Краснодар Пятница, 22 ноября

Красно-белый террор на Кубани в 1918 году: примеры, причины, последствия

Ровно 105 лет назад – 14 марта 1918 года – произошло событие, которое многими исследователями того периода в истории Кубани считают началом красного террора в Гражданской войне на территории региона. При этом оппоненты этой точки зрения приводят факты, свидетельствующие о том, что белый террор на Кубани начался еще раньше (18+).



Жертвы террора

Как известно, к сожалению, гражданские войны, как наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, были в истории практически всех современных государств. Начавшаяся в начале 20 века Гражданская война в России принесла одни из самых катастрофических последствия в истории таких войн – миллионы погибших и умерших от болезней, голода и лишений, разруху, разрыв семейных и родственных отношений, взаимную ненависть. Беспощадный и бесчеловечный террор стал одной из наиболее кровавых черт Гражданской войны на Кубани.

Красный и белый террор: что это такое?



Обезглавленный офицер белых после пыток в ЧК

Согласно общеизвестным точкам зрения, существуют такие, практически взаимоисключающие друг друга, определения красного и белого террора.

Красный террор — массовые репрессии, проводившиеся большевиками в ходе Гражданской войны в России как против аристократии, офицерства, буржуазии, священников, деятелей оппозиционных партий, лиц сочувствовавших и причастных Белому движению, так и против мирного населения, широких социальных групп (крестьянство, казачество), а также в ответ на белый террор.

Являлся частью репрессивной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства, служил средством устрашения как в отношении антибольшевистских сил, так и в отношении населения на территориях, контролируемых большевиками.



Расстрел красных

Белый террор включал в себя совокупность репрессивных законодательных актов, а также их практическую реализацию в виде радикальных мер, направленных против представителей советской власти, большевиков и сочувствующих им сил. К белому террору относятся и репрессивные действия вне рамок какого-либо законодательства со стороны разнообразных военных и политических структур антибольшевистских движений различного толка. Отдельно от этих мер Белым движением применялась система превентивных мер террора, как акции устрашения по отношению к сопротивляющимся группам населения на контролируемых им территориях в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Понятие белый террор вошло в политическую терминологию периода революции и Гражданской войны и традиционно применяется в современной историографии, хотя сам по себе термин является условным и собирательным, так как в антибольшевистские силы входили не только представители Белого движения, но и другие весьма разнородные силы.



Пулемётная команда перед расстрелом

В принципе, суть и того, и другого террора состояла в следующем: 1. Массовые репрессии против своих противников. 2. Страдание от террора мирного населения. 3. Многочисленные, порой ничем не оправданные жертвы. 4. Жестокость той и другой стороны.

При этом апологеты и красного, и белого террора оправдывали его применение тем, что, примерно, «не они первыми начали». Так, великий русский писатель Иван Бунин писал: «Народу, революции все прощается — “все это только эксцессы”. А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито — родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры — “эксцессов”, конечно, быть не должно». Это явно было можно принять на намек, что именно белым всё можно. Хотя красные, в свою очередь, считали по-другому.

Красный террор: начало и продолжение



Замученные красными женщины

Непосредственным началом красного террора на Кубани многие исследователи того периода считают вступление 14 марта 1918 г. (по новому стилю) отряда Красной армии под командованием Ивана Сорокина в Екатеринодар.

Существуют свидетельства, что в тот же день было арестовано 83 человека, все задержанные были убиты без суда и следствия. Над жертвами жестоко издевались. В марте в ауле Абукай большевики зарубили и закололи штыками 5 жителей Екатеринодара: полуживых, их сбросили в яму и засыпали землей. Вместе с ними было убито 240 черкесов. 31 мая из Екатеринодарской областной тюрьмы вывели и расстреляли из пулеметов казаков станицы Новотитаровской и других лиц, всего 76 человек. Жертвы казнены без суда по предписанию ЧК. Убийства казаков производили красноармейцы Днепровского полка. Подобные кровавые расправы чинились и в других населенных пунктах: ст. Елизаветинская, ст. Кавказская, ст. Тифлисская, ст. Ильинская, ст. Темижбекская.



"Эхо" Гражданской войны

По другим источникам, в Армавире еще в феврале 1918 г. проводились репрессии со стороны красных. После взятия города они, как сообщалось, первым убили командира 18-го Кубанского пластунского батальона. Спустя два месяца толпой солдат были казнены 12 офицеров; 79 арестованных офицеров, переданных в распоряжение командира красного саперного батальона, пропали без вести. Более 500 мирных армавирских жителей закололи штыками, изрубили шашками и расстреляли. Их казнили на улицах, в домах, на площадях, выводя смертников партиями. Ужасы армавирских казней довели многих женщин до полного умопомешательства. По некоторым данным, в период с февраля до сентября 1918 г. красными убито в Армавире 1342 человека.

В станице Вознесенская, по сведениям противников большевиков, первые расстрелы казаков начались еще в феврале 1918-го. Казаки, как сообщалось, жили под постоянной угрозой смерти, на митингах слышалось: «устроить казакам Варфоломеевскую ночь, вырезать их до люльки (до колыбельного возраста)». В конце сентября, уходя из станицы, большевики расстреляли работавших на поле казаков из пулеметов, в течение двух дней казнили 40 казаков-стариков, молодые ушли партизанами в горы. Подобные кровавые расправы над казаками и членами их семей происходили и в других станицах.

Существуют и другие свидетельства красного террора на Кубани в 1918 году, в том числе их приводит и один из руководителей «Ледяного» похода на Кубань генерал Деникин. Некоторые источники утверждают, что по документально подтверждённым материалам «Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков», число расстрелянных красными во второй половине 1918—1919 гг. на территории войска Донского, Кубани и Ставрополья составило 5598 человек, из которых 3442 человека расстреляно на Дону, 2142 человека — на Кубани и в Ставрополье.

