«Во мне до сих пор течет кровь любви всей моей жизни — Катюши», - Ветеран ВОВ из Ейска
Читайте также:
- «Корчась в огне, Берлин сегодня держит ответ перед миром», - новость из кубанской газеты 1945 года (09.05.2018 11:16)
- Губернатор Кубани возложит цветы к Вечному огню и пройдет вместе с «Бессмертным полком» (09.05.2018 09:53)
- Во сколько будет салют в Краснодаре 9 мая (09.05.2018 07:37)
- Штормовое предупреждение на День Победы объявили в Краснодарском крае (09.05.2018 06:40)
Ветеран Великой Отечественной войны 98-летний Михаил Геженко, родившийся в Ейске в 1920 году, прожил долгую счастливую жизнь. Он повидал смерть на войне, счастье семейной жизни, скитания, разруху, воплотил свою мечту, похоронил жену и дочь. Уже долгие годы он живет в Кишеневе, столице Молдавии.
С самого своего детства Михаил Денисович нес мечту, которую воплотил и которой отдал всю свою жизнь — стал актером. Лучшим другом Геженко был Сергей Бондарчук — прославленный режиссер, памятник которого стоит в центре города, отец Федора Бондарчука. С ним Михаил Денисович ловил бычков в Азовском море, ставил школьные спектакли и мечтал о большом театральном будущем.
После окончания школы Геженко вместе с Бондарчуком едет в Ростов и поступает в театральное училище. После обучения, в 1940-м году, Михаила Денисовича призывают в армию и пути с Федором Бандарчуком навсегда расходятся. Лишь однажды, в 60-е годы, Геженко ездил в Москву и звонил Федору Бондарчуку, который прославился на всю страну. Но встретится не получилось. Слишком занят был режиссер.
Михаил Геженко и его одноклассник Сергей Бондарчук
Через год, рано утром 22 июня, Геженко и других 18-летних парней поднимают по тревоге и отправляют в Москву.
- На одном из полустанков нам стали раздавать оружие и распределять по войскам – меня определили в минометное отделение. Нам, 18-летним мальчишкам, в тот момент не было страшно, потому что мы не понимали того ужаса, который ждал нас впереди, - передает слова ветерана «Блокнот Молдовы».
В конце 1941-го года минометное подразделение попадает под массированный обстрел немцев. Выжил один Михаил Денисович. Его чудом заметили санитары.
- Видел ужасы, которые творили фашисты при отступлении. А некоторые эпизоды спустя десятки лет так и всплывают перед глазами - как на колючей проволоке висел расстрелянный маленький ребенок. Смерть витала повсюду, этот въедливый, жуткий, не дающий покоя запах смерти... Такое не прощают и спустя сто лет, двести, тысяча. Очень обидно, что и сегодня, казалось, в мирное время, наблюдаю за подобными кощунственными вещами в телевизионных передачах. Разве ради этого мы сражались? - говорит Геженко.
После ранения Михаила Денисовича определили в часть снабжения. С войсками дошел до Берлина. В Югославии под Белградом получил второе ранение. Требовалось срочное переливание крови. Свою кровь пожертвовала медсестра Екатерина.
- До сих пор во мне течет ее кровь. Так я встретил единственную и самую большую любовь всей моей жизни – мою Катюшу, - вспоминает Геженко.
Михаил и его супруга Екатерина, заслуженная артистка кукольного театра
Свадьбу сыграли 22 апреля в Берлине, в советском консульстве. После начались скитания по разрушенным советским города. Поскольку Екатерина была иностранкой, ей не давали разрешения на работу в областных городах. Семья, а уже подрастала дочь Елица, сменила Свердловск, Владивосток, Николаев. Везде были ужасные условия жизни. Не было подходящей работы. А Михаил Денисович все мечтал устроиться в театр.
В Николаеве он знакомится с заслуженным деятелем искусств Молдавской СССР Евгением Венгрэ, который приглашает его в Кишенев и устраивает в театр.
Михаил, Екатерина и Елица
- Я очень полюбил свой театр и люблю по сей день, я отдал ему 65 лет своей жизни. Мне в нем работалось с радостью, я вспоминаю полные залы и признательность зрителя. Играть роль Ленина доверяли только мне. И, на мой взгляд, повторить ее в таком амплуа после меня уже не смог никто. До своих 96 лет я выходил на сцену и играл в труппе Государственного Русского драматического театра имени Чехова, и, несмотря на то, что официальной бумаги о звании народного артиста МССР у меня на руках нет, я с благодарностью говорю о своей актерской судьбе, - рассказывает Геженко.
Михаил Денисович похоронил свою жену Екатерину, молодую дочь Елицу, умершую от рака. Зять с внуками живет в России. Зовет к себе, но Геженко отказывается. Пустил корни — не перерубить. Да и в Кишеневе лежит любимая Катенька. Михаил Денисович не может бросить ее одну. Говорит, что ляжет в землю рядом с ней.
Новости на Блoкнoт-Краснодар