Краснодар Вторник, 07 января
Культура, вчера, 17:00

Экскурсии по ночному кладбищу, самоцензура и секреты фестиваля муралов: до чего дошла культура в Краснодаре

Крупнейший мурал-фестиваль в ЮФО, пожар в книжном магазине "Чарли", ночные экскурсии по кладбищу и самоцензура. Рассказываем 5 января, до чего дошла культура в Краснодаре в 2024 году. 

Культура - это та сфера, которая играет ключевую роль в развитии любого города, формируя его ценности и духовный потенциал. Важнее всего, что она создает невидимый мост между различными поколениями и народами, помогая им формировать единую сферу, в которой абсолютные противоположности могут сблизиться. 

Разобраться в ней не так легко, именно поэтому журналист "Блокнота Краснодара" Анна Гуазова решила пообщаться с двумя творческими людьми, обладающими не только теоретическими знаниями в этой области, но и практическими. О главных изменениях в сфере культуры города рассказали экскурсовод и главный редактор издательства «Асебия» Федор Смоляков и художник, произведения которого краснодарцы часто наблюдают на многоэтажках, Георгий Куринов (известный под псевдонимом GOOZE_ART).

Полный подкаст можно посмотреть ниже. В тексте мы выделили лишь основные темы обсуждения. 

Подкаст:

- Как в 2024 году изменилась культурная жизнь Краснодара? 

В 2024 году сфера культуры, к сожалению, не стала одной из ведущих отраслей краевой столицы, отмечают приглашенные спикеры. Однако, несмотря на это, и здесь произошли значительные изменения, за которыми люди искусства тщательно следили. В первую очередь, печальной новостью стало то, что независимый книжный магазин «Чарли» сгорел, единственная независимая галерея Татьяны Лариной вынуждена была закрыться, а музыканты авангардных проектов практически все ушли в кавер-группы. Почему же так случилось, рассказал Федор Смоляков.


Фёдор: С моей точки зрения, культурная жизнь Краснодара в 2024 году очень многое потеряла. Одним из итогов года является то, что книжный магазин «Чарли» сгорел. Это единственный независимый книжный магазин, где можно было не только купить книгу, но и найти единомышленников. Если мы говорим про художественную сферу, то с этим становится с каждым годом все хуже, кроме выставочного зала, который тоже закрылся на ремонт. Единственным независимым пространством долгое время оставалась галерея Татьяны Лариной, которая в этом году тоже закрылась. С музыкальной сценой произошло в 2024 году то же самое, я поговорил со своими друзьями-музыкантами, которые из каких-то авангардных проектов чуть ли не все ушли в кавер-группы, потому что это единственная возможность играть какую-то музыку, не боясь за самого себя. Пожалуй, единственными крупными проявлениями в музыкальной жизни города – это был выход альбома группы «Калонтар». Можно вспомнить «Газель смерти», абсолютно топовый проект, где Денис на своей полуживой "газели" колесит по всей стране, и в этой "газели" он везет какую-то группу. В этот раз в "газели" ехала краснодарская группа «Мармарал» например.

В период пандемии культурная жизнь была более насыщенной и разнообразной, признаются спикеры. Сейчас же сфера искусства, особенно стрит-арт, переживает некоторый спад. Хотя в этом году состоялся масштабный и успешный мурал-фестиваль, за исключением этого события, примечательных проектов в этой области практически не было. В прошлом существовали небольшие инициативы, финансируемые либо небольшими грантами, либо за счет сбора донатов (денежное вознаграждение), как, например, в случае с картиной Георгия Куринова «Весна» на пересечении улиц Дзержинского и Лузана.

Георгий: Хорошо подметил Федор, что даже в ковидный год было больше интересных и независимых активностей. Сейчас культура, связанная с искусством, немножко кастрирована. Да, в этом году случилось прекрасное событие, которое я ждал очень давно – это мурал-фестиваль. Он был действительно очень классный, но опять же, с ним была куча но. Если мы его вычеркиваем, то практически ничего интересного в сфере стрит-арта и не было. Подобных масштабных фестивалей ранее не было, но были более мелкие проекты. Все мои фасады создавались не в рамках одного проекта, их было множество – то кто-то из молодежи выиграет грант небольшой, и мы можем уместиться и сделать парочку фасадов, либо я всем трезвоню и собираю донаты.

