Краснодар Среда, 24 апреля
Общество, 19.08.2021 09:37

Пытки в полиции: как на Кубани борются с насилием над задержанными

В Краснодарском крае количество людей, заявляющих о том, что в отношении них полицейские применяли физическое насилие, вынуждая сознаться в чем-то, ежегодно растет. Словно выбивать признания стало неформальной нормой. А уголовные дела в отношении оперативников отчего-то частенько отказываются возбуждать, порою, несмотря на слишком уж явные доказательства. Почему это так, какова ситуация с пытками в полиции Кубани и как с этим борются правозащитники – в материале «Блокнот Краснодар».

Буквально на днях уникальный российский видеопроект ROMB, который регулярно в форме коротких видео рассказывает о том, что происходит в стране, опубликовал документальный фильм о жертвах пыток в Гулькевичском и Выселковском отделах полиции. В нем они поведали несколько историй людей, утверждающих, что над ними там издевались, требуя взять на себя вину за то, чего они не совершали.

А историй таких много. В производстве местного отделения российской правозащитной организации «Комитет против пыток» в настоящее время находятся материалы более 40 заявителей, которые уверяют, что стали жертвами физического насилия со стороны сотрудников полиции.

- Возможно, это какая-то южная особенность. Что некоторые преступления предпочитают не расследовать по-настоящему, а просто вешают их на первых попавшихся. Причем такая практика, по нашим наблюдениям, встречается больше всего в курортных городах и станицах края, - рассказывает Сергей Романов, руководитель краснодарского отделения «Комитета против пыток». – Там недобросовестные полицейские словно чувствуют себя всемогущими и под их удар может попасть кто угодно. У нас, например, есть материалы о 72-летней бабушке, которая заявила, что оперативники применили по отношению к ней огнестрельное оружие. Так что никто не застрахован от подобного.

Сергей Романов.jpeg
На фото: Сергей Романов, руководитель краснодарского отделения «Комитета против пыток»

В нашем регионе филиал комитета заработал в 2017-ом году и туда сразу же посыпались обращения от пострадавших. Правда правозащитники продолжают работу не по всем делам. Бывают довольно сомнительные истории, например, нетрезвый дебошир толком и не помнит, как оказался в ИВС, а голова разбита. А потом в ходе общественного расследования выясняется, что его туда просто доставили, а он, будучи сильно пьяным, постоянно падал. Поэтому всегда важна независимая экспертиза. Проводят их немало и те подтверждают, что людей били током, ошпаривали кипятком и применяли другие изощренные пытки. Немаловажно вовремя собрать объективные данные, подтверждающие или опровергающие версию доказательства, среди которых видеозаписи, опросы свидетелей, медицинские заключения и вышеупомянутые экспертизы.

- Некоторые отказываются добиваться справедливости, потому что боятся за свою жизнь и здоровье близких. Ведь когда мы начинаем заниматься какими-то случаями, пострадавшим бывает начинают поступать угрозы, на них оказывается давление и, в итоге, люди забирают свои заявления. Кроме того, не все готовы к публичности. Ведь по факту, в большинстве случаев только огласка и общественный резонанс могут помочь в возбуждении уголовного дела следственным комитетом, - продолжает Романов.

Тот самый документальный фильм про станицы

Борьба с пытками в полиции – непростая. Как признается Сергей, некоторые из заявителей просто не верят, что удастся наказать виновных и опускают руки. И, действительно, отказы в возбуждении уголовного дела от следственного комитета приходят один за другим. Порою правозащитники получают их десятками, но все равно продолжают свое правое дело.

- На Кубани полиция и следком работают в плотной связке. И когда в СУСК поступает заявление на оперативника полиции, следователи редко готовы оперативно расследовать подобные случаи. Ведь они ежедневно работают вместе. Нередко возникает такое, когда человек из какой-нибудь маленькой станицы, например, пожаловался в СК на насилие со стороны оперативника, а потом следователь отправляет опрашивать его и свидетелей того же опера. Некий замкнутый круг, получается, - высказывает свое мнение Романов.

