Краснодар Суббота, 07 декабря
Общество, 20.12.2021 18:55

Рай на земле или очередное гетто: общественники о новом микрорайоне Краснодара на 200 тысяч человек

В северо-восточной части Краснодара появится новый микрорайон на 200 тысяч человек, а также медицинский и промышленный кластеры. Это единственное возможное направление для развития города. Больше ему расти некуда. Еще на этапе зарождения проект курировал Андрей Алексеенко, занимавший тогда пост первого вице-губернатора региона. Теперь он пересел в кресло мэра и взялся за него более основательно. «Блокнот Краснодар» узнал у координатора общественного движения «Помоги городу» Елены Шуваловой, смогут ли построить, как обещают, «рай на земле» или появится очередное гетто по типу Музыкального микрорайона.

Инженерная инфраструктура

Андрей Алексеенко в качестве первого вице-губернатора, отвечавшего за строительную сферу, курировал проект создания нового микрорайона, рассчитанного на 200 тысяч человек. В сентябре он встречался с директором научно–исследовательского института перспективного градостроительства Павлом Спириным, а также ресурсниками, чтобы обсудить инженерную инфраструктуру будущего микрорайона.

– В Краснодаре реализуется самый крупный в России проект комплексного планирования и развития новых городских территорий. Именно здесь будет наш передовой медицинский кластер. А в непосредственной близости – реконструируемый аэропорт Краснодара и перспективная восточная промзона. С центром Краснодара их свяжет восточный транспортный коридор, – отметил Андрей Алексеенко.

Тогда же появились первые данные о том, сколько новому микрорайону потребуется воды, электроэнергии, газа, какой предварительный объем канализационных стоков будут производить жители и так далее. Алексеенко отметил, что проект можно назвать суперсовременным.

– Планируем создать здесь в полном смысле суперсовременную по применяемым решениям платформу, на которой будем строить Краснодар будущего. По сути, мы сегодня планируем новый город на 50 лет вперед, и мы должны заложить в него большой потенциал возможного развития, предусмотреть все моменты с инженерной инфраструктурой. 187 тысяч жителей – это много, но всем должно быть комфортно жить здесь и через десятки лет, – заключил первый вице-губернатор.

fc35fca626ef4c9f7015e7509c6f4f22.JPG

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

В декабре, будучи избранным мэром, Алексеенко повторил, что начинать разговор о строительстве нового микрорайона необходимо именно с коммуникаций и инженерных сетей. По его словам, пришло время «принимать принципиальные решения». Какой-либо конкретики и новых данных при этом озвучено не было.

Комплексное освоение территории

Летом депутаты Законодательного собрания Краснодарского края приняли изменения в Градостроительный кодекс региона, который предполагает исключительно комплексное освоение территории. Поправки вступили в силу. Это сделали вслед за принятием федерального закона о комплексном развитии территории.

– Изменения в Градостроительный кодекс края позволят муниципалитетам заключать соглашения с застройщиками о комплексном развитии территорий. Ежегодно в крае сдается более 4 млн квадратных метров жилья. И сейчас мы последовательно формируем правовую базу, которая обеспечит возведение микрорайонов, где обязательно будет все необходимое для комфортной и качественной жизни, – сказал Вениамин Кондратьев.

Предполагается, что жилые дома можно строить при условии возведения школ, детских садов, поликлиник и другой социальной инфраструктуры. Разрешения будут выдаваться только в случае документального подтверждения подобных планов.

Планируется, что в новом микрорайоне нужно построить 23 школы и 80 детских садов, девять поликлиник и 10 спортивных комплексов.

– Впервые появляются установленные законодательно «правила игры» – единые требования к качеству городской среды, всем видам инфраструктуры строящихся районов. И это должно упростить и повысить эффективность работы всех участников процесса комплексного развития территорий наших городов – строительных компаний, местной и краевой власти. А главное – дать результат людям в виде как раз повышения качества городской среды. Проще говоря, повышения качества жизни в наших городах, – отметил Андрей Алексеенко.