- Какие отрасли нуждаются в изменениях?

Эксперты считают, что проблема развития культуры кроется не только в недостаточном финансировании, но и в самом подходе к ее организации. Помимо государственного искусства, необходимо развивать неофициальную творческую сферу, для чего, в свою очередь, требуется снизить уровень цензуры и самоцензуры, говорит Федор. Сейчас же, некоторые художники, писатели и музыканты ограничивают себя в творчестве из-за страха перед возможным «наказанием».


Фёдор: Я думаю тут даже не сферу надо брать, а сам подход. Культура развивается в том случае, когда есть сфера государственного искусства, например Кубанский казачий хор. Но, если мы поедем в какую-нибудь станицу Новороссийскую, где собственно и живет народная культура, дома культуры будут представлять собой максимально плачевное зрелище, где ни аппаратуры, ни финансирования и, кроме директора со сторожем, там больше никого и нет. Поэтому всегда должно существовать неофициальное искусство, а для этого необходимо раскручивать гайки, чтобы не только цензура не влезала в действия этих людей. 

- Какие проблемы вы можете выделить в сфере культуры Краснодара в 2024 году?

Несмотря на значительное финансирование со стороны Министерства культуры Краснодарского края, направленное на поддержку выставок и культурных мероприятий, отдельные проблемы остаются нерешенными. В качестве примера Федор приводит затянувшуюся на 13 лет историю с реставрацией дома Марка Лихацкого.


Фёдор: С каждым годом, если посмотреть по отчетам, все развивается прогрессивно. Но, несмотря на это, анекдоты остаются. Например, дом Марка Лихацкого, каждый год выходит новость на сайте администрации города, что, мол, вот в этом году проект точно будет реставрирован. В этом году такая новость выходила целых два раза, говорили, что там откроют отделение Третьяковской галереи. Это длится уже 13 лет, а здание потихоньку разрушается.


Дом купца Лихацкого

- Городу не хватает чего?

Фёдор: Не хватает свободных площадок, не цензурированных, где молодежь может собираться и не бояться читать стихи, любые, даже если они не про любовь к родине. Это касается всего. Например, книжный рынок в Краснодаре – это очень и очень цензурированное пространство.

Георгий: Например, центра современного искусства. Это можно было бы реализовать на федеральном уровне при поддержке администрации, либо же в частных руках. Вот такого большого пространства действительно очень не хватает.

- Георгий, ты в этом году стал участником первого крупнейшего мурал-фестиваля в ЮФО, который прошел летом в Краснодаре. Расскажи, сколько эти муралы продержатся? Как вообще прошел фестиваль «Краснодар. Яркий»?

В Краснодаре осенью 2024 года впервые состоялся крупнейший мурал-фестиваль «Краснодар. Яркий» при поддержке администрации города. Это событие не осталось без внимания, ведь ранее подобные масштабные проекты по стрит-арту в городе никогда не проводились. Отличительной чертой фестиваля стало и то, что в нем принимали участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ярославля, Краснодара и Щелкова. Среди них был и Георгий Куринов, который остался недоволен организацией и рассказал об основных проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться.


Мурал на улице Котлярова, 24 - «Падалка»

Георгий: Чисто технически они продержатся достаточно долго, лет 10 они провисят точно. Вообще, я безумно рад, что случилось данное мероприятие и еще раз низкий поклон всем тем ребятам из управления по делам молодежи города, которые смогли найти финансирование. Но, несмотря на это, была куча проблем при самой организации фестиваля. 

