Краснодар Пятница, 29 марта
Общество, 29.03.2023 15:28

«По локоть в политической грязи»: блогер Игорь Щербацкий о войне, деньгах, Бастрыкине, Гордоне и фанатках в мэрии Краснодара

В Краснодаре очень много блогеров, снимающих забавные репортажи и зарабатывающих на рекламе. Среди них выделяется Игорь Щербацкий, который, будучи журналистом, выбрал путь освещения проблем краснодарцев. На его сюжеты реагирует Александр Бастрыкин, а за рекламу с ним расплачиваются колбасой. Рассказываем 29 марта о необычном блогере Краснодара в рубрике «Лица города».


"Накануне морозов целой военной части не дали отопление"


Интервью с Игорем Щербацким главный редактор «Блокнота Краснодара» записал накануне в парке Галицкого.

- Игорь, давай сразу определимся, ты блогер или журналист? Потому что журналисты обижаются, когда их называют блогерами, и наоборот.

- Я журналист, который в процессе своей творческой деятельности стал блогером. Я не обижаюсь ни на то, ни на другое. Это всё является частью моей работы. То есть я в своей блогерской деятельности активно использую именно журналистские приёмы.

- То есть ты отчасти стал халтурщиком? Слова «сиськи», «ж…», … «война» - журналисту сказать нельзя, а на Youtube – пожалуйста.

-  Я вот слово «война» не говорю, а вот … использую достаточно активно, но с осторожностью. Я не люблю материться в кадре. Это, наверное, всё-таки сказывается журналистский шлейф.

Справка: Игорь Щербацкий родился 3 января 1985 года в городе Ростов-на-Дону. Рос в Адлере, в 2001 году поступил в Сочинское училище искусств (СУИ) на театрального режиссёра. Пользуясь случаем, всегда передаёт приветы выпускникам Харьковского училища искусств, хотя даже не знает о реальности его существования.

В 2004 году поступил в Краснодарский государственный университет культуры и искусств, который закончил в 2009 году по специальности режиссёр кино и телевидения. Работал на НТВ, местных телеканалах, тв-компании «Город». С 2010 открыл ИП. Занимался рекламой, параллельно работал журналистом. Два года назад занялся блогерством.

Автор многочисленных сюжетов о социальных проблемах Краснодарского края и историй людей, столкнувшихся с произволом властей. После его репортажей глава СК России Александр Бастрыкин неоднократно лично поручал разобраться в ситуациях.

 

- Правда ли, что блогер бесплатно даже задницу со стула не поднимет?

- Это абсолютно неправда. Очень много социальных вопросов. Надо понимать, что есть блогеры, которые занимаются исключительно пиаром себя, своих коуч-программ, либо что-то рекламируют. В этом случае – да. А я изначально начал заниматься социальными вопросами. Многие из них не могу обойти стороной, потому что они в принципе очень важные. Например, выгоняют из дома мать с детьми, или муж выгнал из дома жену с маленьким малышом. Огромное количество историй, которые нельзя коммерциализировать. Люди попали в беду, и я стараюсь им помочь. Понятно, что у любого репортажа, который необходимо снимать и производить, есть затратный механизм. Но то, что я могу взять телефон, снять здесь и сейчас, выложить и этим постараться помочь – это важно делать, и ни о каких деньгах речи не идёт. У меня была история в Абинске, где накануне морозов целой военной части не дали отопление. Естественно, что я абсолютно безвозмездно снял репортаж и выпустил его. На следующий день отопление дали. Огласка многое решает.


сли я помочусь под сакурами, людям это не поможет"

- Почему выбрал формат именно социальный, а даже иногда политический? Хотя могли бы сейчас с тобой прогуляться в парке Галицкого под цветущими сакурами, у Японского сада, собрать кучу лайков и просмотров, монетизировать видео на разных площадках, и было бы всё хорошо.

- Возникает резонный вопрос: а чем такое видео может помочь нашему обществу и людям вообще? Даже если я помочусь под сакурами, это соберёт много лайков и просмотров, но никак не поможет ни нашим людям, ни власть имущим, сидящим наверху, увидеть проблемы обычных граждан.

