Краснодар Воскресенье, 24 ноября

Тот мост – не прост: 4 факта и 3 нелирических отступления из истории старого Яблоновского моста Краснодара

Мосты нужны для того, чтобы соединять берега и людей. Сегодня, 13 августа 2024 года, «Блокнот Краснодара» приводит 4 факта и 3 нелирических отступления из истории старого Яблоновского моста Краснодара, которые подтверждают его важность для города.


Трудно себе представить, но когда-то городу Екатеринодару, который теперь называется Краснодаром, вообще-то постоянные основательные мосты не очень-то были и нужны. Как известно, Екатеринодар в конце XVIII века создавался как крепость для защиты от многочисленных набегов горских народов с левого берега Кубани. А вплоть до середины XIX века на тогдашних южных окраинах России продолжалась кровопролитная Кавказская война, и любое возведение переправ через Кубань могло только потворствовать набегам врагов.

Факт 1. Мост должен был быть построен

Однако в 1864 года война закончилась благоприятным итогом для России. Произошедшие изменения позволили 8 июня 1867 года провести крутые изменения в статус тогдашнего Екатеринодара: из казачьей крепости он превращался в «обычный российский город». Главным занятием его жителей становилось не защита государственных границ России, а развитие сельского хозяйства и промышленности, налаживание взаимовыгодной торговли и добрососедских отношений с народами, живущими рядом.

Мост через Кубань в южном направлении становился насущной необходимостью. И в 70-е годы XIX в города появилось первая переправа, соединившая два берега Кубани – так называемый Траховский мост. Он держался на понтонах — нескольких сцепленных баркасах с бревнами. По дощатому настилу поверх них переезжали и переходили на другой берег Кубани. И хотя мост явно не выдерживал выпадавшей на него нагрузки, он пережил несколько серьезных поломок и крупных ремонтов, к тому же был платным – свою роль он выполнял исправно вплоть до 20-х годов ХХ века.




Фото: myekaterinodar.ru


Но для дальнейшего развития региона нужна была более серьезная конструкция, которая могла бы обеспечить движение по железнодорожной ветке через Екатеринодар к Черному морю. В итоге 9 мая 1887 года в городе был торжественно открыт железнодорожный мост, который современники называли «грандиозным сооружением» и который, по сути, таким и был.

Нелирическое отступление №1

Исторические источники свидетельствуют: «Испытание проводилось при огромном стечении публики и заключалось в том, что на каждом пролете поочередно на протяжении двух часов сразу стояли шесть соединенных вместе локомотивов с тендерами (в общей сложности до 25 тысяч пудов тяжести). Затем по мосту с различной скоростью прошли поезда из трех локомотивов с тендерами и, наконец, особый поезд с публикой. На первом локомотиве пробного поезда находились строитель моста П.Ф. Рябошапка, главный инженер К.С. Комарницкий и его помощник С.И. Кербедз».

На строительство моста из казны города было выделено почти 800 тысяч рублей. Немудрено: его длина составила 281 м, ширина – 65 м, он покоился на четырех массивных каменных устоях и состоял из трех пролетов. Его железную основу делали на заказ на брянском чугунолитейном заводе.

Важнейшее значение этого моста состояло в том, что он делал передвижение людей и грузов через Кубань в обе стороны массовым, так как предназначался не только для железнодорожного транспорта, но и для конных экипажей и пешеходов, и никакой платы за это не требовали.

Железнодорожный мост долгое время играл важную роль в переправе через Кубань. Так же как пешеходный деревянный мост через нее, сооруженный в городе в 1926 году.

Факт 2. Мост должен был быть разрушен

Железнодорожный и пешеходный мосты просуществовали в Краснодаре до начала оккупации города фашистами.

9 августа 1942 года на рассвете немецкие войска приступили к занятию Краснодара. Город встречал врага взрывами и пожарами. 15-й специальный взвод 56-й армии и сотрудники краевого управления УНКВД осуществляли мероприятия по выводу из строя важнейших народнохозяйственных предприятий и других объектов.



Фото: myekaterinodar.ru


Прорванная противником оборона города угрожала захватом стратегических мостов через Кубань в районе пос. Яблоновского. Деревянный, наплавной мост заблаговременно был подготовлен к поджогу, поэтому во втором часу дня 9 августа сапёры подожгли его. Краснодарскому истребительному батальону пришлось отступать на левый берег Кубани уже по горящему мосту. После поджога наплавного моста немецкие танки с десантом направились к железнодорожному мосту и предприняли попытку переправиться по нему на левый берег. С левого берега по танкам и автоматчикам открыли огонь зенитчики ПВО, в скоротечном бою уничтожив три танка противника и до взвода автоматчиков. Через несколько минут пролёты железнодорожного моста были взорваны советскими сапёрами, и Яблоновская переправа была уничтожена.

