«Мне проще сыграть, чем объяснить словами»: интервью с краснодарским скрипачом-виртуозом Павлом Иваницким
Фото: Павел Иваницкий
Читайте также:
- «Мне хочется, чтобы люди не боялись любить»: интервью с худруком театра Veritas Марией Барабаш (31.05.2023 22:59)
- Скромный супергерой из посёлка: почему Сергей Галицкий стал любимцем краснодарцев (21.04.2023 16:18)
- «Они будут пытаться захватить Крым»: Никита Изюмов про «Царьград», ЧВК «Вагнер», культ Дня Победы, национализм, Игоря Стрелкова, ЕГЭ и СВО (05.04.2023 11:04)
- «По локоть в политической грязи»: блогер Игорь Щербацкий о войне, деньгах, Бастрыкине, Гордоне и фанатках в мэрии Краснодара (29.03.2023 15:28)
- Готовит бойцам горячие обеды, делает окопные свечи и маскировочные халаты: как живёт многодетная мать после мобилизации двух сыновей и мужа (23.02.2023 08:11)
- «Понаехи больше интересуются историей»: краевед о бремени экскурсовода и о тайнах краснодарских руин (06.02.2023 13:58)
- Через шутки о наболевшем: активист-юморист Андрей Помидорров о проблемах города, администрации и об иронии (10.11.2022 12:38)
Скрипка в его руках смеется и плачет, о его концертах говорят задолго до и после их начала. Музыка в исполнении скрипача-виртуоза Павла Иваницкого врезается в сердце, шевелит чувства и учит слышать себя. Что значит быть современным исполнителем и на каком языке говорит скрипка, Павел Иваницкий рассказал в эксклюзивном интервью «Блокноту Краснодар».
- Паша, я знаю, что ты вырос в творческой семье. Но расскажи, пожалуйста, как именно в твоей жизни появилась музыка?
- В моей жизни музыка, мне кажется, была всегда. Я из творческой семьи, так и есть. Папа у меня был профессиональным музыкантом. Он играл на баяне, на аккордеоне, сам научился играть на гитаре, на фортепиано, на барабанах. Мне кажется, где-то гены дают о себе знать. Меня и сестру в 5 лет он отдал в музыкальную школу на скрипку. Там я не особо понимал процесс обучения. Родители, бабушки, дедушки водят, значит, нужно заниматься. Но когда мне было 12 лет, в обычной школе у нас репетировала рок-группа. Всё, как в песне – «в каморке, что за актовым залом, репетировал школьный ансамбль». Завуч по творческой деятельности привела меня, сестру и еще одну девочку к ребятам, сказала: «Так, вот у нас есть школьники, вам нужно сделать с ними коллектив». Чтобы выступать на школьных мероприятиях. Ребята все были старше нас. У них прямо была рок-команда, они сочиняли свои песни. Это был какой-то новый виток, новое понимание того, что можно играть не только какие-то гаммы, этюды и классические пьески в музыкальной школе. Пришло осознание, что такое творчество и что вообще можно как-то по-другому играть. Ты делаешь не то, что тебе говорят, а ты сам как-то придумываешь, что-то начинаешь изобретать на скрипке, и, вообще, тут все живые инструменты.
Меня это просто невероятно захлестнуло. И, собственно, тогда я решил связать свою жизнь с музыкой. Я решил поступать дальше в музыкальное училище, чтобы набраться больше навыков, научиться чему-то еще, пополнить свой арсенал техническими элементами. Понимать, что вообще можно делать на скрипке.
Теперь же я уже и не вижу ничего другого, чем заниматься еще, кроме как музыкой. Это невероятный простор для реализации творческих планов. Можно делать все, что угодно. Скрипка – это далеко не скучно. На ней можно играть всё, что угодно, и это красиво. Скрипка, как человеческий голос. На ней можно разговаривать. На ней можно говорить обо всем на свете, о чувствах и эмоциях. На ней можно злиться, нервничать, успокаивать, убаюкивать. Это что-то безграничное, что-то большое и невероятное. Смысл моей жизни в том, чтобы показать людям, что скрипка - это не скучно, и скрипка - это красиво и классно. Скрипка – это для всех, а не только для интеллигентного общества.
- А почему именно скрипка?
- Папа всегда хотел, чтобы дети были скрипачами, и я несу эту ношу (смеется). Выполнил его желание. Ну, и потому, что мне самому это нравится. Я научился сам играть на барабанах и на гитаре. А вторым обязательным инструментом, когда я учился, было фортепиано. Но скрипка – это тот инструмент, на котором, как мне кажется, я научился говорить. Мне иногда даже проще сыграть то, что я чувствую, чем объяснить это словами.