Я убеждён, что моя главная задача, которую я для себя определил, всё-таки обращать внимание Москвы, Краснодарского края, губернатора, мэра на проблемы обычных людей. И, слава богу, они реагируют. Реагируют быстро и оперативно. Может быть, не всем это нравится, я говорю сейчас о чиновниках малого звена, на работу которых я проливаю свет, на тьму их работу. Конечно, они злятся, но когда руководство их видит это, то заставляет работать и помогать людям.

- Как ты считаешь, у нас ещё остались СМИ и блогеры, которые могут влиять на принятие решений? Ведь давай не будем кривить душой, что большинство СМИ финансируются из государственного бюджета и на него существует. И сейчас можно встретить очень мало критических публикаций в отношении власти.

- Я бы по-другому сформулировал вопрос. Я считаю, что не нужно пытаться влиять на власть, а следует обращать её внимание на проблемы. А влиять – это неправильно. Когда кто-то, какой-то журналист, набравший большое количество подписчиков, пытается влиять на власть – это не демократично. Журналисты и блогеры – не политики и не могут влиять на процессы. Мы можем лишь обратить внимание на то, что, с нашей точки зрения или по мнению пострадавших, имеет место нарушение закона.


"Иногда почему-то СК реагирует на то, что вообще никак не относится к ведомству"




- Насколько реально удаётся что-то изменить? После твоих репортажей часто реагирует глава СК России Александр Бастрыкин, точнее - его пресс-служба. Часто объявляются проверки. Насколько помню, по статистике, Краснодарский край стал лидером по количеству проблем, на которые Александр Иванович обращает внимание. Даже по проблемам бездомных собак.

- Да, глава СК реагирует на репортажи. Было, пока не сбился со счёту, 18. Естественно, в формулировках пресс-службы СК пишется «по материалам СМИ». Но мне и не нужно, чтобы указывали «Игорь Щербацкий опубликовал репортаж, на который отреагировали…». Самое главное, обратить внимание СК на проблему. Не всегда мои репортажи подследственны СК.

Я понимаю, что иногда почему-то СК реагирует на то, что вообще никак не относится к ведомству. Но, тем не менее, они усматривают что-то в своей компетенции, и реагируют.

Пару примеров. Громкий репортаж набрал 800 тысяч просмотров на Youtube «Кущёвка 2.0». Была проблема многодетной матери с тремя детьми. Она взяла на ИП в известном банке кредит ещё до пандемии, во время которой написала заявление, что не может его выплачивать. У неё была отсрочка девять месяцев. А потом оказалось, что все эти девять месяцев у неё копились долги. Пришли приставы, переписали этот дом без её участия на банк, начали отжимать жилье. В итоге глава СК отреагировал, прокуратура провела день открытых дверей по вопросам работы приставов, и, вроде бы, её проблема решилась при непосредственном участии банка. А приставы изначально хотели «расстрелять», потом решили «не расстреливать». Насколько знаю, в итоге был им серьёзный нагоняй. После репортажа мне многие писали именно про конкретного пристава, что он якобы был неоднократно замечен в подобных инсинуациях, когда дом выставлял на «Авито», в то время, как человек не знал, что жильё по суду отошло банку или другому лицу.


"Все фанатки сидят в администрации"




- Есть убеждение, что блогеры зарабатывают миллионы. Сколько сейчас блогеры зарабатывают в среднем в месяц?

- Блогеры не зарабатывают ничего, журналист – зарабатывает. У меня очень мало рекламы. Скажу, как есть. Пару недель назад обратился знакомый, попросивший пропиарить открытый колбасный магазин. Я спросил: «А что, я должен рекламировать твою колбасу из туалетной бумаги?». Он пояснил, что колбаса фермерская и хорошего качества. Я приехал к нему, он навалил мне пакет колбасы, копчёностей, сальца. Я ему снял рекламку на три минуты, потратил время. А он мне дал мясо - утку и курицу. Мы с семьёй с удовольствием покушали фермерские продукты. То есть по рекламе чаще всего выходит бартерная схема. Одна фирма даже предложила сделать ремонт в обмен на периодическую рекламу. То есть я сэкономил на работе мастеров.

