Краснодар Понедельник, 02 декабря
Общество, 12.01.2022 17:42

Столица юга России или город мечты: почему Краснодар становится «резиновым»

Краснодар известен своей богатой инфраструктурой и комфортным климатом. Вблизи от «мегаполиса» два моря, горы и минеральные термальные источники. Исходя из этих плюсов многие и мечтают переехать в Краснодар. Коренные жители Севера, Сибири, Дальнего востока, Урала, стран ближнего зарубежья (Украины, Армении, Казахстана), а также самой Кубани мигрируют сюда тысячами для поисков лучшей жизни.

Всё ли так хорошо на самом деле?

На сегодняшний день численность населения Краснодара оценивается в широком диапазоне от 1 до 1,7 млн жителей. Каждый год сюда переезжает несколько тысяч человек. Большая часть граждан проживает в переполненных Прикубанском и Карасунском округах, испытывая существенные неудобства в части доступа к социальным услугам и инфраструктуре.

IMG_3813.JPG

Быстрый рост численности населения имеет для Краснодара неоднозначные последствия, он создаёт повышенную нагрузку на социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, развитие которой сильно отстаёт от притока новых граждан.

Готовьтесь стоять в пробках

Одной из главных проблем Краснодара являются пробки.

В 2020 году специалисты Regtransfers проанализировали ситуацию на дорогах в 38 странах мира и составили рейтинг самых «пробочных» городов планеты. Тяжелее всего живётся автомобилистам в Лос-Анджелесе, где водители стоят в заторах в среднем 104 часа в год. На втором месте Москва - 91,4 часа. Краснодар стал восемнадцатым в мировом топе и вторым в России - наши автомобилисты проводят в пробках 56 часов. Попал в не самый лучший рейтинг и Сочи - 49,2 часа. Краснодар не раз становился «героем» сервиса "Яндекс.Пробки", получая 10 баллов из десяти.

5ABDA4EB-45F6-4FE4-A412-23A16C1B18A5.jpeg

Каждый вечер пробки от 7 до 10 баллов в Краснодаре уже никого не удивляет

Так что же делать и кто виноват? Виновата, конечно, многолетняя градостроительная политика. Точнее ее отсутствие - город обрастал жилыми комплексами без учета нагрузки на дорожную сеть. Если раньше город стоял только утром и вечером, в так называемый час пик, то сейчас пробки в течение дня в некоторых районах Краснодара - это обычное дело.

«Колоссальные пробки на дорогах, причем чуть ли не круглосуточно. Они не только в будние дни, но и в выходные и праздники. Эти пробки год от года растут, и пока что нет тенденции к снижению этой проблемы. ", ко всему этому: "Низкое качество общественного транспорта. Есть районы города, в которые ходят только одна маршрутка (максимум две), и эта маршрутка может не работать часами. Поэтому проживая в городе, люди вынуждены пользоваться такси, либо добраться пешком по несколько километров до точки, где есть другой общественный транспорт. Соответственно проблемы с передвижением. Также высокая стоимость проезда и отсутствие пересадочных билетов. То есть, если передвигаться по городу с пересадками, то общая стоимость проезда выходит дороже, нежели даже в Москве», - комментирует координатор общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук.

IMG_7292.jpg

Переполненные классы

Приезжим нужно быть готовым к тому, что привыкшие учиться в полупустых классах дети, возможно, будут испытывать дискомфорт.

Ещё одна трудность заключается в том, что школы города переполнены. Одной из самых больших проблем системы среднего образования по-прежнему является колоссальный миграционный приток. 1 сентября в 2021 году в Краснодаре произошло то, что можно назвать историческим событием для города - ряду учебных заведений не хватило для их обозначения традиционных «А», «Б», «В» и в ход пошли остальные буквы алфавита. Рекордсменом оказалась школа № 71, в ней сформировано 33 первых класса от «А» до «Я». Всего за парты в новом учебном году впервые сели 1080 детей. А в сумме в школы краевой столицы в 2021-2022 учебном году зачислено 174 472 ученика, что на 12 тысяч больше, чем в прошлом году. Впервые за партами оказались больше 21 тысяч детей. Эта цифра превышает прошлогоднюю на 1 000. У данной ситуации с небывалым количеством первоклассников есть разумное объяснение: Краснодар — один из самых быстрорастущих городов страны, где вместе с жителями увеличивается и число школьников.