Белый террор: начало и продолжение



Белые наводят "порядок"

С другой стороны, те, кто так или иначе оправдывают красный террор на Кубани, указывают, что именно «Ледовый поход» Корнилова и пришедшего ему на смену Деникина и способствовали возникновению красного террора как ответа на террор белый.

История белого террора, по мнению сторонников красного движения, начинается еще с января 1918 г., когда один из организаторов белого движения и Главнокомандующий Добровольческой армией генерал Л. Корнилов провозгласил тотальный террор наиболее эффективным методом борьбы против большевизма: «Не берите в плен этих преступников (большевиков). Чем больше они будут бояться, тем более великой будет наша победа».


Расстрел большевика

Уже 1-й Кубанский поход, в феврале 1918 г., под командованием Корнилова был отмечен массовым террором по отношению к тем, кого прямо или косвенно можно было отнести к большевикам или им сочувствующим.

Например, по свидетельствам Романа Гуля, участника «Ледового похода» на стороне белых, 6 марта 1918 года после боя в Лежанке, на границе Ставрополья и Кубани, было расстреляно до 60 пленных, после чего офицерами в деревне был учинен самосуд. Потери белых составили 3 человека убитыми 17 ранеными. А всего в Лежанке осталось 507 трупов.

По словам Н. Богданова, также участника «Ледяного похода» Корнилова, во время похода: «Расстрелы были необходимы. При условиях, в которых двигалась Добровольческая армия, она не могла брать пленных». «Без всяких приказов, - подтверждал Деникин, - жизнь приводила во многих случаях к тому ужасному способу войны «на истребление». Массовое сопротивление населения лишь распаляло Л. Корнилова, и вождь белого движения уже призывал: «Если придется сжечь половину России, пролить кровь трех четвертей всего русского населения, на это можно пойти ради спасения России».



Офицер

Страшные свидетельства белого террора приводит именно Роман Гуль. В своей книге он пишет о расстрелах и бессудных расправах над красными и даже подозреваемыми в большевизме (у кого «морда комиссарская»). Постепенно белые звереют: то хотят заколоть большевичку-медсестру («Что же, что женщина?! А вы видали, какая это женщина? Как она себя держит, сволочь!»), то расстреливали без всякой жалости мальчишек. Просьбы пощады, «зверские крики», убийства… «Пошел снег. Стал засыпать пухи, вагоны и расстрелянное тело. Мы сидели в вагоне. Пили чай». После одного из расстрелов оказалось, убитый был не большевиком, а просто бедняком (его жена и грудной младенец остались без кормильца). В еще одном случае офицер расстреливал 18-летнего «большевика». Сослуживцы пытались ему помешать — «тот торопится, стреляет. Осечка». Паренек чудом спасся. Другим везет меньше. В станице Лежанка расстреливали уже сотнями, живых добивали штыками и прикладами — «вот она, гражданская война». «Самые трусы в бою» были «самыми зверьми после боя». Пятьсот семь трупов осталось в Лежанке (только трое погибших — белые). Наблюдавший расстрелы кадровый капитан бормотал: «Ну, если так будем, на нас все встанут».

Деникин, говоря об ошибках белого движения и актах жестокости со стороны белых офицеров в ходе войны против красных, заявлял:

- Был подвиг, была и грязь. Героизм и жестокость. И жалки оправдания, что там, у красных, было несравненно хуже.

Следует признать, что обоюдный террор во время второго похода белых на Кубань во второй половине 1918 года становился еще жестче и бесчеловечнее.

Красный и белый террор: в чем разница



Жертвы террора

Красный и белый терроры имели, так сказать, идеологическое обоснование. Еще в феврале 1918 года СНК издал декрет «Социалистическое отечество в опасности!», который постановлял, что «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления».

Чуть позже ВЧК объявила, что «контрреволюционные агитаторы… все бегущие на Дон для поступления в контрреволюционные войска… будут беспощадно расстреливаться отрядом комиссии на месте преступления».

И практически в это же время руководитель «Ледяного похода» на Кубань генерал Корнилов говорил: «Пусть надо сжечь пол-России, залить кровью три четверти России, а всё-таки надо спасать Россию». И еще, выступая перед добровольцами-офицерами: «…вы скоро будете посланы в бой. В этих боях вам придётся быть беспощадными. Мы не можем брать пленных, и я даю вам приказ, очень жестокий: пленных не брать! Ответственность за этот приказ перед Богом и русским народом беру я на себя…».

Ряд историков полагал, что в отличие от красного террора, провозглашённого большевиками как средства установления их политического господства, сам термин белый террор не имел ни законодательного, ни пропагандистского утверждения в Белом движении в период Гражданской войны. Белые армии не были чужды свойственной войне жестокости, однако представители Белого движения, как утверждается, никогда и нигде не создавали организаций, аналогичных советским ЧК и ревтрибуналам.

В противовес этой точке зрения приводятся факты о том, что приказы, исходившие от высоких должностных лиц Белого движения, а также законодательные акты белых правительств свидетельствуют о санкционировании военной и политической властью репрессивных действий и актов террора в отношении большевиков и поддерживающего их населения, об организованном характере этих актов и о роли их для устрашения населения контролируемых территорий.

Возможно, именно это не прошло бесследно и явилось впоследствии одной из причин неудачи Белого движения в целом.

Террор обеих сторон гражданского конфликта в 1918 году на Кубани, как и во всей России, мало чем отличался по своим целям и характеру. И красный, и белый террор несли людям ненависть, страх, страдания, смерть. А Гражданская война только начиналась…

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  
Ново сти краснодараистория кубани. гражданская войнакрасный террорбелый террорледяной поход
3
0