Бывшие зэки, учителя и спортсмены: на Сенном рынке Краснодара процветает торговля живой силой
Каждый день они, вооружившись табличками, ждут клиентов
Читайте также:
- В Краснодаре дворец дочери бывшего вице-губернатора Ахеджак на Затоне покрылся грибком и плесенью (17.04.2023 10:34)
- Краснодарцы с куличами и яйцами встретили Пасху в Свято-Троицком соборе (16.04.2023 11:10)
- Байкеры с Галицким хотят отметить Пасху: недетские новости Краснодара (15.04.2023 14:38)
- Присвоившую самой себе звание Почетного гражданина Краснодара Веру Галушко “забыли” на сайте городской Думы (14.04.2023 16:11)
- Слёзы генералов, окрошка и Вагнер: как отдыхают бойцы СВО в «Батальоне Варенички» в Краснодарском крае (06.04.2023 14:20)
В районе Сенного рынка в Краснодаре к 18 апреля торгуют не только овощами и фруктами, но и, фактически, людьми. Каждое утро мужчины выстраиваются в ряд, надевают на себя таблички, предлагая различные услуги в качестве рабочей силы, в основном на стройке, и ждут прихода «заказчиков». Почему эти люди не обращаются за помощью в Центр занятости населения, почему не размещают свои услуги через Интернет, не ищут работу на различных ресурсах по подбору вакансий, как на них реагирует полиция и как они вообще попали на Сенной рынок — разбирались журналисты «Блокнота Краснодара».
«Встанем в ряд плечом к плечу — нас выбирают»
Излюбленное место «охотников за работой» - пересечение улиц Октябрьской и Будённого, как раз напротив Сенного рынка. Центр города. Продавцы из местных киосков, прохожие и стражи порядка не обращают на них уже никакого внимания — привыкли. Да и они, как сами уверяют, ничего не нарушают - «Мы же работу ищем, кому мы мешаем, не просто так здесь стоим».
Такая «живая ярмарка вакансий» здесь образовывается каждый день, из года в год. Выходят работники ранним утром, и стоят, пока «клиент» не придёт. Иногда полчаса, а иногда день впустую простоять могут.
Сенной рынок - старейший рынок Краснодара
Многие приходят сюда за быстрыми деньгами аж с 2000-х годов — именно тогда в районе Сенного рынка стали предлагать «живую силу».
При виде журналистов работники в большинстве своём прячутся, быстро снимают таблички, отворачиваются, уходят — мало ли, кто узнает. Стесняются. Общаются неохотно. Но попадаются и достаточно разговорчивые.
- Здесь раньше как было. Стояли плечом к плечу вокруг всего квартала, еще и до второго квартала доходило. Полтора-два квартала наши занимали. И нас выбирали. Это сейчас различные Avito появились, рабочие хостелы, объявления вот понаклеили — там заказывают работников. Но и сюда всё равно приходят. Привыкли. Когда один человек или два нужны, а не бригада целая, или когда срочно кого-то нужно. Например, у каменщика помощник в запой ушел. А ему надо работу закончить. Вот он сюда приходит, выбирает человека, по цене договорились — и пошёл работать, - поясняет Александр.
Вдоль этого тротуара обычно и выстраиваются работники с табличками
«После тюрьмы дороги на хорошую работу закрыты»
Александр всю жизнь живёт в Краснодаре. Стоит у Сенного в любую погоду и предлагает услуги разнорабочего. Говорит, что у него профессия, конечно, есть, но из-за жизненных неурядиц пока может подрабатывать лишь таким вот образом.
Изначально объясняет, что работает в районе Сенного рынка месяца три-четыре, но затем выясняется, что намного дольше. Правда, с перерывами. В ходе беседы с грустью признаётся, что сидел. За что — говорить отказывается. Стыдно. На хорошую работу устроиться после тюрьмы довольно сложно, а кушать хочется всегда.
Александр готов браться практически за любую работу. На груди висит табличка из картона.
- Первый раз, когда я увидел это место...Скажу вам откровенно, врать не буду, я находился в местах лишения свободы пять лет первые...И в 2001 году на троллейбусе проезжаю, а здесь в два ряда люди с табличками стоят. Я, честно говоря, если бы не на кресле сидел, а стоял, то так и сел бы от удивления. Чтобы в России люди стояли вот с такими табличками — ну это правительству нашему похлопать нужно. Я глазам не поверил, что такое вообще может быть, - вспоминает Александр.
Тогда искать работу подобным способом он не решился, а в 2003 году попробовал. С 2005 года приходил к Сенному рынку уже на постоянной основе.