- Ты выходил на сцену, наверное, тысячу раз. Что ты испытываешь каждый раз при этом? Волнения уже давно нет?
- Волнение есть. Оно есть не всегда, потому что сейчас мои выступления разделяются на категории «работа» и «удовольствие». Иногда подряд идут выступления, которые я называю «радио». Это значит поиграть как радио. Мне не совсем это по душе, но всем нам хочется кушать. Здесь больше работает техническое понимание, как это делать и что от меня нужно. Но я не испытываю при этом ни какого-то вдохновения, ни какого-то волнения. А есть такие выступления, на которых я переживаю, волнуюсь каждый раз. Когда зритель приходит, и мне нужно со зрителем поговорить, что-то ему рассказать, передать эмоции свои, чувства. И здесь, конечно, я волнуюсь.
Если сравнивать то волнение, которое было во время учебы, и волнение сейчас, когда ты выходишь на сцену, оно очень сильно разнится. Потому что волнение во время учебы больше связано с тем, что ты где-то что-то недоучил, тебя здесь оценивают, ты еще не профессионал. Ты волнуешься именно об этом, об оценке. Это волнение тебя начинает сбивать и перерастать в какие-то ошибки. А сейчас, когда этого учебного давления нет, то это другое волнение. Тут всё зависит только от тебя. Только ты можешь настроить зрителя, повести эмоции по тому или иному пути. Зритель уйдет от тебя вдохновленный, со слезами на глазах - радости или печали. Либо ты сможешь зацепить его, либо не сможешь. Вот это волнение есть. Но как только ты выходишь на сцену, оно трансформируется в чувства и энергию, которую я передаю зрителю. Если ты не волнуешься перед выходом на сцену, то тебе уже пора на пенсию (смеется). Где-то я согласен с этим выражением. Когда ты выходишь на большую сцену, где перед тобой могут быть и 500 зрителей, и при этом ты не волнуешься, то что ты им можешь дать? Что рассказать?
- Сложно не отметить твою харизму на сцене и этот синтез со зрителями. В чем твой секрет?
- Я не знаю, как это оценивается. Я начал задумываться об этом, когда мне начали об этом говорить. (Улыбается). Я никогда об этом раньше не задумывался, никогда над этим не работал. Возможно, небольшие тренировки были у зеркала над артистизмом: как красивее встать. Словесно сложно проанализировать этот синтез. Это всё на эмоциях и ощущениях идёт. Я не знаю, где этот рубильничек харизмы. Когда я выхожу на сцену, мне хочется зацепить зрителя. Особенно, когда ты играешь и соприкасаешься взглядами со зрителями, видишь эти горящие глаза и понимаешь, что ты делаешь всё правильно. Это еще больше тебя начинает волновать. Ты хочешь еще больше показать, отдать и донести музыку, которую ты играешь. Здесь нет никакого секрета. Я просто кайфую от того, что я делаю. Мне не всё равно на то, что я играю, и на то, что почувствует зритель.
- Где тебе комфортнее работать: в Краснодаре или Дубае? Ощутил разницу менталитета? И вообще, чувствуешь ли ты разницу зрительной отдачи в зависимости от площадки и города?
- Если не упираться в вопросы языкового барьера и технического оснащения, разница менталитета может отразиться только в музыкальном вкусе. Та музыка, которая нравится в Дубае, может не понравиться краснодарским слушателям. Тут особенности национального восприятия. Но, если в общем судить, то все же люди одинаковы. Все смеются, все плачут, радуются, женятся, разводятся, рождаются, умирают. У всех процессы одни и те же. У всех есть чувства, у всех есть душа. Неважно, на каком языке ты говоришь, как ты выглядишь и сколько тебе лет. Музыка - это настолько многонациональный язык. Ты можешь вообще ничего не говорить, а сыграть, и тебя поймут. Здесь без разницы, где играть. Есть разница только в том, что ты играешь и как ты играешь.
Мне нравится играть везде и для всех. Получать эти горящие глаза зрителя, чтобы люди прямо не находили, что тебе сказать, потому что все слова будут как будто бы банальными. У меня тоже так. Я не подхожу сразу к артистам, мне нужно еще какое-то время переварить, собраться с мыслями. Потому что включаются словно все чувства разом, и сложно что-то сказать. Отдача зрителя зависит только от самого музыканта. Если музыкант отдает себя, свои эмоции и чувства зрителям, то он получает это же в взамен.
- Давай про театр. Как ты попал в театральную среду? И что для тебя значит театр?
