Краснодар Четверг, 28 марта
Общество, 14.06.2020 09:20

«Эффекты озеленения можем измерять приборами», – советник мэра Краснодара Александр Водяник

В Общенациональный план восстановления экономики, который разработало правительство России и передало на рассмотрение президента Путина, есть, так сказать, инфраструктурный раздел «Запуск крупнейших инвестиционных проектов по строительству дорог, мостов и аэродромов». В этот блок также может быть внесена сфера озеленения и заложена необходимость создания в городах зеленого каркаса. Мы поговорили с советником мэра Краснодара Евгения Первышова по водно-зеленой инфраструктуре, членом экспертного совета по формированию комфортной среды при Минстрое РФ Александром Водяником и узнали, как это поможет восстановить экономику и что вообще такое зеленый каркас.

Александр Водяник начал с того, что пока этот Общенациональный план восстановления экономики не принят и находится на рассмотрении у президента России Владимира Путина. Попадание туда сферы озеленения и, в частности, пункта о создании зеленого каркаса, считает специалист, вполне обоснованно.

Водяник отметил, что сфера озеленения входит в инфраструктурный раздел, в котором речь идет о строительстве дорог, мостов и аэродромов. Все это подпадает под определение «общественные блага». Озеленение попало туда потому что в 90-е годы люди научились считать внешний эффект, который дают деревья. И экономический эффект в том числе.

Зеленый каркас создается в городе для снижения температуры и увеличения аэрации. То есть это цепь зеленых насаждений по всему городу. Чтобы парки и скверы оказывали охлаждающее воздействие на весь город, насыщали кислородом все его районы нужны воздушные коридоры. Что, кстати, было частично реализовано в 70-х годах.

Создание зеленого каркаса, таким образом, оказывает положительный эффект на ситуацию в городе, что отражается на качестве жизни. Именно поэтому зеленый каркас является элементом общественного блага.


Фото: Блокнот Краснодар

Водяник вспомнил запуск национального проекта «Комфортная среда». В 2015 году в Госдуме состоялась его презентация, на которой он присутствовал лично. Тогда говорилось, что зеленый каркас является наивысшим и долгосрочным звеном этой программы.

Согласно программе «Комфортная среда», сначала нужно благоустроить скверы, парки, бульвары, поставить там лавочки, постелить плитку и так далее, говорит специалист. Это так называемый краткосрочный проект.

Но есть и долгосрочный проект и он называется «Формирование зеленого каркаса городов»,.. Вместе с ним в «Комфортной среде» говорится о создании транспортной системы городов, разработке дизайн-кода города и так далее.

– Кроме Краснодара, проект создания зеленого каркаса наиболее целеустремленно зафиксирован в городе Кургане в рамках программы КБ Стрелка Архитекторы+. Дизайн-код в прошлом году представила [главный архитектор Краснодара, – прим. ред.] Наталья Машталир, также разработана система развития транспортной сети. Прорабатываются проекты увеличения сети трамвайных путей, объездных дорог и магистралей, соединяющих разные районы города. Такое сочетание проектов как в Краснодаре в других российских городах найти тяжело, – говорит Александр Водяник.

Таким образом, если озеленение – общественное благо, то понятно, почему зеленый каркас фигурирует в проекте «Комфортная среда». Как и любое общественное благо, оно имеет свою экономику, свои правила менеджмента. Но проблема в том, считает советник мэра, что в этой сфере не хватает квалифицированных менеджеров.

– В документе под заглавием «Методические рекомендации по оценке общественной эффективности организации мероприятий градостроительного развития территории» целый раздел посвящено оценке озеленения городов. И там перечислены все внешние и так называемые косвенные эффекты озеленения. И все они рассчитываются по определенным формулам, – говорит специалист.

Из-за эпидемии коронавирусной инфекции в Краснодаре уже более месяца рассматривается предложение, поступившее из МГУ и РУДН, о создании совместного научно-прикладного центра «Центр смарт-технологий городского развития».

– В режиме онлайн читаю лекции для сотрудников ведущих кампаний, подготовил два учебных курса по теме зеленого каркаса в двух университетах, – уточнил Александр Водяник.


Фото: Блокнот Краснодар

Суть центра заключается в том, что он своими приборами может фиксировать все положительные эффекты от растений, входящих в зеленый каркас на уровне физических величин, то есть в измеряемых параметрах, добавил Водяник. Более того, центр дает оценку работе зеленого каркаса.

– То есть озеленение можем измерять не в отвлеченных квадратных метрах на человека, о фиктивности этого показателя написано в учебниках зеленого строительства еще в 1974 году, а, например, на сколько градусов снижает температуру та или иная аллея. И снижает ли она вообще. На сколько она увеличивает и улучшает аэрацию города и улучшает ли. И так далее, – рассказывает Водяник.

Подобные измерения имею свою экономическую составляющую. То есть это доходная часть самого зеленого каркаса. Например, для озеленения территории в 2 га требуется требуется определенная сумма денег. Кроме того, потом зеленые насаждения требуется содержать. На этом, говорит эксперт, познания в экономике современных специалистов озеленения заканчиваются.

Однако заглянуть глубже, то можно увидеть, что озеленение оказывает социально-экономические эффекты. А так же вполне ощутимые экономические эффекты, утверждает эксперт. Земля в благоустроенных районах начинает стоит дороже, растет в цене также и недвижимость.

Получается, что озеленение производит тройной эффект: рост уровня жизни, бюджетной системы и ВРП. Но этого, считает Водяник, почти никто не знает, несмотря на факт наличия утвержденных методических рекомендаций правительства страны.

Семен Серов



Новости на Блoкнoт-Краснодар
ВодяникКраснодарзеленый каркасдеревоозеленение
0
1