«Закон требует поправок», – президент Союза виноделов и виноградарей РФ Попович о принятом документе
Фото: vinodelrf.ru
Читайте также:
- Доходы в бюджет Краснодара за июнь были выше, чем ожидалось (07.07.2020 12:35)
- Стало известно, какие профессии самые оплачиваемые в Краснодаре (02.07.2020 21:59)
- Депутаты Заксобрания Кубани обсудили реализацию нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (30.06.2020 10:13)
- Бюджет Краснодара из-за пандемии коронавируса недополучил более 900 млн рублей (29.06.2020 12:53)
26 июня официально вступил в силу «Закон о виноградарстве и виноделии», который президент России Владимир Путин подписал полгода назад. Однако у виноделов и экспертов он вызвал крайне противоречивые эмоции. Во многом потому что его ждали порядка 30 лет.
Президент Союза виноделов и виноградарей России Леонид Попович в разговоре с «Блокнот Краснодар» сказал, что закон крайне сложный и противоречивый. Есть как положительные стороны, так и отрицательные. Но в целом закон «сырой».
Эту точку зрения подтвердил руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Комментировать закон он не стал, ссылаясь на эмоциональную составляющую, которая все еще сильна. Но сказал лишь, что законопроект на стадии разработки и принятый в итоге закон – два разных документа.
Попович считает, что в любом случае «Закон о вине» нужен. Отрасль ждала его практически 30 лет. То есть с момента развала советского союза. Важная его функция, что виноделие наконец-то выделили в отдельную отрасль. Раньше же оно наравне с другими спиртосодержащими товарами называлось «алкогольной продукцией».
Выделение виноделия в отдельную отрасль очень важно еще и для повышения инвестиционной привлекательности винодельческого бизнеса, который считается долгим. От закладки виноградника до получения первого вино, по оценкам специалистов, проходит не один год, а как минимум лет пять.
Так вот, декларирование самостоятельности отрасли – знак инвесторам не бояться входить в бизнес и знать, что государство не оставит. Например, в Краснодарском крае существует довольно много программ и субсидий виноделами и виноградарям.
На фото: Леонид Попович
Но самое главное, считает Попович, закон сориентирован на российского производителя и он, в конкуренции с иностранным производителем, должен эту конкуренцию выиграть. В этой части он несет много плюсов.
– Для кого-то закон создает сложности, для кого-то – шансы. С моей точки зрения, шансов он создает больше, чем сложностей, – сказал Попович.
Очень важно, добавил он, что именно российское вино, сделанное из винограда, выращенного, например, в Краснодарском крае, получает приоритет при расстановке на полках. Саженцы, которые выращиваются в питомниках Кубани и России в целом, имеют приоритет перед импортными. Производители также получат субсидии при закупке и высадке отечественных саженцев.
Что касается виноделен, работающих с иностранным виноматериалом, то им закон не несет ничего хорошего. Так называемый балк или виноматериал, ввозимый в данном случае из-за рубежа и продающийся наливом, в цистернах, например, становится вне закона.
Один из крупнейших производителей, работающий на ввезенном импортном виноматериале – «Абрау-Дюрсо». Когда только законопроект начали обсуждать, балк сразу попал в немилость. А все вино, сделанное из него, предлагалось называть «винным напитком». Но есть и более крайние трактовки. Они приравнивают балк с фальсификатом.
Кроме того, в законе четко прописывается понятие «российское вино». Это вино, произведенное из винограда, выращенного на территории России. Вино, сделанное из зарубежного виноматериала, российским вином называться не может.
– Государство так решило. Что теперь с этим делать? Можно быть довольным, можно быть недовольным, а можно переориентироваться с импортного виноматериала на российский, – считает Попович.
Хватит ли российского виноматериала – вопрос, остающийся открытым. Ответ на него, считает Попович, узнаем в конце года. Это зависит от урожайности, а также от того, насколько активно будут его покупать.
Попович считает, что поправки в этот закон ждать обязательно стоит. Есть три буферных года, пока отрасль будет адаптироваться. Скорее всего во время правоприменения и возникнут требования внесения поправок. Но когда это случится и что именно подвергнется изменению, Попович не решился ответить.
Фото: pixabay.com
– Закон требует поправок. А раз так, то они рано или поздно появятся, – сказал Попович.
Многие эксперты отметили странность в наименовании. Например, вино и винный напиток. В законе закреплена норма производства того, что можно называть вином. Но есть предприятия, работающие по особым технологиям и рецептам. И только поэтому их продукция не подпадает под наименование «вино» и становится винным напитком. В России подобных заводов единицы, зато за рубежом их довольно много. И их продукция не получит право называться вином.
Странная ситуация и с использованием отечественных саженцев. И тут закон снова дает право критиковать себя за неоднозначность формулировок. Некоторые эксперты увидели необходимость работы только с отечественными саженцами, качество которых, по их мнению, пока что оставляет желать лучшего.
Попович же вносит ясность и говорит, что отечественным саженцам отдается предпочтение. На закупку лозы из российских питомников будут выделяться дополнительные субсидии. Но никто не запрещает закупаться за рубежом.
Вызвал вопрос и Реестр селекционных достижений, который должен регулировать выбор сорта винограда для производства вина. Акцент на выращивание тех или иных сортов может сыграть с отраслью злую шутку, отмечал винный эксперт, автор гида «Российские вина» Артур Саркисян, слова которого цитирует издание Simple wine news.
– В России есть интересные селекционные сорта, некоторые признаны в Европе, но их очень немного. Хотелось бы избежать злоупотреблений, когда виноградники ради получения субсидий вместо качественного посадочного материала закладываются откровенным мусором – сортами, не имеющими никаких перспектив для качественного виноделия, – сказал Саркисян.
Семен Серов
Новости на Блoкнoт-Краснодар