- Моя любимая тема – театр (улыбается). Так получилось, что моя жизнь всегда была очень плотно связана с театральной деятельностью. Моя сестра на год меня старше. Мы вместе учились в музыкальной школе на скрипке, но она решила не идти в музыкальную сферу, а поступила на театрального режиссера. Я ходил к ней на репетиции. Мне всегда был интересен театр, потому что там много таких моментов, которых не рассказывают у нас, в музыкальном мире. В театральной среде я многое узнал о том, как быть именно артистом. Тогда начался мой театральный путь.
Когда я переехал в Краснодар и поступил в институт культуры, где была кафедра актерского, режиссерского искусства, первым делом, в первый учебный день, я познакомился, мне кажется, даже не со своими первокурсниками, а с актерами и режиссерами, которые там учились. Мы как-то сразу сдружились, они приглашали меня, как скрипача, поиграть в спектаклях. Так было все четыре года обучения… А после выпуска Мария Барабаш, этой мой очень хороший друг, пригласила меня поучаствовать в постановке «Варшавская мелодия». Опять же - просто поиграть на скрипке. Но я присутствовал на репетициях, когда ставился этот спектакль. Даже поработал немножко режиссером (смеется), вносил свои коррективы. С этого времени я начал постоянно играть в спектакле. Сейчас мы выросли до своего театра, своей площадки. Я играю в нескольких спектаклях, пока только как скрипач. Но мне очень хочется попробовать себя в качестве актера, сыграть какую-то роль. Это как будто бы новый вызов для меня. Быть артистом со скрипкой – это одно. Здесь я как рыба в воде. А быть артистом без инструмента, и что-то там делать – совсем другое. Думая о том, что я мог бы так выйти на сцену без скрипки, я уже начинаю волноваться, потому что, кажется, что это очень сложно.
- Ты же ещё обучаешь игре на скрипке. Как тебе роль учителя? Что дает тебе процесс обучения?
- Я, когда поступал в музыкальное училище, никогда не думал, что я буду работать в оркестре и что я буду преподавать. Я вообще никогда себя в роли учителя не видел. Но как только я переехал в Краснодар, первым делом я пошел работать в оркестр, а вторым – начал преподавать (смеется). Я сразу начал работать со взрослыми. У меня ученики от 15 и до 40-50 лет. Люди, которые всегда хотели научиться играть, но не смогли этого сделать раньше по каким-то причинам. В принципе, на скрипке может заиграть любой. Сложно будет стать маэстро, но если ты хочешь научиться играть для себя, это не так сложно.
Когда я начал преподавать все те азы, которые я уже давно знаю наизусть, а с учетом того, что все люди разные, нужно находить к каждому подход, я начал открывать для себя в уже знакомом материале новые фишечки. Это как посмотреть какой-то фильм, потом ты его пересматриваешь и открываешь для себя какие-то новые эпизоды, новый подтекст, еще больше в него погружаешься и понимаешь его. То же самое и здесь.
Мне бы хотелось открыть свою школу, в которую может прийти учиться любой желающий. У меня есть вопросы к системе музыкального образования, которая есть сейчас. Как именно преподают. Не все, но встречаются такие преподаватели, которые некорректными словами и действиями вообще отбивают желание играть на музыкальном инструменте. В творчестве нужен особый подход. Как преподаватель преподнесет свой предмет, так его и будет изучать ученик. Самый большой камень преткновения часто - это сольфеджио, теория музыки. Это кажется чем-то на уровне высшей математики для гуманитария. Но на самом деле это не так сложно, если правильно донести эту информацию.
Поэтому у меня есть желание открыть свою школу, со своими правилами, видением преподавания теории музыки, гармонии, сольфеджио и обучения игре на музыкальном инструменте. Мне важно, чтобы люди горели и им нравилось то, что они делают. Это же так прекрасно.
- Чувствуешь себя уже популярным? Узнают на улицах? Автограф уже просили?
- Нет, популярным я себя абсолютно не чувствую. На улицах пальцами не тыкают (улыбается). Я не настолько медийный человек, по крайней мере - сейчас. Но я к этому стремлюсь. Чтобы меня узнавали на улице. Насчет автографов да, так было неоднократно, в основном - после концертов. Помню, как первый раз я дал автограф, это было еще в Донецке, когда я выступал с группой.
- А вообще, что нужно для того, чтобы стать востребованным музыкантом?
