В Краснодаре 7 раз останавливали предварительное следствие по уголовному делу, несмотря на замечания прокуратуры
Фото: из личного архива
Читайте также:
- На Кубани полицейского подозревают в избиении задержанного за громкий голос (15.04.2020 11:32)
- «Система не работает», - жительница Кубани рассказала о трудностях дистанционного обучения (15.04.2020 10:29)
- Мэр Краснодара записал видеообращение к жителям города (15.04.2020 09:10)
Работа правоохранительных органов Краснодарского края уже давно вызывает массу вопросов. Порой кажется, что все ясно и очевидно, но почему-то стражи закона иногда затягивают расследование дел под различными предлогами. Так происходит и сейчас в отношении экс-руководителя земельного комитета Кубани. Но начнем по порядку.
Для начала вспомним основных действующих лиц.
В 2004 году у Людмилы Шибеко, на тот момент директора ГУП «Кубанский научно-исследовательский и проектно-изыскательный земельный центр», родилась дочь от бывшего руководителя комитета по земельным вопросам Краснодарского края, ныне преподавателя КубГАУ Николая Радчевского. Мария – инвалид с детства с особенностями развития. У Радчевского была своя семья, но они все равно продолжали общаться с Шибеко. Племянница Людмилы Шибеко Юлия Заболотина с 2011 года помогала тете ухаживать за дочерью.
В апреле 2017 года у Людмилы Шибеко случился инфаркт, после чего, по словам Юлии, Радчевский начал активно интересоваться имуществом Людмилы. Эти расспросы воспринимались Людмилой болезненно, она фактически постоянно находилась в состоянии стресса от поведения отца своего ребенка.
В декабре 2017 года на почве нервных переживаний у Шибеко случился инсульт. После относительной нормализации состояния она решила оформить доверенность, согласно которой право распоряжаться имуществом получает ее племянница. Она также составила завещание, в котором часть своего имущества передала Юлии Заболотиной, а часть – дочери. Все документы имеются в распоряжении редакции.
17 мая 2018 года Людмила Шибеко скончалась. Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела (имеется в распоряжении редакции), незадолго до смерти она получила сообщение о том, что по доверенности, выданной на имя Николая Радчевского, некое лицо продало ее квартиру в Москве. Это новость повергла женщину в шок и у нее не выдержало сердце.
Надо отметить, что за несколько дней до этого Людмила Шибеко обращалась в полицию, где заявила, что доверенность Радчевскому не давала, а распоряжаться ее имуществом может только племянница Юлия Заболотина.
Естественно, следственные органы полиции Краснодара возбудили уголовное дело и наложили арест на имущество. Вот только интересно то, что затем целых семь раз приостанавливали предварительное следствие и прекращали уголовное дело. Данные действия, позволившие снять арест с имущества, шли вразрез с позицией городской прокуратуры, признавшей многочисленные нарушения в действиях полиции.
Как следует из письменного объяснения Людмилы Шибеко, данного врио начальника УЭБиПК МВД РФ по Краснодарскому краю полковнику полиции Залуцкому, в мае 2018 года она получила по почте документы из Росреестра о приостановке продажи земельного участка с садовым домиком в хуторе Дюрсо под Новороссийском за 6 млн рублей. Сделка не прошла, потому что участок находился в долевой собственности и для купли-продажи требовалось ее нотариальное удостоверение.
После этого Людмила обратилась в Росреестр и потребовала приостановить любые сделки с недвижимостью без ее личного согласия. Как оказалось, участок вместе с домом в марте 2018 года Николай Радчевский пытался продать некоему Сергею Фромму действуя по доверенности, которую ему якобы выдала Шибеко (договор купли-продажи имеется в распоряжении редакции).
Доверенность, которая имелась на руках у Радчевского, как заявляла Людмила, она не подписывала. За нее документы подписал рукоприкладчик Владимир Коновалов, который жил по соседству. Основанием, чтобы вместо Шибеко доверенность подписал рукоприкладчик, явилось то, что Людмила после перенесенного инсульта якобы, по утверждению Николая Радчевского, находилась в недееспособном состоянии. Доверенность составила нотариус Ольга Тимохина.
Вместе с тем Юлия рассказала, что Людмила 4 апреля 2018 года обратилась в специализированную психиатрическую больницу №7, специалист которой осмотрел ее и пришел к заключению, что женщина в психиатрическом наблюдении не нуждается и отдает отчет в своих действиях.
Людмила встретилась с психиатром по настоянию нотариуса, которому требовался документ о ее дееспособности для составления завещания и доверенности на Заболотину.