Резиновые группы в детских садах

Подобное обстоит и с детскими садами. Хоть на 2021 год положение и улучшилось.

«В Краснодаре на данный момент в очереди в детские сады состоят 46,2 тыс. детей, что на 3,4% меньше, чем в прошлом году», - сообщил на городской планерке в июне прошлого года директор департамента образования Алексей Некрасов.

Причина этого может быть в том, что многие предпочитают муниципальному детсаду частный, это происходит из-за того, что в Краснодаре родители беспокоятся за переполненность дошкольных образовательных учреждений.

На просторах интернета можно прочитать отзывы такого содержания: «Детям приходится делить не только шкафчик для одежды, но и кровати; малыши спят валетом, так как кроваток в два раза меньше, чем детей; не хватает не только воспитателей, но и другого персонала; родителям приходится стирать постельное белье дома; дети постоянно дерутся за игрушки, так как их не хватает на всех».

Такая ситуация с детскими садами в Краснодаре длится уже несколько лет. Родители пишут жалобы в разные инстанции, обращаются к администрации, но проблема не решается.

Микрорайон мечты или очередной непродуманный проект

В северо-восточной части города планируется построить новый микрорайон на 200 тысяч человек. Город, получив такой жилой комплекс, отчасти может решить большинство вышеупомянутых проблем, вызванных перенаселением на Юге России.

«Приоритетом при планировке этой территории должна быть комфортная среда. Это должен быть не очередной спальный микрорайон, а современный административно-общественный центр. С административными зданиями, социальными учреждениями, скверами и парками, проспектами и бульварами, широкими улицами и площадями — тем, чего не хватает сейчас Краснодару», - сказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

В новом микрорайоне планируется построить восемьдесят детских садов, двадцать три школы, девять поликлиник и десять спортивных комплексов. По словам Алексеенко, это самый крупный в России проект комплексного развития и планирования городского пространства.

Мнение эксперта

Участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович считает, что власти планируют построить практически новый город, не решив проблему в старой застройке.

WhatsApp Image 2022-01-10 at 15.33.55.jpeg

Мирослав Валькович

«У нас множество проблемных мест - пос.Российский, Музыкальный, Западный обход и пр. Даже центр города до сих пор без центральной канализации, и сливает все в Кубань без очистных сооружений. На это нужны значительные ресурсы. У нас до сих пор проблемы с энергосетями, с транспортной и социальной инфраструктурой. Мы должны себе сказать "стоп, пока не решим накопившиеся проблемы, не нужно создавать новые. Сейчас же мы видим, что будут вкладывать миллиарды в инфраструктуру в чистом поле, а для старых районов средств не находится», - говорит он.

Объективная правда

Корреспондент «Блокнот Краснодар» связался с людьми, которые переехали на ПМЖ в Краснодар.

Виталий, 23 года - приехал из города Петропавловск-Камчатский пять лет назад: «Нравится мне наверное то же, что и всем - климат в Краснодаре хороший, нет проблем с сугробами и большими лужами. Ещё плюс в развитой инфраструктуре, есть всё, что нужно для жизни и досуга. Город красив и облагорожен. Если хочешь на море - сел в машину, 3-4 часа и ты там. Из минусов то, что в последнее время здесь очень много людей, большие пробки, цены в Краснодаре не соответствуют зарплатам. Огромное количество жителей другой национальности, мне лично на это всё равно, но есть такие люди, которых это смущает».

photo_2021-12-09 08.52.22.jpeg

Алена, 25 лет - переехала из Архангельска четыре года назад и делится с нами советом: «Хорошо подумайте, прежде чем остановить свой выбор на этом городе. Теплая зима, близость моря - это хорошие перспективы, но многие умалчивают о невыносимой жаре летом в 35-40 градусов, которая может держаться неделями, без работающего 24/7 кондиционера выжить здесь невозможно. Ещё один существенный минус для меня, аллергика - сильное цветение».

Тимур, 21 год - переехал два года назад из республики Дагестан: «Ситуация следующая - я подумал и понял, что если сравнивать с тем местом, где я раньше жил, с Дагестаном, то плюсов особо нет, только два: климат получше и возможностей больше. А по поводу минусов, как и у всех, самый большой - это пробки».

Город был не готов

В России одним из самых привлекательных городов для переезда является Краснодар, в результате чего за последние десять лет население Южной столицы выросло вдвое. Ежегодно на ПМЖ сюда переезжают тысячи граждан, а еще больше людей мечтают сделать это в среднесрочной перспективе. Краснодар был не готов к такому запросу на новое жилье, социальную инфраструктуру и новые инженерные коммуникации.

«На самом деле не хочу давать те или иные советы приезжим. Ну разве кроме одного - не создавать лишний спрос на некачественное жилье. Будьте максимально требовательны. Пока люди готовы покупать в чистом поле квартиры в "человейниках" - застройщики будут удовлетворять этот спрос, не работая над качеством», - говорит Мирослав Валькович.

Каждый год южная столица России обновляется - реконструируются исторические здания, появляются новые парки, внедряются современные технологии. Наши власти работают над стратегией развития растущего города и административной реформы, планируя новые районы, открывая детские сады, школы, но темп развития всё равно идёт очень медленно.

«Единственный плюс для людей, которые переезжают из северных регионов в Краснодар является только климат и всё что с ним связано. С этим зачастую нельзя связывать продукцию, местные сезонные продукты ещё как-то можно найти на рынке, а так в принципе наши цены не отличаются от других регионов», - считает координатор общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук.

WhatsApp Image 2022-01-10 at 15.32.26 (1).jpeg

Марина Репещук

Негативов гораздо больше, отмечает она.

«В Краснодаре перенаселение не рассчитано на объекты социальной инфраструктуры, поэтому колоссальные очереди всюду, и нет и не будет в ближайшие десятки лет достаточного количества мест для детей в школах. Нет и не будет в ближайшие десятки лет достаточного количества поликлиник и вообще достаточного количества мест в них, поэтому сейчас медицинское обслуживание в Краснодаре находится в крайне неудовлетворительном состоянии», - добавила Репещук.

photo_2021-12-09 08.55.28.jpeg

Говоря об экологии, спикер отметила, что с годами она будет только ухудшаться в Краснодаре.

«Строительство домов явно опережает темпы озеленения в городе, поэтому воздух не успевает очищаться (особенно из-за сжигания рисовой соломы и подпольных свалок), а только способствует развитию различных заболеваний. Стоит напомнить, что наш край, который внешне кажется весьма благодатным, занимает третье место по онкологии в России.

Следующее, что должны понимать жители, переезжающие с других регионов - это высочайший уровень коррупции. Также высокий уровень безработицы и низкий уровень зарплат. Следует понимать, что спрос превышает предложение - то есть количество переезжающих сотрудников выше, чем количество рабочих мест. Люди идут даже на более низкую зарплату, почему ? Потому что работать негде», - сказала Репещук.

WhatsApp Image 2021-11-30 at 11.45.10.jpeg

Таким образом у переселения в Краснодар больше минусов, чем плюсов. И людям, которые ведутся на рекламу и считают, что в Краснодаре жить очень удобно и комфортно, нужно тысячу раз подумать. Дело в том, что сейчас намечается тенденция не только притока новых жителей, но и оттока. Те кто уезжают, в основном едут в Ростов-на-Дону, Москву и Санкт-Петербург.

«Помимо традиционных “хороший климат и близко море” среди плюсов я бы добавил бурно растущий рынок за счет притока новых жителей. Это хорошие условия для инвестиций и развития бизнеса, особенно для крупных компаний, которые долгое время не рассматривали Краснодар в качестве приоритетного. Теперь Краснодар - третий в стране, самое время занимать соответствующие ниши.

И тут же минусы, опять же, помимо традиционных “отсутствия инфраструктуры, не поспевающей за развитием города” - низкая заработная плата. Как ни странно, при таком гипертрофированном росте населения, причем, преимущественно трудоспособного, мы являемся одними из лидеров по количеству вакансий на рынке труда», - говорит Валькович.

уу.jpeg

Таким образом, спикер советует не спешить переезжать в Краснодар.

«Дождитесь развития соответствующей инфраструктуры, но самое время начинать организовывать тут бизнес», - резюмирует он.

Виолетта Мелицкая

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: АНАЛИТИКА  
Краснодарперенаселение
4
5