Краснодар Воскресенье, 24 ноября
Общество, 05.02.2018 13:20

Впервые фашистские «душегубки» применили в Краснодаре

12 февраля жители Кубани отметят 75-летие со дня освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. С августа 1942 по февраль 1943 года во время оккупации только в Краснодаре погибли 11 472 человека. Более половины из них нацисты отправили в последний путь, отравив выхлопным газом. О том, как некоторым краснодарцам удалось выйти живыми из «машины смерти» «Блокноту Краснодара» рассказала заведующая экскурсионным отделом музея имени Е.Д. Фелицына Светлана Катунина.

С самого начала оккупации гестаповцы охотились за коммунистами и комсомольцами и их семьями, партизанами и членами подпольных организаций - всеми, кто по каким-либо причинам подпадал под подозрение. На деле, стать жертвой фашистов мог любой, достаточно было оказаться не в том месте и не в то время.

Первыми жертвами оккупантов стали евреи, жившие в Краснодаре. Их вывезли за нынешнюю территорию завода ЗИП (ранее это была северная окраина города, а за ними были сады и виноградники совхоза № 1), раздели, расстреляли и скинули всех в одну яму. Действие повторялось несколько дней. Яму размером 9 на 9 метров и глубиной 2,5 метра вырыли еще до оккупации, но для чего она была нужна, точно неизвестно и по сей день.

Расстреляв все еврейское население Краснодара, нацисты принялись за остальных. Именно в столице Кубани впервые были применены «душегубки». Появление «машин смерти» в городе - один из самых страшных эпизодов оккупации Краснодара. Историки отмечают, что ранее их опробовали в Польше, но так массово начали применять уже в Краснодаре.

«Душегубками» называли немецко-фашистский газовый автомобиль «Газваген», представлявший собой мобильную газовую камеру, которую нацисты применяли для массового истребления гражданского населения на оккупированной территории СССР и Восточной Европы и военнопленных. Выпуская в камеру угарный и выхлопной газ, фашисты отправляли жертв в последний путь.

Кузов имел форму вагона без окон, внутри обит оцинкованным железом. Пол тоже был железным и на нем лежала деревянная решетка. Дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На полу автомашины под решеткой находились две металлические трубы, в которых были частые полусантиметровые отверстия; от поперечной трубы вниз через отверстие оцинкованного пола выходила резиновый шланг, на конце которого шестигранная гайка с резьбой, соответствующей резьбе на конечности выхлопной трубы мотора.

Этот шланг навинчивался на выхлопную трубу, и при работающем моторе все выхлопные газы идут во внутрь кузова этой герметически закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал.

s640x480.jpg

22 августа 1942 года машины-душегубки подъехали к городской больнице № 3, располагавшейся на месте нынешней краевой детской больницы напротив парка им. М. Горького, где лечили душевно больных людей. 320 человек из больницы (пациентов и медперсонал) нацисты умертвили и закопали в недостроенном противотанковом рве, за виноградником совхоза № 1, в нескольких сотнях метров от места расстрела евреев.

- Загоняли в машину по 40-60 человек, а потом в ров просто сбрасывали людей. Закапывать было запрещено. Известью гашенной посыпали для того, чтобы заразы было меньше. Это было в назидание всем остальным, чтобы видели — будет вот так, не сопротивляйтесь, - рассказала «Блокноту Краснодара» заведующая экскурсионным отделом музея имени Е.Д. Фелицына Светлана Катунина.

А далее создали даже график. Сначала по пятницам, потом несколько раз в неделю, а с января 1943-го - по два-три раза в день «машины смерти» совершали рейсы. Не только в Краснодаре. В Березанской колонии было убито в «душегубках» 320 человек, в детской больнице близ хутора Третья Речка Кочеты - 42 человека, в Ейске так убили детей, больных костным туберкулезом, - 214 человек, и 80 детдомовцев, в станице Гостагаевской погибли более 100 человек.

Всего в Краснодарском крае в «душегубках» хладнокровно убито около 6700 человек. Фашисты же считали, будто в машинах смерти умирать легко. Практически благое дело совершают, «не мучают, дают заснуть».

Отмечаются случаи, когда из «душегубок» людям удавалось спастись.

- Я встречала человека, которого удалось спасти из такой машины. На них работали водители местные. Этого человека выкупили за бутылку водки. Знакомые подошли к водителю и тот просто выкинул человека из машины. А бывали случаи, когда на тряпку какую-то мочились, прикладывали к лицу и вот так вот 20 минут сидели. Главное потом было не рассекретить, что ты живой. Нацисты потом очередями проходили по лежащим людям. Это все было. Как об этом забыть? - отмечает Светлана Катунина.

Как ранее писал «Блокнот Краснодара», улица Красная Краснодара носила имя Адольфа Гитлера.

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: История Краснодара  
историяВОВдушегубкиКраснодарКраснодарский крайКубань
0
0