Все мы пришлые здесь, чужие: в Краснодаре «понаехов» часто было гораздо больше, чем «кубаноидов»

Фото: нейросеть
Читайте также:
- Мэрия Краснодара изъяла два аварийных дома 1950-х годов постройки (27.03.2025 14:00)
- «Золотая» малина из Америки и горы зелени: рынки Краснодара обновили свой ассортимент (27.03.2025 13:30)
- В мэрии Краснодара произошли кадровые перестановки чиновников (27.03.2025 12:29)
- Как проходит строительство главного канализационного коллектора № 20 в Краснодаре (27.03.2025 12:22)
- ПБК «Локомотив-Кубань» в Нижнем Новгороде взял реванш у «Пари НН» в Единой лиге (27.03.2025 08:57)
«Блокнот Краснодара» уважает мнение тех жителей бывшего Екатеринодара, кто с некоторой долей высокомерия продолжает считать приезжающих в город в последнее время «понаехами», однако 27 марта 2025 года наше издание предлагает познакомиться своим читателям с несколько другой точкой зрения.
Вспомним, как всё начиналось…
Как известно, по меркам большинства городов европейской части России, Краснодар – город даже очень себе молодой. Где уж ему тягаться по возрасту с каким-нибудь Псковом, Ярославлем, Владимиром, Казанью, Дербентом, Брянском, Ростовом Великим, Москвой и даже, допустим, Волгоградом или Санкт-Петербургом. Многим из перечисленных городов – далеко за пятьсот лет, а некоторым – и за тысячу. Там люди действительно жили веками, укореняясь, обустраиваясь, создавая определенные традиции, бытовые и культурные устои.
Вот так всё начиналось. Фото: музей Фелицына
Краснодару в прошлом году исполнилось всего-то 230 лет. Или 231 - толком решить до сих пор не могут даже в его самых высоких кабинетах власти… В любом случае, думается, найти здесь человека, который может с полной долей ответственности сказать, что его предки «жили в этом городе столетиями», конечно же, невозможно. Впрочем, и тех людей, предки которых жили в Краснодаре в течение 3-4-5 поколений, скорее всего, тоже немного. Это все же – 60-80-100 и более лет, совсем немаленький промежуток времени.
Это – не хорошо и не плохо. Так сложилось. Вспомните: те самые 230 лет назад здесь, где атаман Чепега «место сыскал под войсковой град», люди еще практически вообще не жили. Первая перепись населения 1794 года, это когда люди уже здесь более-менее обустроились, гласила, что числилось в этом «граде» 270 семейств: 580 человек обоего пола. Они имели 9 домов, 75 хат и 154 землянки. 42 казака вообще не имели жилья. Вот и все «коренные»…
Обычный нормальный город
И так продолжалось довольно долго – почти 70-лет. Всё потому, что тогда Екатеринодар, по сути, был небольшим военным городком, основное население которого составляли казаки. А лицам других сословий вообще запрещалось проживать там на постоянной основе и владеть недвижимостью. В результате из 14 167 человек, проживающих в городе в середине 60-х годов 19 века, 9 632 принадлежали к «войсковому сословию» - были казаками. А они люди служивые: прикажут - в другое место уйдут…
И только после того, как 8 июня 1867 года были утверждены "Правила для заселения и управления города Екатеринодара Кубанского казачьего войска", всё изменилось: Екатеринодар становился обычным российским городом. Здесь разрешалось селиться представителям всех сословий Кубани, Российской империи и даже иностранцам.
И народ сюда повалил! Город действительно притягивал выгодным географическим положением, плодородными почвами, мягким климатом. Ехали туда (как и сейчас!) с самых разных уголков Кубани и России – вплоть до далекой Сибири. Буквально за 10 лет население города удвоилось и составило уже 32,5 тыс. человек. А за последующие двадцать лет опять удвоилось!
На рубеже 20 века. Фото: музей Фелицына
При этом стоит обратить внимание на такой факт: по итогам переписи населения 1897 года в Екатеринодаре было зафиксировано «65 606 человек наличного населения». Среди них уроженцев Екатеринодара 24 874 человека, других районов кубанской земли – 5 495, остальные жители являлись уроженцами разных губерний России и других государств. То есть приезжих и тогда было больше…
Еще один показательный момент, касающийся конца 19 века, в свое время приводил исследователь экономики Екатеринодара А.С. Собриевский: «Большая часть русских… народ пришлый – мещане и крестьяне из южных губерний. Так, наши плотники, столяры, бондари преимущественно из Орловской, Тамбовской, Рязанской губерний, каменщики и землекопы – Калужской, Смоленской, Курской, Владимирской, Орловской, штукатуры – Воронежской, Калужской, печники – Тамбовской, рабочие на кирпичных заводах – из Черниговской и Курской. Екатеринодарских мещан больше всего, кажется, легковых и ломовых извозчиков, водовозов…»
В общем, от «пришлых» людей, несомненно, польза и тогда была. Не всем же извозом заниматься…
Новое время
В 20 веке, в целом, население города росло – уверенно, но не очень быстро. И, в основном, опять не за счет "внутренних резервов». И, конечно, ни Гражданская, ни Великая Отечественная войны, ни фашистская оккупация росту населения Краснодара никак не способствовали. А коренной его части – тем более.
Тем не менее, например, по итогам Всероссийской переписи марта 1923 года отмечалось, что Краснодар по числу жителей являлся 15-м городом в республике, а по скорости роста населения почти не имел соперников. Опять – почти как сейчас!..
В середине века прошлого
О взрывном характере роста населения Краснодара в 10-20-е годы 21 века известно всем. О плюсах и минусах этого процесса спорят очень много. Но есть объективные показатели: исследования изменения численности крупных российских городов за последние сто лет показывают, что наибольший рост на Юге России в этом плане у Краснодара, население которого выросло почти в 20 раз, и Ростова-на-Дону - в десять. И, в общем-то, от этого они сильно не бедствуют, продолжая привлекать к себе людей с самых разных уголков страны. Естественно, никто не отрицает необходимость усиленной работы по созданию соответствующей инфраструктуры в этих условиях.
Астрахань и Волгоград, кстати, например, уже лет пятьдесят находятся на тех те показателях населения, что и раньше. Вряд ли это дает им какие-то преференции: почему-то их жители всё чаще открыто называют свои города депрессивными и не имеющими особых перспектив.
Показательный факт приводил «Блокнот» совсем недавно: оказывается, в январе-феврале ЗАГСами Краснодара было зарегистрировано больше записей о смертности, чем о рождаемости. Так, о смерти было зарегистрировано 13 289, а о рождении 8 713.
Век 21-й
Стоит отметить, что уже в 1980 году демографическую ситуацию в городе оценивали как тревожную. Естественный прирост населения составил тогда всего 2889 человек. Рождаемость снижалась, население старело, как и сейчас, но это был прирост! Возникает вопрос: «понаехи» нам нужны? Нормальные, которые приезжают в Краснодар создавать семью, хорошо работать, строить, лечить, учить, уважать друг друга, любить наш общий город?
В общем, наверное, хватит уже пытаться искусственно разделить нас на «пришлых» и «коренных». Всё это очень условно и совсем не важно. Все мы когда-то так или иначе здесь были чужими. Теперь вместе мы – жители Краснодара. Нам здесь жить, рожать детей и делать наш общий город еще прекрасней и комфортней.
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар