанные уже в наше время.

Одну из визитных карточек города – здание художественного музея имени Фёдора Коваленко – построил инженер Батырбек Шарданов. Здание привлекает внимание множеством лепных и других декоративных элементов. На фасаде арабской вязью указано имя Шарданова и год постройки – 1905.


Музей имени Коваленко

Но семья инженера в доме так и не пожила. Практически сразу Шарданов отдал под картинную галерею второй этаж, а потом и всё здание. С тех пор в этом доме ничего кроме картин не размещали. Позже к музею Коваленко присоединили и здание на Красной, 15, где изначально располагался банк. Этот объект возведён архитектором Иваном Мальгербом.

Трагедия семьи Тарасовых

А на Советской, 39 нас встречает ярко-голубое здание краевой прокуратуры. Это дом, построенный и названный в честь армянских купцов Гавриила и Николая Тарасовых после их смерти. В то время Тарасовы входили в пятёрку самых богатых семей России, у них было несколько домов в Екатеринодаре. Здание спроектировал в псевдоклассическом стиле архитектор Николай Козо-Полянский. Оно отличается от построек в стиле модерн своей симметричностью и обилием колонн.


Прокуратура заняла дом купцов Тарасовых

Николай Тарасов очень любил театр и всячески поддерживал эту отрасль культуры, основал в Москве театр-кабаре. По иронии судьбы, он стал героем настоящей шекспировской трагедии. Тарасов был влюблён в актрису, которая была замужем, всячески ей покровительствовал. Она же с радостью принимала от купца деньги, чтобы оплачивать карточные долги своего любовника-офицера. Когда она пришла к Тарасову в очередной раз и попросила 22 тысячи, которые её возлюбленный проиграл, купец отказал ей в помощи. После этого офицер и актриса свели счёты с жизнью. А Николай Тарасов не смог пережить разлуки с любимой и тоже покинул этот мир. На тот момент ему было 28 лет.

Дорога вдоль красного кирпича и новостройки

На улице Красноармейской можно заметить много зданий, которые относятся к красно-кирпичному модерну. В советские годы многие из них закрашивали и белили. А в 1990-х наоборот начали восстанавливать первоначальный вид, побелку счищали, чтобы обнажить кирпич.


Третий и последний дом, построенный Никитиным в Краснодаре

Как раз на Красноармейской, 14 находится третий дом, построенный в Екатеринодаре Гавриилом Никитиным, с творениями которого мы знакомились в начале маршрута. Этот дом он возвёл по частному заказу для адвоката по особым государственным поручениям Якова Мордмилловича. Здание стало ярким представителем европейского модерна. Здесь мало лепнины, балконы на разной высоте (та самая асимметрия), есть круглые окна.

Рядом стоит новостройка, в которой попытались воссоздать снесённый дом генерала Никиты Вишневецкого, прямого потомка Дмитрия Вишневецкого, основателя Запорожской сечи. Сам Никита Вишневецкий многое отдавал на благотворительность, после смерти оставил своё имущество городу, так как детей у него не было.


Копия дома Вишневецкого

Дом Вишневецкого стоял в глубине квартала, где сейчас расположена поликлиника краевого УФСБ. Усадьбу для генерала построил в конце 19 века архитектор Иван Мальгерб. Снесли дом в 1980-х. А когда казачество начали возрождать, то решили возвести копию усадьбы казачьего генерала по соседству. При этом использовали сохранившиеся чертежи и элементы лепнины со старого здания.

Если по пути свернуть за угол, то на Орджоникидзе, 39 можно увидеть здание, где когда-то было Общество взаимного кредита. Сначала здание в стиле модерн было одноэтажным, его возвёл городской архитектор Василий Филиппов. Но спустя несколько лет оно перестало вмещать в себя всех желающих взять кредит и сделать вклад, поэтому постройку снесли и возвели на его фундаменте уже двухэтажное здание. Конкурс на архитектурный проект выиграл Николай Козо-Полянский, а фасадом занимался молодой архитектор Михаил Рыбкин.


Здание так и осталось связано с деньгами и банковским делом

В дизайне здания всё связано с деньгами. Есть статуи богов Фортуны и Гермеса – покровителей удачи и торговли, скульптуры львов – символ силы и богатства. Сейчас в здании находится филиал Банка России.

Здесь выступал Рахманинов и принимали царя Александра III

Если вернуться на улицу Красноармейскую, можно дойти до Театра защитника Отечества, который недавно реконструировали. По сути, это новострой, в котором сохранили дореволюционные элементы. Изначально здание построили для Второго общественного собрания. Это был проект архитектора Михаила Рыбкина.


Театр защитника Отечества после реконструкции

На его открытие приезжал известный композитор Сергей Рахманинов, который дал здесь двухчасовой концерт. Также в этом здании выступали композитор и пианист Александр Скрябин, поэт Владимир Маяковский.

Далее по улице выстроились друг за другом здания женской и мужской гимназий. В женской гимназии, возведённой по проекту Василия Филиппова, сейчас действует Екатерининская гимназия № 36. Именно в этом здании в 1888 году император Александр III вместе со своей семьёй встречался с общественностью. Другого такого помещения для приёма царской семьи в то время в городе не было.


Здание женской гимназии

В соседнем здании, где была мужская гимназия, теперь находится Дворец детского творчества. Это строение – плод творчества архитектора Николая Петина. Он возвёл псевдоклассический монументальный особняк. Здесь даже сохранился подъезд для экипажа. Можно было остановиться прямо у дверей и высадить пассажиров.


А здесь когда-то была мужская гимназия

Битва гостиниц

Завершилась наша экскурсия на улице Гимназической. В квартале со зданиями под номерами от 65 до 69 сошлись купцы Богарсуковы и вдова купца Поликарпа Губкина Екатерина. Мадам Губкина владела шикарной гостиницей «Гранд-отель», которая располагалась на углу улиц Гимназической и Красноармейской, а также открыла сеть парикмахерских.

Тем временем на углу Гимназической и Красной уже была гостиница «Централь», которую держали братья Богарсуковы. Увидев гостиницу-конкурента, Богарсуковы подумали, что должны бороться за постояльцев. Они наняли архитектора Александра Козлова. Он полностью перестроил здание Богарсуковых, возвёл третий этаж, купол на углу с лесенкой, готические башенки, использовал в оформлении фасада свою любимую плитку. «Централь» стала лучшей гостиницей в городе.


В этом здании была гостиница Богарсуковых

Мадам Губкина мириться с этим не хотела и решила, что для привлечения клиентов ей нужно вложиться в свой бизнес. Она наняла мастеров, которые сделали на здании отеля лепнину, вазоны, башенки и чешуйчатую крышу. Теперь уже её «Гранд-отель» называли лучшим местом размещения.

Богарсуковы пошли дальше и выкупили здание, стоящее по соседству с «Гранд-отелем», а потом обратились к лепщикам. Экскурсовод Александр Гончаренко отметил, что не видел в нашем городе здания, где было бы больше лепнины, чем на доме купцов Богарсуковых на Гимназической, 67.


Здание гостиницы мадам Губкиной, а теперь музей

Губкина в свою очередь выкупила проезд между домом купцов и своей гостиницей, возвела там пристройку в том же стиле, что и её «Гранд-отель».

Такое вот соперничество было у бизнесменов того времени. А «помирил» Богарсуковых и Губкину музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына, который занял сразу два здания – и гостиницу мадам Губкиной, и дом Богарсуковых.

Читайте нас в Telegram



Кристина Кузнецова



Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  
новости краснодараисторические зданияархитектурамодернекатеринодарэкскурсиитайнысекреты
0
0