Ностальгия по советскому детству: в Краснодаре открылась выставка раритетных игрушечных автомобилей СССР
Детские игрушки, полностью повторяющие реальные модели советских авто
Читайте также:
- В Краснодарском крае ФСБ усилила контроль за железной дорогой и объектами ТЭК (14.03.2023 16:01)
- Вместо трех автомобильных полос две: строительство подземного перехода на Красных Партизан внесет коррективы в дорожное движение (14.03.2023 15:39)
- «Денег не хватит не только на боевые действия»: Олег Дерипаска заявил о китайской угрозе для финансов США (14.03.2023 14:45)
- Андрея Маслова включили в оперштаб Путина в Краснодарском крае (14.03.2023 13:52)
- Стычки болельщиков, вечные пробки и толпы туристов: как живётся краснодарцам в ЖК "Панорама" рядом с парком Галицкого (14.03.2023 13:26)
Раритетный «Москвич» с клаксоном, уникальный «Бьюик» 1970 года, деревянный кабриолет и даже педальный конь. 14 марта журналисты «Блокнота Краснодара» посетили выставку детских машин советской эпохи «Крути педали». Возрастное ограничение: 0+
Самый настоящий уголок советского детства, погружающий многих в ностальгические воспоминания, можно найти сегодня в центре Краснодара. Музей им. Фелицына до конца марта проводит выставку «Крути педали», на которой представлена коллекция игрушек, антикварных моделей 1950-1990 годов. Основу экспозиции составляют педальные автомобили, представляющие из себя точные копии машин эпохи СССР. Также здесь представлены коллекционные игрушечные машинки.
МЗМА «Москвич» 1 серия, 1961 год
«Москвич 403», больше похожий одновременно на итальянский Giordani и американский Studebaker, «Урал», мотороллер «Крошка», «Львовянка», созданная по образу легендарных «Жигулей», педальные машинки «Радуга» и «Малыш» 1977 года, трактор «Орленок», паровозы, автокраны, грузовики, экскаваторы – чего здесь только нет.
Трактор «Орленок», Омск, 1980 год
Коллекционер Александр Лунев собирает свои экспонаты с 2016 года. Сейчас в его коллекции уже около 600 экземпляров. А все началось с детской фотографии.
- Однажды пришла мама со старым фотоальбомом, там в детском саду меня фотографировали на тракторе – он есть на выставке – «Орленок». И мне захотелось найти этот трактор. Я его нашел. А пока искал, много чего дивного увидел, что хотел, но не получал. И начал собирать, - рассказал Александр. - Источники разные - и аукционы, и «сарафанное» радио, и металлоприемки. Где только можно было, заходил и спрашивал. Но в основном все это было куплено через интернет, на тематических сайтах. Пока храню то там, то здесь. Но сейчас строю свой небольшой музей в горах Адыгеи, и все это будет там.
ВАЗ 2107, Сызрань, 1980
Педальные машинки - мечта многих советских детей
Осматривая выставку, начинаешь невольно погружаться в ту советскую эпоху, когда выбор игрушек хоть и не был столь большим, как сейчас, но каждая вещь изготавливалась основательно, качественно, чтобы служить долгие годы. Разглядывая уникальные модели этих машинок, видишь огромную разницу с современными игрушками, которые часто в необъятном количестве складируются в детских комнатах, быстро надоедают и вряд ли приносят столько же радости, сколько приносили такие авто советским детям.
Посетители выставки получили возможность не только сравнить современные игрушки с игрушками СССР, но и проследить историю страны.
Детские педальные автомобили были разработаны в СССР и начали выпускаться еще до начала Великой Отечественной войны. В период 1930-х годов, например, на предприятиях Горьковского автомобильного завода реализовывалась экспериментальная программа по выпуску детских кабриолетов, которые имели полностью деревянный кузов. Но в продажу данные образцы не поступали. А для удовлетворения потребностей широкого круга покупателей данную продукцию выпускал Челябинский кузнечно-прессовый завод. Правда, заполучить такую игрушку удавалось не всем. В период 1957-1964 годов было создано чуть меньше 70 тысяч экземпляров.
