Краснодар Суббота, 27 апреля

Последствия авиакатастрофы: как воздушный лайнер Ан-10 приземлился на краснодарский огород

В первой половине 70-х годов прошлого века в Краснодаре, как и еще примерно в десятке городов Советского Союза, внезапно стали появляться очень похожие друг на друга детские кинотеатры – в салонах самых настоящих самолетов Ан-10.



Причина такой «щедрости» со стороны министерства обороны или другого советского ведомства простым жителям этих городов долго была не понятна. Тем не менее дети и взрослые с удовольствием эти кинотеатры посещали, не подозревая, какая трагедия привела к превращению огромных летательных машин в зрительные залы для демонстрации фильмов.

Как всё начиналось?



АН-10 

Разработка четырёхдвигательного пассажирского самолёта, предназначенного для эксплуатации на авиалиниях протяжённостью от 500 до 2000 км, началась в СССР в середине 50-х годов. В 1959 году Ан-10 допустили к перевозке пассажиров. Тогда этот авиалайнер был в числе самых рентабельных самолётов: стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем, например, на Ту-104А - из-за большей пассажировместимости и меньшем расходе топлива турбовинтовыми двигателями. Не последнюю роль играла и общая неприхотливость самолета.

Всего на авиазаводе в Воронеже было выпущено 108 таких самолётов. Подсчитано, что к 1971 году Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту. Через два года их полеты были запрещены.

Что произошло?



Так показывает АН-10 нейросеть

Во второй половине мая 1972 года страну облетело сообщение ТАСС. В нем говорилось:

«18 мая 1972 года в районе г. Харькова потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ан-10. Пассажиры и экипаж погибли. Для расследования причин катастрофы назначена правительственная комиссия».

Скупые строчки тассовской информации, конечно, не могли передать всей трагедии произошедшего. После стало известно, что 18 мая в 10:39 по московское время рейс 1491 вылетел из аэропорта Внуково в Харьков вылетел рейс 1491 под управлением опытного экипажа из 87-го лётного отряда. Полёт проходил при благоприятных метеоусловиях (ясная погода). В 11:44 произошел последний сеанс связи с самолётом. В 11:53 он исчез с экрана радара.




Оказалось, что во время снижения с высоты 4500 до 1500 метров на высоте 1700 метров лайнер рассыпался на части и рухнул на землю. Обломки самолёта были обнаружены в 24 километрах от аэропорта Харькова. Все 122 человека (115 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли. Свидетели рассказывали, что от людей практически ничего не осталось, только фрагменты тел. Целым было найдено лишь одно тело — младенца.

Среди погибших в тот день – артист эстрады Виктор Чистяков, журналистка газеты «Известия», Нина Александрова и другие известные люди, а также иностранцы, в том числе делегация пионеров ГДР.

Чистяковская роща и Солнечный остров



АН-10 в Краснодаре

Для расследования причин и обстоятельств катастрофы, а также оценки всей программы производства и эксплуатации Ан‑10 была создана Госкомиссия. Мнения комиссии по поводу дальнейшей судьбы самолёта разделились. Некоторые члены комиссии предлагали приостановить эксплуатацию лишь тех Ан‑10, чей налёт превышал 10 000 часов, а эксплуатацию остальных продолжить.

Однако преобладающим стало мнение, что причиной крушения воздушного судна стали конструктивные недостатки. Уже в 1972 года 40 из 67 самолётов были списаны. В 1974 году полёты всех Ан‑10 прекратились.



Большинство самолётов ранее утилизировали, оставшиеся поступили в качестве учебных пособий в вузы, а несколько стали детскими кинотеатрами — в Киеве, Самаре, Новочеркасске, Комсомольске-на-Амуре, Кемерово, в Воронеже, в Ростове-на-Дону, Таганроге, Казани, Липецке, во Львове и в Краснодаре (в Чистяковской роще). Говорят, в Краснодаре был еще один такой же самолет – в парке Солнечный остров. Но о его судьбе ничего не известно.

В конце 80-х годов социально-экономическая ситуация в стране поменялась, детские кинотеатры в самолетах оказались ненужными, и приспособленные под это дело Ан-10 в большинстве своем отправили на утилизацию. Как, скорее всего, произошло и с самолетом с Солнечного острова.

Последний причал?



«Повезло» в этом плане лайнеру из Чистяковской рощи. В 1987 году ему тоже грозило уничтожение. Но один краснодарец какими-то тайными путями сумел договориться о том, чтобы перевести самолет на свой участок на улице Береговой. С тех пор лайнер там и находится (смотрите специальный фоторепортаж), постепенно приходя в окончательный упадок и разваливаясь.

Трудно сказать, чем руководствовался житель Краснодара, размещая на своей территории самолет. Может, он был ему дорог как память о детстве, когда он приходил в него смотреть фильмы… Может, краснодарец при помощи самолета надеялся получить какую-то коммерческую выгоду. Сдать, например, на металлолом, но жалко стало. А еще ходят слухи, что он планировал переехать на морское побережье, собрать там Ан-10 и сделать из него аттракцион.

Но время остатки авиалайнера не красит и не щадит. А его хозяина, говорят, не видели уже несколько лет…













Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Видео "Блокнот Краснодар"  
Новости краснодарасамолет-кинотеатр в краснодаречистяковская рощаавиакатастрофа ан-10
0
1