Алексеенко заявлял, что в центральной части Краснодара много проблем. И касаются они не только инфраструктуры. Назревает проект реновации, предполагающий расселение местных жителей. Но переезжать никто не хочется, потому что пока нет микрорайона, где были люди хотели получить жилье взамен старого.

c6bd4b6ed3fbdad530802101512692fb.jpeg

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

– В этом плане большие надежды на новую северо-восточную часть Краснодара, где сейчас комплексно планируется городская среда совершенно другого уровня. Где, в том числе, проектируется транспортная система на уровне лучших мировых образцов. С городской электричкой, хабами для пересадки пассажиров на скоростные трамваи и так далее. Что дает гарантию доехать в центр за 30 минут. Новая территория в 3 тысячи гектаров – она для развития города на ближайшие 10-15 лет, и ее будет возможно задействовать в реновации центра в том числе. Нормативные акты по комплексному развитию создают для этого основу, – заключил Андрей Алексеенко.

Кроме жилой застройки в северо-восточной части Краснодара планируется построить медицинский кластер, куда переедут больницы и онкологический диспансер, а также промышленный кластер.

— В восточной части Краснодара нужно создать большой промышленный кластер, который здесь предусмотрен Генеральным планом. Тут уже идет строительство крупного логистического центра компании «Вайлдберриз». Первая очередь Восточной промзоны занимает площадь 66,4 гектара. Объем инвестиций достаточно серьёзный — 6,5 миллиардов рублей, будет создано 10 тысяч новых рабочих мест, поэтому необходимо продолжить развитие этой территории, — сказал Андрей Алексеенко.

Нужны дороги

Координатор общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова считает, что с учетом изношенности и бешеного дефицита инфраструктурных сетей приступать к строительству нового микрорайона неразумно.

- Не нахожу никакой пользы для жителей Краснодара. Вижу огромные проблемы с тем, куда будет сливаться канализация. Как житель северо-востока могу сказать, что трассу М-4 «Дон», которая является федеральной и ведет на побережье, мы сделали внутригородской дорогой и стоим там в пробках. Город из одного района в другой передвигается по ней, - сказала Елена Шувалова.

250562-76cd2f96.jpg

На фото: Елена Шувалова (пресс-служба администрации Краснодара)

По ее словам, обсуждать проект стоит хотя бы тогда, когда запланируют строительство новой объездной дороги. Потому что межквартальные проезды, которые сейчас внесены в карты функционального зонирования, не снимают проблему. Они упрутся в М-4, которая «стоит» круглосуточно.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев говорил о том, что жилая застройка существенно увеличит нагрузку на дороги. Поэтому перед тем, как выдавать разрешения на строительство, нужно создать социальную инфраструктуру.

Особое внимание необходимо уделить именно дорогам. По словам Кондратьева, в сутки по трассе М-4 «Дон» проезжает около 81 тысячи автомобилей. На нее также приходится выезжать жителям поселков Знаменского и Новознаменского. Других дорог нет.

Не хватает чистой воды

Есть план строительства на востоке Краснодара медицинского кластера, добавила общественница. Даже ведутся разговоры о переносе в новый район прокуратуры, судов и городской администрации. Непонятно только откуда на это возьмутся деньги.

- На это потребуется миллиарды рублей. Но пока что нет проекта, нет выделенных из федерального бюджета денег. Хотя бы на строительство дорог. Не говорят уже о том, что у нас большие проблемы с водоснабжением. Кроме того, непонятно сколько у нас воды, - рассказала Елена Шувалова.

1111d5dc1d13379b6e74ab3a1f326efc.JPG

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Часть города питается водой, которую добывают из-под Краснодарского водохранилища, другая часть – из линз под Краснодаром. Раньше были предприятия, отслеживающие уровень запаса чистой воды. Сейчас этих предприятий нет и непонятно, сколько воды осталось.

Мораторий на жилое строительство

- Не хватает фундаментальных исследований состояния инженерных сетей, понимания того, сколько нужно миллиардов на их строительство. Суммы называются разные – от 30 до 300 млрд рублей, - напомнила Шувалова.

Краснодар, добавила общественница, как самый быстро растущий город России должен требовать финансирования на уровне федерации на запуск специализированных инфраструктурных проектов.

- Летом выключается свет, потому что у всех работают кондиционеры, зимой сидим без тепла, потому что Краснодарская ТЭЦ изношена на 90%. Когда построят новые дороги, ТЭЦ, очистные и другую инфраструктуру, тогда можно говорить о строительстве нового микрорайона.

Координатор «Помоги городу» считает, что в Краснодаре необходимо ввести мораторий на жилое строительство и привести в порядок инфраструктуру. По линии Минстроя России в этом году выделили более 500 млрд рублей на инфраструктурные проекты, напомнила она. Однако Краснодар не подал ни одной заявки на усовершенствование инженерных сетей.