Кроме того, Шибеко в феврале 2018 года закрыла больничный лист. Находясь дома, она не вызывала скорую помощь, и, более того, продолжала работать, встречаться с подчиненными и подписывать документы. Она была уволена с занимаемой должности только 30 марта 2018 года.
За три дня до своей смерти в том же письменном объяснении, с которым она обратилась в полицию, Шибеко написала, что никакой доверенности Радчевскому, а также разрешения на продажу своего имущества не давала. Единственным представителем ее интересов является Юлия Заболотина. Соответствующая нотариальная доверенность была оформлена ранее. Заявление Шибеко подписала собственноручно.
Как рассказывала Заболотина, Шибеко попросила ее увезти в Белоруссию к родственникам, чтобы немного «отдохнуть» от общения с Радчевским. Выезд запланировали на 17 мая. Спустя несколько часов после отправления из Краснодара Людмиле позвонили и сообщили о продаже квартиры в Москве.
По заявлению Шибеко в полицию 2 августа 2018 года было заведено уголовное дело по факту обмана при оформлении доверенности Радчевским, а также продажи обманным путем имущества (постановление о возбуждении уголовного дела есть в распоряжении редакции). Однако дело завели на неустановленное лицо.
Как стало известно из постановления о возбуждении уголовного дела, Николай Радчевский передоверил доверенность своему сыну Александру, который переоформил квартиру в Москве на Дмитрия Соколова.
После этого Октябрьский районный суд Краснодара в постановлении от 16 октября 2018 года принял решение наложить арест на проданную в Москве квартиру, поскольку договор купли-продажи оформлялся по доверенности, выданной, вероятно, обманным путем.
11 декабря 2018 года уголовное дело, возбужденное вновь по факту, а не в отношении конкретного лица, решением начальника следственного управления УМВД по Краснодару подполковника юстиции Редковского передается из следственной части УМВД в отдел полиции Центрального округа Краснодара. Им поручили заняться молодому следователю лейтенанту юстиции Титову.
Следователь Титов, согласно постановлению о принятии уголовного дела, которое также имеется в распоряжении редакции, принял дело 28 декабря 2018 года. И в тот же день постановил приостановить предварительное расследование, поскольку его срок истек, а установить причастных к нарушению закона людей «не представилось возможным».
Прокуратура отменяет это постановление. Но уверенный в себе следователь Титов 10 февраля 2019 года вновь приостанавливает предварительное расследование, а 15 февраля и вовсе закрывает уголовное дело. И в этот же день Титов отменяет арест имущества – квартиры в Москве, – который было наложен Октябрьским районным судом.
На решение о приостановке предварительного расследования снова реагирует прокуратура и требует его возобновить. Однако Титов 14 июня 2019 года ровно теми же формулировками, что и раньше, отменяет его. Потом еще раз 14 июля, и еще раз 4 августа, и еще раз 15 ноября, и еще раз 28 декабря. Отмена ареста на имущество прошла «незамеченной».
Согласно мнению прокуратуры города Краснодара, в ходе предварительного следствия были допущены многочисленные нарушения законодательства. В частности, в постановлении от 11 декабря, которое имеется в распоряжении редакции, говорится, что дело «фактически не ведется, наступательная позиция следствия не занята, предмет доказывания в полном объеме не определен, по делу допущена волокита».
Действия следователя, а также руководства следственного отдела оцениваются как недостаточно эффективные. Указано, что телефоны Радчевского, Тимохиной и Коновалова, которые утверждают, что были в момент подписания доверенности дома у Шибеко, следствию необходимо проверить по базовым станциям сотовых операторов и установить истинное место пребывания этих лиц на тот момент.
Временно исполняющему обязанности начальника отдела полиции (ЦО) СУ УМВД России по Краснодару Чилову внесено представление «устранить нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного следствия». О результатах он должен отчитаться в прокуратуру по Центральному округу Краснодара.
Сейчас Юлия Заболотина вместе с адвокатами хочет попасть на прием к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, а также будет ходатайствовать о передаче материалов дела в указанное ведомство.
По словам Заболотиной, ей не поступали извещения о принимаемых процессуальных решениях, что, безусловно, нарушало ее права, и она хочет довести эту информацию до сведения руководства СК РФ.
К Николаю Радчевскому у Юлии также есть ряд вопросов: «Даже если он действовал «законно», по так называемой доверенности, то где находятся средства, вырученные от продажи московской квартиры Людмилы Шибеко? И почему сама хозяйка имущества узнала о сделке лишь спустя несколько месяцев после ее проведения в день своей смерти?»
Костя Черный