И сразу же отмечает, что, разумеется, хороших людей в правоохранительных органах в разы больше. Но, увы, встречаются и недобропорядочные. Такие, как те следователи, кто несмотря на реальные доказательства, закрывают глаза на нарушения и все равно не возбуждают уголовное дело.

Подобная история произошла в декабре минувшего года в Краснодаре. Местный житель Евгений был задержан возле своего подъезда по подозрению в краже. Его с ходу сбил с ног полицейский в штатском, надел на него наручники и вместе с коллегой забрал в отдел. Его били как по дороге, так и в самом ОМВД, поэтому он был вынужден написать явку с повинной. Все травмы он зафиксировал и пошел в «Комитет против пыток». В возбуждении дела отказали, сославшись на то, что горожанин оказывал сопротивление оперативникам уголовного розыска, вот к нему и применили физическую силу. Все бы ничего, да вот только парень этого не делал, что отчетливо видно на видео, которое удалось раздобыть.

С таким сложно спорить, но спорят

Оказалось, что у подъезда установлена камера наблюдения, которая запечатлела момент задержания. В отдел СК по округу направили запрос повторно, снабдив его видеодоказательством, но снова пришел отказ. Благо, вмешалась прокуратура и признала этот отказ незаконным. Но пока уголовного дела так и нет.

Вообще, на то, чтобы добиться хоть какого-то расследования, порою уходят годы. Потому что виновные и следователи осознанно создают волокиту. Например, ужасающая история из Анапы все никак не разрешится уже почти шесть лет. Четверо жителей курорта - Артем Пономарчук, Арам Арустамян, а также братья Карен и Эрик Енгоян, по их словам, подверглись пыткам в городском отделе полиции еще в 2015-ом году. Парней задержали по подозрению в разбойном нападении, которого те не совершали. И чтобы получить от них признательные показания, правоохранители применили в отношении задержанных физическое и сексуальное насилие - их душили противогазами, били током, одному из них порвали задний проход дубинкой. Измученные парни были вынуждены написать явки с повинной, потом уголовное дело о вымышленном разбое переквалифицировали в мошенничество. Молодым людям в суде еще предстоит настаивать на своей невиновности. А все это время часть оперативников, которые устроили над ними изуверство, продолжают работать в органах, на них поступали новые жалобы о необоснованном насилии уже от других людей, но воз и ныне там.

Про парней из Анапы даже сняли большой документальный фильм

- За четыре года нашей деятельности в Краснодарском крае пока лишь одно дело удалось довести до суда. 23-летнему инвалиду Евгению Манченко теперь уже бывшие ППСники сломали ногу. Тот забыл ключи от калитки и решил перелезть через забор, чтобы попасть в дом. Стражи порядка увидев это, сразу же кинулись на него с кулаками и дубинками, заковали в наручники. На шум выбежали родители парня, но их никто не слушал. В итоге, уголовное дело в отношении бывших правоохранителей в конце прошлого года с утвержденным прокуратурой обвинительным заключением было передано в суд для рассмотрения. Ждем приговора, - не без радости говорит Романов.

Есть и такие – уже девять - возбужденные уголовные дела, где по факту идет ссылка на применение насилия со стороны правоохранителей. Но в постановлении о возбуждении уголовного дела нет конкретных имен, то есть следствие ведется в отношении неустановленных сотрудников внутренних дел. Несмотря на то, что юристам краснодарского отделения «Комитета против пыток» удалось «дотащить» до суда пока одно уголовное дело, правозащитники намерены и дальше бороться с произволом в силовых структурах региона. И, кстати, делают они это совершенно бесплатно для обращающихся граждан.

Владимир Мырзак

Новости на Блoкнoт-Краснодар
пыткиКомитет против пытокСКР
0
0