Школьный стресс, или как помочь адаптироваться первокласснику: советы психологов
Фото: Виктор Ястребов
Читайте также:
- Минпросвещения РФ запретило телефоны на уроках в краснодарских школах (31.08.2022 12:00)
- «Пятилетний мальчик сидел в коляске без одежды»: в Краснодаре у горе-матери забрали двух детей (31.08.2022 11:21)
- 65-летний житель Краснодарского края погиб в разорванной на части машине (31.08.2022 09:51)
- «У миллионов людей возникнут вопросы»: краснодарцы о личности умершего Михаила Горбачёва (31.08.2022 09:56)
- Импортозамещение по-краснодарски: сравниваем 10 известных кубанских брендов с мировыми марками (30.08.2022 19:24)
1 сентября в Краснодаре тысячи детей пойдут в школу. Новый учебный год для детей – большой стресс, особенно для первоклассников. Ведь их жизнь меняется кардинально. В школе есть свои правила, которые необходимо соблюдать. А еще одноклассники и учителя, с которыми необходимо выстраивать отношения новоиспеченному ученику. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в школе – корреспондент «Блокнота Краснодара» спросил у психологов.
- Все школьники перед новым учебным годом испытывают стресс. Если у старшеклассников он наименьший, так как они уже более опытные и знают, что им предстоит, то у первоклассников он в большей степени. Потому что они вступают в период адаптации, и в дополнение ко всему идет семилетний возраст. А семилетний возраст считается кризисным, - поясняет психолог из Краснодара Светлана Викторовна Руденко.
Детки, которые еще вчера были детсадовцами, начинают адаптироваться к новым для них условиям.
- Что такое адаптация? Ребенок переходит из дошкольной среды в школьную, приспосабливается к новым условиям, к новому зданию, к учителям, к старшеклассникам, к своим сверстникам. Как правило, период адаптации небольшой, он длится от двух до шести месяцев. Это будет зависеть от того, насколько сам ребенок, как и его родители, которые тоже испытывают стресс, отправляя ребенка в школу, подготовились к этому периоду. Всей семьей. Ребенок до полугода может входить в школьный режим. За это время он познакомится со всеми, поймет, что ему нужно, будет чувствовать себя более спокойно и уверенно в классе и будет выполнять определенные нагрузки, которые будут ему предлагаться в данном учебном заведении, - объясняет Светлана Викторовна.
По мнению психолога, родители в это время должны быть предельно внимательными к своему ребенку.
- Во-первых, важен режим дня, в который ребенок должен был войти еще в дошкольном периоде. Это обязательная необходимость, потому что ребенок должен не только трудиться, но и отдыхать. Во-вторых, родитель должен участвовать в жизнедеятельности своего ребенка. Родители всегда должны быть в курсе дел своего ребенка: что было в школе, что интересного, а что не интересного произошло, как прошел его день. Родителям нужно проводить совместный отдых с ребенком. Не стоит забывать, что негативный опыт – тоже опыт. Если ребенку поставили плохую оценку, это еще не конец света и не стоит тревожиться по данному поводу. Нужно, прежде всего, объяснить своему сыну или дочке, что у всех бывают ошибки, что это нормально, а возможность улучшить свои знания и исправить оценку есть всегда. У учителя уровень знаний может определяться не только оценками, но и похвалой, какими-нибудь наклеечками, например. И вот ребенку нужно объяснять, что можно подготовиться получше и заработать более высокий бал. Ребенок должен знать, что родители всегда рядом, в любой момент. Есть дни, когда у него что-то получается и дни, когда не получается. Но родители всегда готовы ему помочь, они являются для него опорой. Главное: меньше критики в период обучения, меньше высоких планок. Ребенок должен знать, что, какие бы оценки он не получил, это будет восприниматься и приниматься родителями адекватно, - поясняет Светлана Руденко.
- Однозначно, у ребёнка начинается адаптационный процесс, и очень важно помочь ему в этом. Первоклассник, попадая в непривычную для себя среду, испытывает стресс. Особенно испытывают стресс дети, которые мало были мало социализированы. Например, не посещали детские сады, проживают только с родителями или с одним родителем, - говорит психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Саида Изоликовна Чермит.
Первое, на что нужно обратить внимание родителям первоклассника, объясняет Саида Чермит, это правильно выстроенный режим дня.
- Должны сочетаться и учеба, и отдых, занятия спортом, прогулки. Также важно объяснить ребёнку правила в школе: звонки, уроки, посещение туалета, столовой и многое другое. Нужно рассказать первокласснику и о взаимоотношениях с одноклассниками, с учителем, как их правильно выстраивать. Чем больше ребёнок узнает информации о школьной жизни до того, как окунется в эту среду, тем лучше. Важно также интересоваться его делами в школе, успехами, неудачами. Чем больше он будет рассказывать родителям, тем лучше. Если у школьника возникают какие-либо вопросы или сложности, следует внимательно вникнуть в суть проблемы и помочь своему ребенку, не оставляя его разбираться со всем самостоятельно, - отмечает психолог.
- Дети сталкиваются со стрессом буквально с первых дней пребывания в школе. С каждым годом количество воздействующих на ученика стресс-факторов растет, - объясняет другой краснодарский психолог Ирина Богрова.
Она отметила, что источниками школьных стрессов в первую очередь являются:
- Трудности в отношениях с одноклассниками и учителями (необходимо соответствовать стандартам);
- Большая учебная нагрузка(уроки, кружки, спортивные секции, дополнительные занятия у репетитора);
- Давление по поводу успеваемости;
- Контроль успеваемости (контрольные работы, тесты, экзамены);
- Чрезмерная (превышающая норму числа учащихся в классе) укомплектованность приводит к эмоциональной перегрузке, «тесноте»;
- Возрастные физиологические гормональные изменения организма.
Такие стрессоры, поясняет Ирина Богрова, воздействуют на ребёнка ежедневно и нарушают его внутреннее равновесие. Школьник вынужден самостоятельно искать способы и стратегии адаптации в новых условиях.
- Детям нужна помощь и поддержка от значимых взрослых. Хорошо, если родители помогают своему ребенку и укрепляют его способности, содействуют самостоятельности и постепенно учат принимать ответственность за себя. Учителя и школьные психологи содействуют укреплению связей в классе и отношений детей с друг другом. Учат конструктивно решать проблемы и гасить конфликты. Необходимо быть очень внимательными к своему ребёнку, наблюдать за изменениями настроения, поведения. И помнить, если не получается самостоятельно справиться с новыми жизненными трудностями, всегда нужно обращаться к специалисту, - отмечает Ирина Богрова.
Читайте также интервью с учителем о том, стоит ли отдавать шестилетку в школу, и должен ли будущий первоклассник уметь читать и писать.
Ксения Мальшакова
Фото: Виктор Ястребов
Новости на Блoкнoт-Краснодар