Краснодар Пятница, 19 апреля
Общество, 11.03.2020 07:40

«Обвала рубля 1998 года не будет», – краснодарский экономист Берлин о падении рубля и цен на нефть

9 марта в России рухнул курс рубля. За один доллар перед закрытием на долгие выходные просили 68 рублей, а спустя несколько дней – уже 75 рублей. Обвал случился на фоне сорвавшейся договоренности России и ОПЕК о сокращении добычи нефти и падения цены за баррель на 25%, а также новостей о коронавирусе. Доктор экономических наук, профессор Сергей Берлин рассказал «Блокнот Краснодар», чего ожидать от удешевления рубля и почему дефолта не будет.

На данный момент баррель нефти стоит в районе 35 рублей, что ниже цены прописанной в бюджетном правиле, которая закладывалась в бюджет страны. Курс рубля после регулирования Центробанка на торгах на Московской межбансковской валютной бирже немного подрос. За доллар сейчас просят 72 рубля.

Доктор экономических наук, профессор Сергей Берлин настроен пессимистически. По его словам, ничего хорошего от падения цен на нефти и удешевления рубля ждать не стоит. Бюджет страны как минимум на половину зависит от сырья.

В ближайшей перспективе экономист видит повышение цен на продукты и другие товары, поскольку есть и остается импортная составляющая. Она уменьшается, поскольку работает стратегия по импортозамещению, но все еще присутствует.

Что касается нефти, то такие скачки на мировых рынках ведут к повышению цен на бензин прежде всего на внутреннем рынке. Поэтому стоит ждать повышения цены на топливо, если такая стоимость нефти останется сколько нибудь продолжительное время, считает эксперт.

Однако повышения цен можно избежать, если государство предпримет жесткие меры, добавил Берлин. Например, антимонопольная служба возьмет под контроль попытки компаний компенсировать экспортные убытки на мировых рынках.

– Я вижу, что начинают диктовать свои правила Соединенные Штаты Америки, как один из крупнейших потребителей нефти. Китай сейчас впал в состояние стагнации. Коронавирус сказался на стране. Поэтому Китай сокращает закупку нефти, что тоже сказывается на биржах, – сказал Берлин.

Эксперт отметил, что ждать повторения дефолта 1998 года не стоит. Что касается кризиса 2008 года, то он фактически не задел Россию. Единственное только, что упал рынок ценных бумаг, а также упала доходность инвестиционных компаний, которые осуществляли различные спекулятивные операции по покупке и продаже ценных бумаг. Он в основном потряс мировые финансовые институты и кредитную систему США.

– Обвала рубля 1998 года не будет однозначно. Вероятен прогноз по так называемому ползучему повышению цен. Не скачкообразное, а постепенное. Но если у государства получится с помощью своих инструментов регулирования удержать цены на топливо и энергоресурсы внутри страны, то негативные последствия будут минимальными, – сказал экономист.

Но если же не получится удержать цену на бензин и она взлетит, например, на 92-й как самый популярный, то начнется повышение цен. Экономист добавил, что вряд ли оно будет действительно серьезным.

– Мы живем в эпоху жестких санкций с 2014 года. И если мы выжили в таких условиях, хотя [президент США Барак, – прим.ред.] Обама говорил, что мы упадем на колени через полгода и у нас начнутся голодные бунты. Но это все были беспочвенные прогнозы. Наиболее зависимым в России от зарубежных поставок остается фармацевтический рынок. Недостаточно лекарств производится за счет внутренних компонентов, – сказал экономист.

Берлин привел в качестве примера медицинские маски, дефицит которых наметился в мире. По его словам, Китай сократил их поставки и сразу их стало не хватать.

– Россия в целом не так сильно зависит от международных факторов, и зависимость эта не критическая, тем более не катастрофическая. Уверен, что ситуация 1998 года, в частности, падения рубля за трое суток в пять раз с пяти до 25 рублей – не будет. Дальше все зависит от мер госрегулирования, – закончил Сергей Берлин.

Семен Серов

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Комментарий недели Краснодара  
Берлиннефтьдолларрубльэкономика
0
0