- По моему какому-то опыту, чтобы стать востребованным музыкантом, нужно быть честными на сцене, честным со зрителем и кайфовать от музыки. Кайфовать от того, что ты делаешь, что и как ты играешь. Здесь другого не дано. Ты даже может быть не суперподкованный технически, можешь не уметь играть «Полёт шмеля», но ты можешь быть востребованным и честным музыкантом, который выйдет на сцену и сыграет с душой. Если ты выходишь на сцену и даришь эмоцию, даришь зрителю себя, я думаю, ты всегда будешь востребованным музыкантом. Потому что людям будет нравиться твоё творчество. Вот и всё. Самый простой способ.
- Расскажи о курьезном случае на площадке, который тебе запомнился.
- Есть история о том, как мы приехали с группой на побережье, в село, где нет музыкальных магазинов. У меня всегда с собой запасные струны. На саундчеке у меня лопнула струна, я ее поменял. Но, видимо, я купил какой-то бракованный комплект струн, и эта новая струна у меня тоже сразу же порвалась. Думаю: «Ничего, сейчас переделаю партии и концерт на трех струнах смогу поиграть». И как только я это сказал, настраиваю струны, скрипку, у меня рвется еще одна струна. Я меняю и ее. Но и она тоже рвется, из одного комплекта же. Остается две струны. Там уже было очень сложно разложить эти все партии, которые мне нужно было играть на эти две струны. И нигде не взять, я всех обзвонил. Перед концертом нам пришла просто гениальная мысль – поставить струны с акустической гитары на скрипку, чтобы хоть какой-то был звук. Это сработало. Концерт был отыгран на гитарных струнах, и это было прекрасно.
Еще был случай, когда было выступление в небольшом баре. Знаешь, есть такое выражение: «Подвезли автобус к бару». Особо людей не было, потом просто в один момент этот бар заполнился. Я поздоровался с людьми, и как только мы начали играть первый номер, буквально с первой ноты, у меня посыпался весь волос на смычке. Играть невозможно. И запасного смычка нет, потому что это как раз был запасной. Получается так, что я остался без смычка. Я сразу объявляю, что у нас техническая заминка. Но мы выкрутились из ситуацию так, что я просто весь концерт на скрипке играл щипком, подхватывая соло гитариста. Вот такое тоже было.
- Что сейчас происходит в твоей творческой жизни? В Каких проектах ты участвуешь?
- Сейчас в основном занимаюсь творческой деятельностью в кавер-бенде. Работаю на праздниках, мероприятиях, даём открытые концерты. Я делаю свои сольные программы, вечера творчества. В основном в рок-баре. Мне нравится поиграть рок на скрипке. Такие небольшие сольные концерты. Сейчас готовится один очень большой проект Sinteza Orchestra. Мы уже отыграли один тут, Аниме-программу. Это был потрясающий тур. Очень классные музыканты. Это Музыкально-световое шоу. В Краснодаре так точно такого формата еще не было. Есть достаточно много оркестров, но так подходить к делу, мне кажется, еще никто не подходил. Это большой проект, где будут участвовать режиссеры, которые будут ставить свет, определять место действия артистов, как двигаться, куда лучше пойти с точки зрения режиссуры. Вообще планируется много разных проектов по России и, возможно, не только по России. Все это на стадии подготовки сейчас.
Также у меня есть ученики, иногда пишу музыку, но она пока больше в стол. Хотя нужно это показывать, вести больше социальные сети, но иногда это очень сложно – распределить время на всё. Работа не с 9 до 18:00, когда ты отстрелялся и знаешь, что у тебя есть свободное время, можешь запланировать спорт, отдых. У меня такой плавающий график. И это иногда и хорошо, и плохо.
- Каким ты видишь себя через пять лет?
- Молодым, красивым (смеется). Ну, на самом деле, через пять лет мне бы очень хотелось, чтобы у меня была своя музыкальная школа и чтобы я стал достаточно популярным артистом. Хочется гастролировать, выступать, дарить людям эмоции, собирать большие залы. Радовать людей своей музыкой. Я время от времени пишу песни, сочиняю музыку. И хочется именно делать музыку. Сейчас популярно делать музыку без музыки и писать тексты без текстов. Очень хочется вернуть людей на путь истинный. Чтобы, если это песня, то в песне есть смысл, если это музыка, то в музыке есть какое-то развитие, есть какой-то замысел, оправданность. Заниматься просто своим - развивать свое творчество, себя. Я хочу, чтобы через пять лет у меня были забиты гастроли по России, миру, собирать большие залы. Чтобы люди приходили, вдохновлялись, чувствовали, смеялись, плакали, танцевали или грустили вместе со мной. Мне хочется дарить людям эти эмоции.
Виолетта Сокол