Краснодар Суббота, 20 апреля
Общество, 07.11.2017 17:12

Последние дни в Российской империи Матильда Кшесинская провела на Кубани

Судьба российской балерины Матильды Кшесинской, о жизни которой в октябре вышел скандальный фильм, эмигрировала в Европу через Новороссийск, что является отдельным и немаловажным эпизодом в жизни царской балерины.

Матильда Кшесинская - российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, дочь танцовщика Феликса Кшесинского, сестра артистов Юлии и Иосифа Кшесинских, мать Владимира Красинского – неоднозначная и загадочная фигура в истории Российской империи.

Кшесинская танцевала в Императорском театре вплоть до 1917 года. При этом, в 1902 году у нее родился сын Владимир, получивший фамилию Красинский, отчество Сергеевич и потомственное дворянство. Конечно, дети не каждой балерины становились дворянами. Но в этом случае отец Владимира - великий князь Сергей Михайлович - являлся двоюродным братом императора Николая II.

Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея - сына Владимира Александровича, внука Александра II и двоюродного брата Николая II.

44_thumb[8].jpg

После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из своего особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. «Я, конечно, рассчитывала осенью вернуться из Кисловодска в Петербург, когда, как я надеялась, освободят мой дом», — призналась листу бумаги Кшесинская.

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». В 1918 году великий князь Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске.

В начале 1918 года до Кисловодска докатилась волна большевизма. Андрей и его адъютант полковник Кубе бежали в горы, в Кабарду. Кшесинская с сыном, и другими беженцами, которых было около сотни, на караване под охраной двинулась в Анапу. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, как раз тогда, когда кругом свирепствовал сыпной тиф.

19 февраля 1920 года Кшесинская вместе с сыном, а также матерью великого князя Андрея Владимировича, отплыли на итальянском пароходе «Семирамида». Балерина покинула Россию вместе с тысячами представителей интеллигенции в первую волну «белой эмиграции» под командованием Деникина.

В 1921 году в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил ее сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католичества в православие с именем Мария.

79bc04bd5c2525caa9d53e269ab3b465.jpg

В 1926 году ей и ее потомству был присвоен титул и фамилия князей Красинских, а в 1935 году — светлейших князей Романовских-Красинских.

Праправнучка Матильды Кшесинской Элеонора Севенард в 2017 году была принята в балетную труппу Большого театра.

В эмиграции при участии своего супруга Матильда Кшесинская написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.

Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Несмотря на истерию вокруг интерпретации в фильме личности последнего русского царя, начатую депутатом Государственной думы Натальей Поклонской, все же роман Николая Александровича и Матильды – исторический факт. Об этом упоминают в своих мемуарах многие современники событий. Тем не менее, все подробности взаимоотношений цесаревича и танцовщицы – свободный вымысел авторов картины. Хотя увлечение близких ко двору особ и даже родственников императора балеринами Императорского театра известно и упоминается во многих источниках.
02_vU5RzGc.jpg

Новости на Блoкнoт-Краснодар
историяРомановыЦарская семьябалетМатильда
0
0