А уже по-настоящему массовый этап производства начался с момента старта выпуска педальных авто на базе Автомобильного завода имени Ленинского комсомола, который ранее назывался Московский завод малометражных автомобилей. В качестве прототипа для создания первого педального авто на московском заводе было решено воспользоваться моделью Giodani итальянского производства. Правда, в народе было распространено мнение о том, что прототипом выступал «Москвич-403».
Многие машины, которым уже десятки лет, выглядят как новые
Масса готового автомобиля достигала 13 килограммов, а при хороших навыках управления он мог достигать скорости до 8 км/ч. Стоимость игрушки в 1970-е годы была довольно приличной – 25-30 рублей, но на прилавках магазинов она все равно долго не залеживалась.
Педальная машинка «Радуга», Челябинский завод, 1977 год
На выставке также представлены игрушки, произведенные Омским авиационным заводом «Полет», Львовским заводом «Автопогрузчик», Ленинградским «ЛАЗом», а также АЗЛК, ЧКПЗ и другими машиностроительными заводами страны.
Поражает, насколько точно и качественно выполнены все детали машин – от колес до сидений внутри. Кататься на таких, наверняка, было очень увлекательно.
Производство последних детских педальных автомобилей осуществлялось вплоть до 1995-1996 годов, после чего эти уникальные игрушки, эти, часто недостижимые мечты советского детства, стали историей.
Педальная машинка «Бьюик», 1970 год
Органичным дополнением выставки являются советские фото на стенах, которые еще больше погружают воображение во времена надежного советского автопрома, школьной формы с октябрятскими звездами, времена ковров на стенах и авосек. Тематически дополняют созданный антураж и советские плакаты с правилами безопасного поведения на дороге.
Советские игрушки предназначались не просто для забавы, они в доступной манере учили малышей жизни. Например, представленная здесь заправочная колонка абсолютно похожа на настоящую. Специализированные машины, например, для доставки хлеба, полностью повторяют конструкцию настоящих – дверцы у них открываются, внутри есть специальные поддоны. Железнодорожная станция наглядно показывала детям не только поезд с вагонами, но и само здание станции с перроном и даже домик со смотрителем.
Экспозиция также дополнена куклами и мягкими игрушками, которые некогда были так обожаемы советскими детьми.
Одно из устройств даже озадачило журналистов. Таблички на нем не было, а что это за штуковина с педалями – с первого раза сказать было сложно. Выяснилось, что это был старый самокат с ручным приводом «Мика».
А другой экспонат заставил даже улыбнуться. Используемая в последнее время в основном в негативном ключе фраза «педальный конь» обрела вполне конкретную форму и воплощение в виде популярной некогда игрушки.
Среди представленных экземпляров машин можно было увидеть как те, на которых время оставило свой заметный след в виде легкой ржавчины или облупившейся краски, так и те, которые будто бы только вчера сошли с конвейера. Выяснилось, что Александр Лунев не только коллекционирует эти игрушки, но и отдает их на реставрацию.
- Например, педальный «Урал» я купил в Башкирии, но у него не было ни колес, ни руля, просто кузов. Те машинки, которые в идеальном состоянии – это все работа реставратора. На заказ подбирались все запчасти, как они были в оригинале, специально подбирался цвет по номеру. Так что все не просто так, - отметил коллекционер.
Педальная машинка «Урал», Челябинский автозавод, 1956 год
Александр подчеркнул, что данное хобби – удовольствие не из дешевых, символической цены здесь не найти, но оно того стоит.
Свою коллекцию он выставляет в музее Фелицына уже во второй раз. Впервые это было в 2017 году, и тогда, к сожалению, экспозиция вызвала не такой большой интерес. А в этом году, по его словам, к ней повышенное внимание, что, безусловно, не может не радовать.
Сама выставка, открытая в ноябре прошлого года, была приурочена к вековой дате образования СССР. До 26 марта краснодарцы смогут снова окунуться в атмосферу советского детства и наглядно продемонстрировать его элементы уже своим детям и внукам.
Ранее журналисты "Блокнота Краснодара" побывали в музее имени Фелицына на съемках сериала для канала ТВЦ, в котором снялись молодые кубанские актеры, а также известный российский актер Игорь Лифанов.
Елена Бутова
Фото: Александр Харченко