- Как у журналиста, на какую сумму был самый большой заказ?

- Вообще в жизни? Был репортаж один, называть заказчика и тему не буду, но проблема была остросоциальная и очень давно, когда я вообще блогерством не занимался. Мне как журналисту заказали репортаж в общем примерно за 300 000 рублей, по-моему, за 15-минутный сюжет. Могу ошибаться, уже не помню.

- Есть ли у тебя, как у блогера, фанатки, которые ставят лайки и сердечки, пишут: «Хочу быть с тобой»?

- Да, фанатки есть. Все они сидят в администрации, в основном города Краснодара. Женский пол. Фанатеют, фанатеют после выхода репортажей.

- Супруга не ревнует?

- Нет, я не даю ей повода. Я не того масштаба блогер, за которым будут бегать девушки и пищать: «Вау». Я понимаю, есть смазливые мальчики – тик-токеры, а у меня острые темы социальные. Я часто бываю по локоть в политической грязи. Мне кажется, это девушкам не особо интересно.

- Общался с одним чиновником, и он поделился, что тебя считают наглым и хамовитым типом, который взял и оккупировал социально-политическое блогерство. И якобы альтернатив в Краснолдарском крае нет, ты «сожрал» всех конкурентов. При этом ты можешь более прямо и без обходняков, чего не могут позволить себе СМИ, освещаешь те или иные проблемы.

- Я не занимал никакую осознанную позицию. Дело в том, что сама обстановка сложилась так, что сами люди стали обращаться ко мне. Я не занимал никакую нишу. Если посмотреть мои социальные сети, то вначале у меня выходили короткие видосики и публикашки с фото либо видео пострадавших, к которым я писал свой журналистский текст. Либо просто, когда мне было скучно, я писал, что думаю. Например, предлагал открыть грязелечебницу в Краснодаре. Чтобы люди принимали ванны из грязи. Мне кажется, это прекрасная идея! Ведь в Музыкальном районе очень много грязи. Нужно на муниципальном уровне объявить её лечебной, и ещё больше туристов будет приезжать в Краснодар.


"Гордона сложно понять, какой он сам по себе"




- На днях ты вернулся из Москвы, где снимался в телепередаче у Александра Гордона. Как туда попал и какие впечатления?

- Попал я туда после выхода репортажа, на который, кстати, тоже отреагировал глава СК России Александр Бастрыкин. Дело касалось того, что был арестован директор школы №1 в городе Горячий Ключ Лариса Неверова. Ролик набрал за два дня 1 миллион просмотров, а на сегодня – 1,5 млн просмотров. Был большой резонанс, позвонили из редакции Первого канала, попросили контакты фигурантов и предложили поучаствовать. Я согласился. Думаю, что надо поднимать остросоциальные проблемы на уровень всей страны. Правоохранительные органы и без нас разберутся, но когда есть общественный резонанс и, как в этом случае, дело забрал на контроль глава СУ СКР по Краснодарскому краю Андрей Маслов, направив его в отдел по расследованию особо важных преступлений по краю, здесь я полностью уверен, что дело будет рассмотрено беспристрастно. Я не могу делать выводы, как журналист, но многие считают, что дело было сфальсифицировано против директора школы.

- Какие впечатления произвёл на тебя Александр Гордон?

- Он человек очень умный, имеющий огромный опыт ведущего. Как я увидел, они снимают программы на потоке. Если запись идёт два часа, на выхлопе получаем 40 минут. И они в режиме нон-стоп в течение всего дня снимают эти программы. И Юлия Барановская и Александр Гарриевич, я долго запоминал отчество, работают на потоке с сумасшедшим опытом. Как человека, Гордона сложно понять, какой он сам по себе. Но был виден интерес к теме и то, что происходило в студии. Споллирить не буду, был серьёзный конфликт Гордона и того лица, которое выступало оппозицией ко всем собравшимся.

- В свое время, когда учился в вузе в Москве, только появилось Comedy Club. И тогда платили студентам за то, чтобы они посидели в зале. Уже потом там стали появляться звезды. А в зале у Гордона какой зал? Заряженный, постановочные аплодисменты или нет?