Нелирическое отступление №2

В своём фронтовом дневнике за 9 августа немецкий офицер Флориан Тольк оставил следующее воспоминание: «Уходя из-под наших ударов, русские сохранили свои главные силы, и теперь решили дать нам достойный урок. Находясь в резерве ударной группы, мы отчетливо слышали отдалённые выстрелы в разных концах города. Это говорило об ожесточённости боев. Сложившаяся ситуация вышла из-под контроля. Уничтожение русскими мостов через Кубань лишало нас возможности дальнейшего продолжения наступления и предотвратило окончательный разгром русских армий перед предгорьями Кавказа. Такого ожесточённого сопротивления мы не ожидали. Обидно, что так хорошо разработанный план по захвату Краснодара и его переправ на реке Кубань, провалился… Чёрные клубы дыма от горящей нефтебазы, расположенной у взорванного русскими железнодорожного моста на юге города, поднимались высоко в небо, закрывая солнце».

Факт 3. Мост должен был быть построен

Сразу после войны появился временный плавучий мост через Кубань, но, естественно, новым задачам по восстановлению разрушенного войной хозяйства и дальнейшему развитию Краснодара и всего края он не мог соответствовать. На месте бывшего сожженного деревянного моста началось ускоренное строительство нового – автодорожного.






Старый Яблоновский мост


И в 1952 году он был построен. Его ширина составляла 9 м, а общая длина 795 м. Новый мост имел 4 пролёта и по одной полосе движения в две стороны и был рассчитан на движение шести тысяч машин в сутки. Его значение резко возросло после 1958 года, когда хутор Яблоновский стал посёлком городского типа и был присоединён к Адыгейской автономной области.

Мост исправно выполнял свою роль, объединяя Краснодар и Адыгею и обеспечивая связь по трассе А146 с черноморским побережьем Краснодарского края.






Факт 4. Мост должен был быть закрыт

Нагрузка на Яблоновский мост, как его начали называть, постоянно росла, постепенно в 4-5 раз превышая проектную. Трафик на трассе Краснодар-Новороссийск, частью которой является Яблоновский мост, возрастал огромными темпами. В начале 2000-х годов по мосту за сутки уже проезжало 20 тысяч автомобилей, в начале 2010-х – не менее 30 тысяч. Пиковая нагрузка иногда достигала трех тысяч машин в час. Пробки становились неизменным атрибутом с обеих сторон моста.




Естественно, сооружение постепенно изнашивалось. Несколько раз предпринимались попытки ремонта моста и изменения ситуации. В июле 2008 года движение большегрузных автомобилей по мосту было прекращено в связи с ухудшением состояния опор и их ремонтом. В 2012 году на мосту поменяли асфальтовое покрытие. В 2018 году проводилась замена температурных швов.

Однако ремонтные работы кардинально изменить обстановку не могли. Становилось ясно: дальнейшая эксплуатация перегруженного моста просто опасна. В 2019 году по Яблоновскому мосту приостановили движение грузового транспорта и автобусов, оставив его только для легковушек. Мост был обречен на закрытие…

При этом еще в конце 1980-х годов появилась идея создать дублер Яблоновского моста, однако распад СССР и прекращение финансирования проекта не дало этому плану осуществиться. Удалось реализовать задумку только в 2023 году… А старый Яблоновский мост закрыли…

Нелирическое отступление №3

Сегодня все, конечно, радуются появлению нового Яблоновского моста. И никто не знает точно, что будет со старым. Ходят слухи, что его собираются снести за ненадобностью. Кто-то предполагает, что его капитально отремонтируют и тогда он сможет прослужить еще лет 50. Общественники Краснодара и Адыгеи предлагают сделать старый двухполосный мост полностью велопешеходным. Или пустить по нему трамвай: первый в России межрегиональный…





Новый Яблоновский мост 


В любом случае, возможно, история старого Яблоновского моста в Краснодаре еще не завершилась!


Людмила Клубникина

Больше новостей в нашем Telegram


Новости на Блoкнoт-Краснодар
Новости краснодараистория краяекатеринодарстроительство мостовстарый яблоновский мост
0
0