- В принципе что, табличка не табличка, а тебя уже знают, только приходишь, подъезжают, зовут. Ну ладно, пацаны, я поехал. Сейчас наша «биржа» вымирает, мало нас осталось. Но летом будет больше. Будут приходить заказчики, человек по 40 собирать. Надо там на бетон к примеру в Новороссийск или в Геленджик, или просто на стройку частной гостиницы. Могут пять человек забрать, могут 10, могут 40, - объясняет наш собеседник.
Александр поясняет, что бывшему заключенному довольно трудно сейчас найти работу.
- Смотря куда ведь идти работать. Если на хорошую должность, в фирму — очень сложно. Только если по знакомству. Нужно, чтобы за тебя слово сказали. Что ты всё, с криминалом не дружишь больше, что просто оступился. А если не кому за тебя сказать — сложновато. Только если грузчиком или на стройку можно устроиться. Да даже в хорошую строительную фирму устроиться сложно, - вздыхает Александр.
Он отметил, что многие «работники с Сенного» перешли в Интернет.
- Появляется объявление, что в таком-то месте за такую-то сумму нужно сделать работу. Они заявку кидают, их приглашают. И всё. Процент свой получают. Я сейчас не располагаю возможностью работать через Интернет. Был в группе, но с телефоном своим расстался. Это временное затруднение у меня с работой. Зима была. Я три месяца пролежал в больнице. Серьезная болезнь у меня, говорить не хочу. Скажу лишь, что инвалидность оформить можно, - рассказывает работник.
Александр пытался устроиться через Центр занятости населения, но работу там предлагали либо на другом конце города, либо с низкой оплатой, которую еще подождать нужно.
- Стоять здесь не прикольно. Не то, что холодно, а просто не прикольно. Вставать на учет в Центр занятости — очень долго. Пока устроишься, оформишься, пока заработаешь. В это время нужно на что-то жить. А наличные деньги нужны сейчас. Для того, чтобы выжить. А здесь есть возможность заработать быстро.
Как правило, работу предлагают на стройках.
- Я, допустим, и черновой работой занимаюсь. Грузки-разгрузки. Чуть-чуть с бетоном могу, перевозки груза... Это подработки в основном. Бывает, что тебя и на море могут взять, на несколько месяцев. Да и здесь в городе можно попасть тоже на работу на несколько месяцев. Сейчас непогода, холодно, работы мало. А вот когда потеплеет — если бы не рабочие дома и не Avito всякие, здесь и пяти минут не успеваешь простоять бывает, а тебя уже на работу забирают. И работаешь полный рабочий день. Вчера допустим я смог заработать — правда, работал всего половину дня. Сегодня пока тишина, - делится мужчина.
Если не сильно тяжелая работа, объясняет Александр, разнорабочие за восьмичасовой рабочий день получают от двух тысяч рублей.
Это самое меньшее. Но это надо найти. Если работа потяжелее — стоимость дороже. Там уже как договоришься. Если тяжести вверх тягать — оно и больше стоит.
Заказчики могут и вечером подъехать — например, мебель разгрузить надо. Здесь тоже можно быстро и хорошо заработать. Поэтому «график» у работников из района Сенного рынка — ненормированный. Было бы свободное время.
Сам Александр сейчас стоит здесь до обеда. Если никто не подъехал — то и смысла большого дальше стоять нет. Летом, как сам отмечает, будет стоять полный день.
Обычно, рассказывает Александр, работодатели платят хорошо. Но бывает, что и обмануть пытаются.
- Ты же тоже видишь, с нормальными людьми разговариваешь или нет. Приходят и такие, которые пытаются обмануть. Денег сулят много, а в конце начинается... Или инструмент пропал, или еще что-то выдумывать начинают. Но чаще всего они не обманывают, а просто исчезают. Их потом найти трудно. Например, скажут, сейчас мол я тебе на карту деньги переведу. И всё. А ты сидишь и ждёшь. Звонишь, звонишь — а они трубку не берут, - качает головой краснодарец.
Трудовой договор с работодателями Александр не заключает:
- Да какой договор, если работы на день. Если на более долгий срок — бывает да, а бывает и нет. Но чаще нет. Но если ты хорошо работаешь, то и платят хорошо.
«Жить хочется, и кушать хочется»
Геннадий — противоположность Александра. Без договора с работодателем он не будет работать ни при каких условиях. Стоит у Сенного рынка лишь по той причине, что здесь можно прилично заработать. Поэтому и работает таким вот образом, «в полях», уже 25 лет.
У Геннадия хорошее образование — он учитель черчения. Но выходит к Сенному с табличкой: «Каменщик — плотник. Кровля, забор, сварка, электромонтаж».