- У этой передачи нет зала со зрителями. Я так понимаю, что пятничные выпуски у них музыкальные и весёлые, когда побольше народа, а в основных программах с понедельника по четверг присутствуют только гости и эксперты. Всего 15 человек в студии вместе с операторами, которых четверо.

- Открой тайну, что тебя подвигло после съёмок пойти искать ночью в Москве водку, хотя в столице действует такой же сухой закон, как и в Краснодарском крае?

- Мы прилетели очень поздно. Нам принесли ужин, и мой товарищ, с которым мы прилетели из Краснодара, он тоже принимал участие в съёмках, отстаивая позицию Ларисы Неверовой, сказал: «Хочу водочки хряпнуть. Я же один ночью не пойду…». Я ему напомнил про действие сухого закона, а он предложил прогуляться и посмотреть. Нашли, и нам продали. Я сам, как ни парадоксально, не пью уже лет 12 от слова вообще. Мне абсолютно нормально без алкоголя, весело и беззаботно. Даже в компаниях сидят, бухают, спрашивают, как мне. А мне и так весело, меня по жизни и так прёт. А алкоголь мешает – смещает точку сборки.


"Очень часто огласка является единственным, что может помочь людям"



- Не боишься стать иноагентом?

- Иноагенты – это те, кто финансируются из-за рубежа и троллят власть. Пытаются устроить какие-то свержения у нас в стране. Я этого абсолютно не хочу. Я за решения нашего президента, я поддерживаю решения нашего правительства. Я против местечковой бездеятельности или хитрой деятельности наших именно местных чиновников. Их немного, но, тем не менее, в огромном политическом механизме время от времени вываливаются какие-то винтики, и я стараюсь эти винтики показать, чтобы восстановить справедливость. Поэтому, ну какой из меня иноагент? Как из г… пуля. Повторюсь, иноагенты финансируются западными СМИ, чтобы дестабилизировать обстановку в нашей стране. Я этим не занимаюсь.

Иногда под репортажами в комментариях пишут: «Давай вставать, страна огромная!». Я спрашиваю, а куда вставать? Меня спрашивают, я борец с системой или нет? Я говорю: «Я не борец с системой! Вы, идиотики что ли?». Чтобы бороться с системой, нужно не быть частью этой системы. Иначе это процесс самоуничтожения. Я часть системы, ты часть системы, наши ребята-операторы, которые сейчас нас снимают – тоже часть системы. И бороться с ней, значит, уничтожать самих себя. Надо делать систему лучше, и начинать с самих себя надо.

- Дай совет начинающим блогерам и журналистам, как стать успешными.

- Вначале нужно научиться это делать. Получить образование или журналистский опыт. Можно на местном уровне. Чтобы стать блогером, наверное, ничего не надо. Бери камеру и снимай. Нужно перебороть в себе страх перед камерой и научиться общаться спокойно перед ней, не думая о том, что тебя в это время снимают. Я иногда записываю подводки к репортажам, а моё отличие, что я лишён закадрового текста, записываю стендапы. Снимаю специально с двух камер, чтобы их можно было смонтировать с разных дублей. Я тоже не абсолютный профессионал в своём деле, делаю ошибки. Иногда пишу стендап и понимаю, что его вообще нельзя ставить, т.к. наговорил такой чепухи, за которую меня не то что иноагентом признают, а на 20 лет посадят. Потому что я просто не владел всей информацией, когда записывал стендап.

- В завершении беседы от редакции «Блокнота Краснодара» желаю попасть в этом году на ток-шоу к Владимиру Соловьёву, помочь 1000 попавшим в беду краснодарцам и заработать один миллион рублей за один репортаж.

- Спасибо огромное. Самое главное помогать людям, и спасибо «Блокноту», что поддерживаете информационно. Очень много репортажей репостите и сами делаете много публикаций о проблемах людей. Очень часто огласка является единственным, что может помочь людям.

Иван Сологубов


Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  Лица города Краснодара  
новости краснодаригорь щербацкийненовостиблогербастрыкингордонмэрияжурналистпарк галицкогояпонский садлица городафотовидеогорячий ключдиректордело
2
1