Краснодар Суббота, 20 апреля

История Краснодара: как выселяли буржуев в 1921 году

Советский уклад перевернул жизнь краснодарцев раз и навсегда. Изменилось не только имя города. Волнение и перемены разделили горожан на два лагеря.

С 22 по 24 марта 1921 года в Краснодаре проведено «выселение буржуев». За три недели до этого под видом жилищной переписи были собраны необходимые сведения о 50 тысячи горожан. Чрезвычайный штаб, возглавляемый М. Гольманом, тщательно изучал материалы, по несколько раз рассматривая намеченные к выселению кандидатуры. За неделю-полторы до событий по городу распространились слухи о предстоящем «ущемлении», обстановка стала напряженной. Во время выселения в городе были проведены необоснованные аресты.

По предварительным итогам, в результате этой «операции» было освобождено 2400 комнат, реквизированы запасы белья и одежды, ценностей и прочего, отмечалось в газете «Красное знамя».

Член Реввоенсовета 9-й армии Эпштейн писал в шифрованной телеграмме члену РВС Кавказского фронта Трифонову следующее:

«Среди арестованных по свидетельству самих участников операции, много не только нейтральных, но и сочувствующих нам, часто работающих с нами. Насколько эта мера будет способствовать классовому расслоению, видно из того, что рабочие из сострадания к выселенным в их районы «ущемленным»… приютили и кормили последних. Создается скорее единый фронт работающих и «ущемленных» против проводившихся «ущемление». Имеются сведения, что от освободившихся в центре города квартир рабочие отказываются. Неизбежные… случаи вопиющих злоупотреблений еще усугубили дело».

В числе экспроприированных (экспроприация - принудительное отчуждение имущества – прим. ред.) оказалась семья Кубанского политехнического института Арсения Ярилова. Профессор обратился с просьбой о помощи к Владимиру Ленину, с которым был знаком лично, и 30 мая 1921 года в Краснодар за подписью председателя Совнаркома поступила телеграмма с указанием вернуть семье Ярилова все имущество, платье, белье и другие домашние вещи, реквизированные 24 марта.

jarilov m (1).jpg

На третьей областной партконференции, состоявшейся в кубанской столице в июле 1921 года были подняты вопросы мартовского «ущемления». В частности говорилось о последствиях этого ущемления, которое вызвали немало разногласий в руководящих политических кругах.

Отмечается, что тех практических результатов, о которых говорилось на различных собраниях, ущемление не дало. Кроме того, из Москвы последовали совершенно новые взгляды. «Ущемление» явилось диссонансом по сравнению с тем, что было в Москве на X съезде.

Курс на новую экономическую политику, принятый на X съездом партии, внес коррективы и в ситуацию на местах, поэтому распространить краснодарский «опыт» по области не пришлось: 13 апреля 1921 года постановлением Президиума Кубчероблаткома РКП(б) проводить «ущемление» по области было воспрещено.

В публикации использованы материалы издания «Екатеринодар – Краснодар 1773 – 1993». 

Напомним, ранее «Блокнот Краснодар» рассказывал, как горожане встретили Октябрьскую революцию.

Костя Черный

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: История Краснодара  
История КраснодараКубаньКраснодар
1
0