Самое основное – это абсолютная не коммуникация с местными художниками. Почему нельзя пригласить кураторов? Была куча людей, которые бесплатно готовы были проконсультировать организаторов по всем вопросам. Элементарно обсудить: какие подъемники вешать? Нужна ли какая страховка? Сколько подъемников нужно на данный фасад? Было очень много технических нюансов, которые жестко стопорили фестиваль. Все было просто нарушено, первые дни не было даже элементарной отдельной страховки для художников. Но меня больше всего удивило, когда ребята рассказывали про то, что некий представитель администрации пришел и сказал, что все муралы должны быть готовы ко Дню города, мол, ничего не знаю, успевайте. Это все с учетом того, что четких сроков не было, были примерные сроки сдачи работ.

Художники попытались ему объяснить, что все по-разному работают, кто-то нарисует за 4 дня, кто-то за 4 недели, на что представитель администрации говорит: ну вот ты же закончил, возьми и помоги другому нарисовать. Это было смешно. С гонорарами фишка была превосходная, это был самый маленький гонорар за всю историю стрит-арта в России, как мне кажется. Во время награждения выходим все к мэру, нам дают сертификаты, все на эмоциях. После чего мы спускаемся за сцену, к нам подходит человек и говорит, что все деньги, мол, потратили на музыкальную группу, и денег оплатить нашу работу пока нет. В итоге, вознаграждение выплатили частями. 

- В Краснодаре пользуются популярностью работы на военно-патриотическую тематику?

Григорий: Как и везде. Нет такого, что в Краснодаре они популярнее, чем в других городах.

- Федор, стало ли в этом году больше людей, которые начали интересоваться экскурсиями?

По данным Федора, в 2024 году количество желающих попасть на экскурсии ненамного снизилось.


Фёдор: Экскурсии – это довольно специфическая ниша, и количество экскурсантов в 2024 году уменьшилось. Связано это с тем, что у людей становится меньше денег на культуру, выросли цены на продукты первой необходимости, и люди считают, что лучше потратить деньги на продукты.

- Какие форматы пеших экскурсий были популярны в этом году?

Фёдор: Самые популярные экскурсии связаны с чем-то таинственным, не самым законным. У меня, например, есть криминальная экскурсия, где я рассказываю про преступления и сыщиков, которые их раскрывали на рубеже 19-20 века. Популярной экскурсией всегда является экскурсия по Всесвятскому кладбищу, которое наконец-то стали приводить в нормальный вид. Особенно привлекает внимание людей ночная экскурсия по кладбищу.



Всесвятское кладбище 

- Как музеи поддерживают интерес общественности к более традиционным экскурсиям?

Фёдор: У музеев в Краснодаре довольно разные направленности. Например, в музее имени Коваленко вообще один экскурсовод, в историко-археологическом музее Фелицина экскурсии на профессиональном уровне, там работают профи, занимающиеся именно экскурсиями в музее. Ну, а поддерживать интерес – это задача отделов маркетинга.


- Какую оценку вы бы дали сфере культуре Краснодара в 2024 году? От 1 до 5.

Фёдор: Как работник сферы культуры с официальной точки зрения, конечно, скажу, что однозначно 5. Как человек, который работает со сферой культуры в разных плоскостях, я поставлю оценку 1,3.

Георгий: Поскольку я человек, который работает сам на себя, который рисует, где хочет и делает что хочет, поставлю пока 3, потому что есть куда расти.

Статистика за последние 3 года


В 2021 году краснодарцы поставили культурной сфере города 2,84 балла из 5 возможных. 

В 2022 году культура Краснодара получила от жителей оценку в 2,54 балла из 5 возможных.

В 2023 году горожане оценили культурную сферу краевой столицы в 2,23 балла. 83% краснодарцев проголосовали за то, что сфера культуры в этом году ухудшилась, остальные же были убеждены в том, что она стала лучше.

Ранее редакция "Блокнота" подвела итоги в сфере здравоохранения: сколько раз и зачем вызывали "скорую" краснодарцы. Подробнее здесь


Анна Гуазова

Видео: Сергей Трубин



Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Итоги 2024 года в Краснодаре  Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
Краснодаркультурамурал-фестивальэкскурсииКраснодар. Яркийитоги года
0
0