Кроме того, в Краснодаре оказались загажены и загрязнены все водоемы. Даже в грязных Волге или Доне есть разрешенные для купания места, подобные места есть в Москве. Общественница считает, что вопрос стоит не в плоскости желания купаться, а в плоскости тотального бактериологического заражения всех водных объектов.

- Краснодар находится в состоянии техногенной и экологической катастрофы, - заявила Шувалова.

e513ddcdd29591b7f77ac9f7b38075c1.JPG

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

По предварительным данным Всероссийской переписи населения, которые озвучил Андрей Алексеенко, в Краснодаре живет около 1,7 млн человек. В новом микрорайоне, пояснила Елена Шувалова, ссылаясь на расчеты экспертов, будет жить не 200 тысяч человек, как озвучивается городскими и краевыми чиновниками, а порядка 1-1,5 млн человек.

- Нужно подумать о том, как обеспечить людей нормальными условиями жизни и удовлетворить их спрос на социальные и инфраструктурные объекты. То, что город отдан на растерзание строительной отрасли, которой позволили не соблюдать градостроительные нормы и правила, которой позволили фактически 20 лет так застраивать город, что он стал непригодным для жизни. Нужно сделать работу над ошибками и подумать, как выходить из этой ситуации.

В Краснодаре за 20 лет не построили и нескольких метров трамвайного полотна. Возможно поэтому сначала экс-мэр Евгений Первышов, который сейчас работает депутатом Государственной думы, и нынешний глава города Андрей Алексеенко так гордятся прокладкой трамвайной ветки в Музыкальный микрорайон.

Напомним, начало строительства трамвайной ветки несколько раз переносилось, но Евгений Первышов обещал, что она начнет работать до конца 2021 года. Потом выяснилось, что подрядчик не успевает. Трамваи по Московской поедут в марте следующего года.

— Обещали линию до конца года запустить. Жителям давали обещания, их надо выполнять. Непонятно, в чем причина переноса? Это не организация строительного процесса, тем более — такого масштабного, — сказал Андрей Алексеенко.

Участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович считает, что развитие города в северо-восточном направлении - это неизбежность. Это всё предусмотрено в генеральном плане. Урбаниста беспокоит посыл администрации края, что новое будет появляться там, где есть уже есть поселки Краснодарский, Российский, Индустриальный, Новознаменский и другие. Стоит отметить, что Новознаменский уже мэрией не считается поселком. А эта часть города уже испытывает кучу проблем от нехватки мест в детском саду и школе, до общественного автотранспорта.

Valkovich.jpeg

Фото: М.Валькович

– Но все же стоило сначала наладить жизнь на существующей, прилегающей территории, - делится мнением Валькович. – Ввести в строй ливневки, очистные, подстанции и прочее с учетом ближайшей перспективы развития, и уже на этом базисе масштабироваться. Может, конечно, так и планируется, но посыл: «Мы, ща как построим в поле микрорайон счастья...» немного настораживает. С общественным транспортом совсем ничего непонятно в этом новом районе. Если это проект края, то он должен вложиться в строительство трамвая в северо-восточном направлении уже вчера. Но тот восточный транспортный коридор, что упоминается в пресс-релизах не подразумевает ни трамваи, ни трамвайные пересечения на путепроводах. Т.е. сначала автомобили, а трамвай - когда-нибудь, потом.

Эксперт в экономике и управлении, лидер проекта «НАЗЕМКА-Наземное метро Краснодарской агломерации» Евгений Змиев считает, что Краснодар обязан и может расти вплоть до 3 млн населения. 

– Мы видим, что пытаются использовать свободную территорию, но не пытаются использовать логическую концепцию города. О транспорте ничего не говорится. Я считаю, что там необходимы клинья наземного метро, должна быть железная дорога. Об этом ни слова. В Краснодаре же уникальная ситуация. Вокруг города есть кольца железной дороги и нему следует привязать клинья железной дороги этого района. Из района жители смогут выезжать в любую точку города не используя автомобили. Но власти об этом молчат. Нет ни слова и о трамваях. Как для них потом класть ветки, если они не предусмотрены, - отметил Змиев. 

Семен Серов


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: АНАЛИТИКА  
КраснодарШуваловамикрорайонАлексеенкоПервышов
2
2