Александр Пивень на Кубани: он писал на балачке, был атаманом, поддерживал белых и кончил жизнь в доме престарелых
![Александр Пивень на Кубани: он писал на балачке, был атаманом, поддерживал белых и кончил жизнь в доме престарелых Александр Пивень на Кубани: он писал на балачке, был атаманом, поддерживал белых и кончил жизнь в доме престарелых](http://s1.bloknot-krasnodar.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/49c/ser1a3x1ko0uvc4fagvlz2fiw3x2s5r3/irmortaithrhi1sbsghasohklkwgypp0qghmrh_yhozjiwc3j7p6bvsagzg_r8kljoyqamem_448x400.jpg)
Фото: музей им. Фелицына
Читайте также:
- Маргарита Симоньян придумала новый рецепт окрошки (03.06.2024 15:33)
- В Краснодарском крае назвали 5 малоизвестных достопримечательностей для туристов (03.06.2024 14:04)
- Полуголый краснодарец пустился в пляс в центре города (03.06.2024 14:01)
- В Краснодаре назвали улицы-лидеры прошлой недели по эвакуации авто (03.06.2024 11:43)
- Анапа обскакала Сочи: россияне рвутся в Краснодарский край (03.06.2024 10:44)
3 июня 1872 года родился Александр Пивень – выдающийся этнограф, собиратель фольклора и поэт Кубани. «Блокнот Краснодара» рассказывает о некоторых моментах трагичной судьбы Александра Ефимовича.
Кубанская литература, как и вся кубанская культура удивительно многогранна и разнопланова. В течение веков они впитывала вы себя талант, творческие идеи, художественное мастерство потомков запорожских, донских и кубанских казаков, горных народов Северного Кавказа. На Кубани долго и плодотворно взаимодействовали традиционная восточно-украинская культура и культура южнорусская. Итогом такого взаимодействие до сих пор является уникальное и неповторимое литературное, художественное, песенное, танцевальное наследие, ставшее основой нынешней культуры Кубани – самобытной, яркой, интересной.
Из семьи псаломщика до атаманства и фольклора
И одним из блестящих представителей именно такой культуры является Александр Ефимович Пивень. Блестящим, но, практически неизвестным и забытым. К сожалению, у многих представителей поколения российских людей рубежа 19-20 веков выдалась именно такая судьба – они стали жертвами того переломного времени революций и Гражданской войны. Они выбрали свой путь и, никто не вправе винить их за этот выбор.
Александр Пивень родился 3 июня 1872 года в семье псаломщика станицы Павловской Ейского отдела Кубанской области. Мать Александра также была женщиной образованной и начитанной. Поэтому он с пяти лет умел читать и писать. Позже будущий фольклорист продолжил образование в станичной школе и в Екатеринодарском духовном училище. Уже в это время он проявил искреннюю заинтересованность к народным песням, танцам, церемониям, обрядам, которые он внимательно изучал и записывал.
Огромную роль в выборе жизненного пути Александра сыграли два человека. Учитель русского языка и литературы Василий Андреевич Щербина познакомил будущего писателя с основными правилами стихосложения и привил любовь к литературному творчеству.
А знаменитым кубанский этнограф Митрофан Алексеевич Дикарев пристрастил Александра к собиранию казацкого фольклора. Причем сначала Пивень просто записывал для Дикарева фольклорные материалы из жизни черноморских казаков, а после смерти этнографа уже самостоятельно собирал кубанские сказки, легенды, предания, традиции, обряды и другие бесценные образцы местного фольклора.
Успеху этого занятия в немалой степени способствовало то, что в конце 19 – начале 20 веков Пивень служил писарем в станицах Незамаевской, Веселой, Новоивановской, Новорождественской, Новолеушковской, Шкуринской, два года атаманствовал в станице Павловской. И Александр Ефимович достойно исполнял свои обязанности - писаря, судьи, атамана родной станицы Павловской, должности в правлении Ейского, Екатеринодарского отделов Кубанской области.
Торба смеха и 28 литературных сборников
Пивень знал жизнь народа изнутри, он не мог пропустить мимо себя крупицы народного творчества и не мог не представить своим современникам и грядущим поколениям лучшие образцы кубанского фольклора.
С 1904 г. Александр Ефимович начал публиковать многочисленные сборники кубанского фольклора в издательствах Москвы, Киева, Харькова и других. Печатались эти сборники на черноморском диалекте, кубанской балачке – удивительной смеси нескольких языков. Первая книга вышла в Одессе пятитысячным тиражом и была раскуплена в три месяца. Станичное правление, управление отделами, а особенно казачьи полки, батальоны выписывали сборники сотнями, поскольку каждый хотел иметь у себя книгу на родном языке. По сведениям музея им. Фелицына, знаменитые сатирические вирши поэта про «Горилку…» распространялись даже в граммофонной записи.
До 1920 г. Пивень издал 28 своих сборников. Особенно популярными, выдержавшими множество переизданий были: «Сим кип брехеньок» («Семь куч побасенок»), «Торбина смиху та мишок реготу» («Торба смеха и мешок хохота»), «Черноморские выдумки, или три короба», «Казацкие шутки и смех всем людям для развлечения», «Козацьки розвагы» («Казацкие развлечения»), «Збираници повный мих на забаву и на смих» и др.
Его сочинения, пересыпанные народным юмором и остроумием, никого не оставляли равнодушными. Его творчество, его исследования кубанской казачьей культуры, его этнографические записи и наблюдения просто бесценны! Ибо другого исторического материала о культуре Кубани того времени просто не сохранилось, как и многих пословиц, припевок, баек, описаний народных обрядов тоже, да, по большому счету и языка, на котором всё это блестяще описывал Александр Пивень.
Выбор, забвение, восстановление исторической справедливости
В годы Гражданской войны Пивень сделал свой выбор и стал на сторону белого движения. Популярность Александра Ефимовича в то время на Кубани была огромной. Есть свидетельства, что, когда он обратился к представителям правительства с вопросом, чем он может помочь в борьбе против большевиков, последовал ответ: «Езжай по станицам и читай свои произведения, больше ничего не надо». На эти его выступления собиралось по десять тысяч человек…
Естественно, что после победы на Кубани красных для него был только один путь – в эмиграцию. Он долго жил в Греции и Югославии. Печатался в журналах «Казачьи Думы», «Вольная Кубань», «Путь казачества», «Вольное казачество». Последние свои годы посвятил философии и религии. Остаток жизни провел в доме престарелых в Германии, о чем рассказывал следующими словами: «Живу я в богадельне, где нас, старых, кормят очень плохо: супом с брюквой, гнилой картошкой в мундирах и всяким хламом. От чрезвычайной близости к дому анафемского Немецкого моря дуют страшные ветры, постоянный очень сильный дождь, и все время такая холодная погода, что нельзя нам во двор и носа показать. Нам здесь не жизнь тихая и спокойная, а невыносимая тяжесть!».
В апреле 1962 года Александр Ефимович Пивень скончался, так и не успев закончить свой сборник, который хотел назвать «Кубанский кобзарь».
Прекрасно, что в последнее время историческая справедливость восстанавливается. В 1995 году издательство «Советская Кубань» выпустило книгу Александра Ефимовича «Торба смеха и мешок хохота», его изучают и им интересуются.
Но, по большому счету, иначе быть не может. Александр Ефимович Пивень до конца служил России своим талантом. Он обязательно останется в памяти народа, потому что сам является неотъемлемой частью этого народа. А его творчество – это история и неоценимое достояние самобытной и неповторимой культуры Кубани.
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар