Краснодар Среда, 24 апреля
Экономика, 12.02.2023 14:05

Власти выступали против: через Краснодарский край погонят ядовитый аммиак

Несколько дней назад на Кубани произошли очень серьезные подвижки в строительстве перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань. Рассказываем, что известно о проекте, который безуспешно лоббировали на протяжении многих лет.



В первую очередь, перевод сельскохозяйственных земель под строительство перевалочного комплекса аммиака в Темрюкском районе связан с кардинальным изменением, по сравнению с недавним временем, позиции по этому вопросу администрации Краснодарского края в лице губернатора Вениамина Кондратьева. Раньше он фактически препятствовал реализации данного проекта, теперь его мнение изменилось. «Блокнот Краснодара» попытался выяснить, почему так случилось.

Предыстория




Вообще проект по строительству терминала по перевалке аммиака и карбамида на Тамани начал реализовываться с начала века. Занималась этим компания «Тольяттиазот» (ТоАЗ), которая позже перешла под контроль «Уралхима».

При этом сведения о компании были весьма противоречивыми. Некоторые СМИ заявляли о том, «Тольяттиазот» – предприятие весьма одиозное. Дескать, оно принадлежало беглым опальным олигархам – Владимиру Махлаю и его сыну Сергею, а также их швейцарскому партнеру Андреасу Циви. А генеральный директор завода Евгений Королев, вроде бы, в середине 2010-х сбежал от правоохранительных органов в Лондон, когда его заподозрили в незаконном переводе 550 млн долларов выручки на счета подставной структуры этого самого швейцарца Циви, а также выводе наиболее ликвидных активов из ОАО «Тольяттиазот».

Говорили и о том, что сам завод находится в удручающем состоянии и давно из гордости отечественного химпрома стал угрозой населению всего Самарского региона. Проверка Ростехнадзора обнаруживала на заводе свыше 550 грубейших нарушений норм промбезопасности и охраны труда.

С другой стороны, отмечается, что ПАО «ТОАЗ» входит в число крупнейших производителей аммиака в мире. В советские времена завод по производству аммиака в Тольятти, аммиакопровод Тольятти – Одесса и аммиачный терминал в порту Южный (Одесская область) составляли единый комплекс, полноценная и эффективная работа которого прервалась из-за известных событий на Украине.

Протесты жителей и судебные решения




Одним из главных препятствий для строительства терминала было сомнение жителей Краснодарского края в его экологической безопасности. Сразу же после появления первых известий о возможном возведении аммиачного терминала корпорацией «Тольяттиазот» в поселке Волна Темрюкского района на Кубани прошла волна массовых выступлений граждан с требованием убрать из Краснодарского края «Тольяттиазот» с их терминалом.

«Масла в огонь» добавили известия о том, что в 2004 году по итогам контрольных проверок у ОАО «Тольяттиазот» были выявлены нарушения требований законов о строительстве, о промышленной безопасности и охране окружающей среды. Без разрешения на строительство были возведены зерновой терминал, склад метанола, склад сыпучих материалов, башни радиосвязи и несколько многоквартирных домов.

АО «Тольяттиазот» еще тогда были выданы предписания о приостановке самовольного строительства и предоставлении согласованной документации на строительство указанных объектов. Как утверждали СМИ, за 10 лет необходимый комплект документов на строительство ТоАЗом так и не был предоставлен. К тому же возникли серьезные проблемы с правообладанием земельными участками, выделенными для строительства. По этому поводу с 2005 года по 2013 год был вынесен ряд судебных решений – не в пользу ТоАЗа.

Запретить и разрешить!




В итоге краевая администрация приостановила действие разрешения на строительство. Для его продления ТоАЗу было предложено оформить необходимый пакет документов, провести экспертизу проектной документации на самовольно построенные объекты, разработать и утвердить пошаговый план мероприятий для устранения выявленных нарушений.

Стройка была законсервирована, казалось бы - совсем заглохла, и о терминале стали забывать.

Однако в 2015 году ТоАЗ возобновил работы по строительству комплекса. При этом были ли выполнены требования, предъявленные компании ранее – доподлинно не известно.

Впрочем, вскоре возобновленные работы вновь приостановились – на этот раз из-за проблем с арендой земли в Краснодарском крае и начавшихся судебных разбирательств с администрацией. Так, в 2019 году инвестора обязали снести постройки, и лишь в 2022 году Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ региональных властей передать земельные участки на территории порта Тамань в федеральную собственность, что сделало реализацию проекта вновь возможной.

Но, если земельная проблема была таким образом разрешена, то никуда не делась проблема экологии.

Экологи бьют тревогу



Вениамин Кондратьев (фото: администрация Краснодарского края)

Сообщалось, что осенью 2022 года проект «Тольяттиазота» (ПАО «ТОАЗ») по строительству перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань прошел общественные слушания, организованные в Темрюкском районе Краснодарского края. В мероприятии, проходившем в формате видеоконференции, приняли участие аж 100 человек!

В ходе этих слушаний были озвучены предварительные материалы оценки воздействия комплекса на экологию Кубани.

В ходе обсуждений некоторые местные жители и представители общественной организации «Чистая Тамань» выразили сомнения в том, что реализация проекта «Тольяттиазота» не повлияет на окружающую среду.

До этого во время подписания соглашения о сотрудничестве губернатором Краснодарского края, гендиректором ПАО «ТОАЗ» («Тольяттиазот») Анатолием Шаблинским и главой Темрюкского района Федором Бабенковым Вениамин Кондратьев заявил:

- Проект значим для экономики региона и Темрюкского района. Но на первый план для нас выходят вопросы безопасности. Необходимо, чтобы объект соответствовал самым высоким экологическим стандартам. Несмотря на важность развития транспортной и портовой инфраструктуры, Краснодарский край должен оставаться курортным регионом.

Естественно, что представители компании в ответ сказали, что на терминале собираются «использовать самые современные технологии, средства безопасности и автоматизации. Будущий объект в Тамани предназначен только под перевалку, без производства, поэтому воздействие на экологию будет нулевым. В регионах нашего присутствия мы активно работаем с жителями и экологами, поддерживаем хорошие отношения. Планируем максимально открыто работать и на Кубани. Мы заинтересованы в развитии региона, в том, чтобы он был привлекательным и удобным для жизни».

Политика на стороне порта



Дмитрий Мазепин рассказывает Владимиру Путину о перспективности и необходимости строительства комплекса (фото: kremlin.ru

Необходимо учитывать, что сложившаяся в России экономико-политическая ситуация подталкивает к ускорению строительство порта по перевалке аммиака на Тамани.

На встрече с президентом России Владимиром Путиным в декабре прошлого года член бюро правления РСПП, председатель комиссии по производству и рынку минеральных удобрений Дмитрий Мазепин сообщил, что есть намерения ввести в эксплуатацию порт по перевалке аммиака в Тамани уже к концу 2023 года. По словам владельца «Уралхима», Российская Федерация остаётся крупнейшим в мире производителем удобрений, при этом в стране отсутствуют собственные специализированные мощности по морской перевалке аммиака. Все российские производители использовали экспортные аммиачные мощности таких стран, как Латвия, Украина и Эстония.

По мнению экспертов, сложившаяся политическая ситуация стала решающим толчком для ускорения многомиллиардного долгостроя в Темрюкском районе Краснодарского края. Мировой рынок аммиака растёт. Больше всего удобрений импортируют Индия, Бразилия, США, страны Юго-Восточной Азии, а в эти регионы удобно отправлять продукцию из южных портов. Проект сейчас выгоден и бизнесу, и государству. Поэтому, скорее всего, со стороны государственных структур ему будет оказываться содействие.

И краю будет хорошо?

Эксперты говорят и о больших плюсах реализации проекта для Краснодарского края. И дело не только в том, в рамках подписанного Краснодарским краем соглашения о сотрудничестве предусмотрено, например, что «Тольяттиазот» построит детский сад на 360 мест в станице Тамань и школу на 1100 мест в Темрюке.

Многие специалисты подчеркивают, что возведение терминала может подтолкнуть других инвесторов к реализации других всевозможных проектов в этой части Краснодарского края из-за переориентации торговли, а также партнерских и экономических отношений России на Юг и Восток. В итоге Тамань может превратиться в настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест.

Так или иначе, 8 февраля губернатор Краснодарского края подписал распоряжение о переводе четырёх земельных участков в Темрюкском районе в у порта Тамань под строительство перевалочного комплекса минеральных удобрений и аммиака. Об этом подробно рассказывал «Блокнот Краснодара». Таким образом, никаких препятствий со стороны руководства Кубани для реализации проекта больше нет.






  Трудно сказать, что в конечном итоге повлияло на принятие такого решения Вениамином Кондратьевым. Возможно, он считает, что на данный момент в проекте все действительно соответствует «самым высоким экологическим стандартам». Может, он проникся важностью возводимого порта для стратегического положения России как экспортера аммиака и тем, что скорее всего, со стороны государственных структур проекту будет оказываться содействие. Не исключено, что глава региона учел возможные выгоды появления порта и иных проектов на Тамани для социально-экономического развития Кубани. С учётом федерального значения перевалочного пункта, вполне возможно, что решение о его строительстве принималось на самом верху и губернатора поставили перед фактом решения геостратегических задач.






Переводимые под строительство комплекса земельные участки

  Всякий из этих вариантов имеет право на существование. И ни в одном, в принципе, нет ничего плохого. Однако остается сомнение: как реализация этих далеко идущих экономических планов сочетается со словами Вениамина Ивановича о том, что «Краснодарский край должен оставаться курортным регионом»? Ведь еще раздаются голоса, утверждающие, что, в случае строительства терминала, жителям Кубани скоро придется дышать аммиачными испарениями. А аммиак – жуткий яд, представляющий угрозу здоровью и жизни людей…

Впрочем, возможно, одно другому и не мешает, и Краснодарский край останется курортным регионом и при наличии такого соседства?

Людмила Клубникина

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  АНАЛИТИКА  
волнааммиакудобренияперевалочный пунктновости краснодарТольяттиазотуралхимстроительство
1
4