- Я вообще учитель. Сейчас уже этого предмета нет, но я преподавал черчение. В школе платят мало. И жена у меня учитель — русского языка и литературы. Она уже на пенсии. 20 лет отработала. У нас двое детей, трое внуков, всем нужно помогать, поэтому работать в школе не вариант. Мы не протянем с такими зарплатами, а жить немножко всё-таки хочется. И кушать тоже немножко хочется, - признаётся Геннадий.
У Геннадия всё строго - сначала договор, затем работа
Он своей работы не стесняется, и даже, можно сказать, гордится тем, что делает. Ведь он честно зарабатывает себе на жизнь.
- В Центре занятости предлагают, как правило, работу на высотках. Это мне не подходит. А здесь работа самая разная, и есть выбор. Да и выгоднее намного. Там оклад и четкий график, а получить можно максимум 40-50 тысяч рублей. Меня это не устраивает. Здесь у меня выходит до двухсот тысяч рублей, - поясняет бывший преподаватель.
Простойные дни, отмечает Геннадий, конечно, бывают. Можно и неделю без работы просидеть. Стоит он в районе Сенного рынка столько, сколько захочется, четко выработанного времени у него нет - «график» гибкий.
- Работу предлагают здесь самую разнообразную по длительности. И на один день, и на месяц, и на полгода. Я договор всегда заключаю - это обязательно. Даже на один час заключаю. Предоставляю им бланк договора, он заключается при заказчике, забираю деньги, и тогда работаю. Деньги сразу — а потом и работа. А у работодателя будет наоборот. Сначала он посмотрит мою работу, а потом, если захочет, мне заплатит. А я этого не хочу, - рассказывает Геннадий.
Контингент работодателей, отмечает мужчина, очень разный - заказчики меняются каждый год. Поэтому запомнить всех просто невозможно, но глаз на непорядочных людей за 25 лет у Сенного рынка уже намётан.
Тренировал детишек, а теперь вывозит строительный мусор
Еще один наёмный работник представился Антоном. Говорить на камеру мужчина отказался — стесняется. Раньше он обучал ребят кикбоксингу, поэтому не хочет, чтобы подопечные его узнали.
Тренером Антон работал в одной из детских школ, но ему пришлось уволиться, так как, с его слов, «большие фирмы с огромным количеством тренеров подминают под себя маленькие» и, по факту, забирают у простых людей работу.
Антон берётся за разные работы
В качестве примера он привёл одно из популярных такси, когда появляется агрегатор и массово всех клиентов себе забирает. Так Антон и остался без работы.
Уже два года он стоит в районе Сенного рынка. Здесь он научился устанавливать двери, укладывать кафель и ламинат. Сначала работал с мастером. Когда накопил на свои инструменты, стал работать один.
Сейчас берёт самые разные работы. Бывает, едет двери ставить, бывает, штукатурит, а бывает и мусор строительный выносит.
Полиция нас в лицо знает
Стражи порядка, отмечают необычные работники, ими не интересуются. Да и чем можно привлечь внимание полиции, если люди просто пытаются заработать своим трудом.
- Если ты ничего не нарушаешь, не валяешься пьяным, зачем они будут забирать, выгонять? Раньше, бывало, были проблемы, приходили, забирали некоторых «наших». Или допустим в целях безопасности, при угрозе теракта, ходят, смотрят, документы проверяют. А так, если ты не пьёшь, пришел работать — никто тебя не тронет, - объясняет Александр.
- За что нас полиция может гонять? Я ищу работу, какие противоправные действия с моей стороны могут быть? Всё спокойно у нас, - подтверждает Геннадий.
Почему работники не ищут вакансии через Интернет, ведь это удобнее — четко так никто и не пояснил. Возможно, на тех же сайтах с предложением услуг идет слишком большая конкуренция, и, чтобы там реально тебя увидели, необходимо вкладываться в рекламу. А это не маленькие деньги.
В Краснодаре только на одном из интернет-сайтов с объявлениями услуги разнорабочих предлагают 412 человек
Объявление, конечно, выложить можно — пускай висит. А напротив Сенного рынка место «пригрето» - заказчики точно знают, что здесь кто-нибудь да стоит, и, возможно, это будет даже эффективнее, чем искать твоё объявление среди сотен таких же.
Возраст соискателей самый разный
Сами работники признаются, что на так называемой живой ярмарке рабочей силы можно найти огромное количество разнообразных мастеров — кто-то сантехник, кто-то электрик, а кто-то отлично делает стяжку. Так что нужный мастер всегда найдется, да и по цене можно на месте договориться. Так и работают.
Свои услуги краснодарцы предлагают в любую погоду - даже в снег. Главное - на жизнь заработать.
Ксения Мальшакова
Фото: Александр Харченко
Видео: Сергей Трубин