Два колеса - путь в небеса: как велосипедисты и пешеходы уживаются в Краснодаре
Читайте также:
- В Краснодаре на улице Московской появятся новые тротуары и велодорожки (27.05.2022 16:06)
- В Краснодаре водитель избил велосипедиста и бросил истекать кровью (26.05.2022 09:05)
- В Краснодаре украли велосипед стоимостью 100 000 рублей (29.04.2022 16:19)
- В Краснодаре задержаны серийные велоугонщики (13.04.2022 13:02)
- Судья сбил насмерть 27-летнего велосипедиста в Краснодаре и спустя год лишился полномочий (01.02.2022 17:09)
В Краснодаре к 29 июля, вот уже который год, происходит нечто странное - в городе практически всегда тёплая погода, позволяющая передвигаться на велосипеде, но найти велодорожки практически невозможно. Неужели они, правда, где-то есть? А для пешеходов велосипедисты стали настоящим бичом, мешая гулять по узким тротуарам города. «Блокнот Краснодар» попытался разобраться в запутанном «колесе проблем».
«Задевал людей, проклинали»
Ведущая «Блокнота Краснодара» Настя Космос решила поставить эксперимент, насколько комфортно передвигаться по городу на велосипеде.
- Часто передвигаюсь по дорогам, поскольку много где тротуары не позволяют ездить по ним по ширине. Но чаще езжу по дороге, но это очень опасно. Водители никак не воспринимают велосипедистов. А пешеходы воспринимают нас нецензурной бранью. Я только за сегодня раза четыре слышал крики, чтобы выезжал на дорогу. И дальше нецензурная брань, - говорит велосипедист.
Встретившиеся на улице Постовой велосипедисты, чуть было не сбили Настю, пожаловавшись на узкую велодорожку и большой поток людей на тротуаре.
Несмотря на выделенную велодорожку, многие краснодарцы не обращали на неё внимания и шли прямо по полосе для велосипедистов.
По улице Красной проехать оказалось очень затруднительно. Летние кафе, занявшие тротуары, мешают не только велосипедистам, но и пешеходам.
Выделенная узкая полосочка оказалась рядом со сквером Жукова. Но из-за узких тротуаров Настя налетела на мужчину.
- Передвигаться по городу на велосипеде удаётся с большим трудом, - говорит велолюбитель. – Не знаю, как у остальных, но у меня специфический велосипед. С учётом большого руля, я не помещаюсь на тротуарах с пешеходами на дорогах. Опасно, приходится как-то жонглировать между первым и вторым. Были и ДТП. Задевал и людей, проклинали.
Краснодарец объяснил и отсутствие желаемого количества велодорожек.
- Я думаю, что велосипедисты же не платят, поэтому этим вопросом никто не занимается, - говорит велосипедист. – Если бы это имело какую-то экономическую выгоду, то всё решалось бы гораздо быстрее, и было продуктивнее.
Настя только чудом не сбила многочисленных пешеходов, слыша кучу негодующих комментариев краснодарцев.
На перекрёстке Чапаева и Красной выделены бордюрами две велодорожки, что позволяет быстро передвигаться велосипедистам. Но на дорожке оказался припаркованный «Мерседес», не нашедший себе другого места для стоянки. Передвигаться на велосипеде ведущей «Блокнота Краснодара» оказалось очень сложно.
В теории...
По данным администрации Краснодара, первые велосипедные дорожки в Краснодаре появились еще в 2013 году - на улице Красной для соединения Екатерининского сквера (1,8 км) и парка «Чистяковская роща» (3,2 км). Также были организованы дорожки, соединяющие Екатерининский сквер и парк «Ботанический сад» с Юбилейным микрорайоном, протяженностью - 5,8 км.
Обустроены кольцевые велосипедные маршруты по ул. им. Благоева - ул. Трудовой Славы - ул. им. Мачуги - ул. им. Игнатова (2,86 км) и ул. им. Гагарина - ул. им. Герцена - ул. им. Атарбекова - ул. им. Ковалева до ул. им. Яна Полуяна (2,01 км).
- Вместе с тем это были велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением, и которые, как показала практика, не дают должного эффекта от их использования: создание помех и неудобств, как пешеходам, так и велосипедистам, - сетуют в пресс-службе городской администрации
С 2013 по 2021 год была проделана новая работа:
- в рамках ремонта ул. им. Яна Полуяна обустроена велодорожка, совмещенная с тротуаром на участке от ул. им. Ковалева до ул. им. Тургенева протяженностью 1,0 км;
- в 2018 году в рамках реконструкции ул. Новороссийской от ул. Северной до ул. им. Шевченко и ул. им. Тургенева от ул. им. Калинина до ул. Монтажников было введено в эксплуатацию 1,5 км и 0,2 км велодорожек соответственно;
- ул. им. Яна Полуяна от дома №55 до ул. им. Тургенева протяженностью 0,23 км;
- в 2021 году обустроена велодорожка по ул. им. Селезнева от дома №203 «а» до ул. Сормовской протяженностью 1,03 км;
- выполнено обустройство велодорожек по ул. Северной от ул. им. Тургенева до ул. Аэродромной протяженностью 0,856 км;
- обустроена велодорожка по ул. им. Чапаева между ул. Рашпилевской до ул. Красноармейской протяженностью 0,3 км;
- обустроены велодорожки по ул. им. 40-летия Победы от ул. Восточно-Кругликовской до ул. Героев-Разведчиков, протяженностью 710 метров.
- обустроена велодорожка по ул. им. Коржнева от ул. Яна Полуяна и по ул. Константина Образцова до дома №22, протяженностью 310 метров.
По факту
Таким образом, по последним данным мэрии, на сегодняшний день в Краснодаре обустроено целых 15 веломаршрутов протяженностью более 30 км (!).
В мае 2021 года в администрации Краснодара счет был совсем другой - тогда заявили, что в городе действует 10 веломаршрутов, а их протяженность 27, 5 км. То есть за год вышло пять новых маршрутов на 2,5 км.
В прошлом году власти все же разработали цельные веломаршруты, соединяющие спальные районы между собой и с центральной частью города. Были разработаны проекты обустройства выделенных велодорожек в шесть этапов: от Западного обхода города Краснодара до Фестивального микрорайона и далее по ул. им. Тургенева и ул. им. Карла Маркса до Юбилейного микрорайона и по ул. Кубанской Набережной до ул. Постовой.
В рамках данных работ прорабатывается несколько вариантов обустройства велосипедных дорожек:
- обособленные от проезжей части дороги и тротуара велодорожки;
- выделенные велодорожки вдоль тротуарной части;
- обустройство велополос на проезжей части дороги.
И звучит это как всегда многообещающе, пока не начинается разговор о деньгах.
- Проектные решения готовы, при наличии финансирования может начаться их реализация. После реализации данных мероприятий протяженность велосипедных дорожек будет увеличена до 61,6 км, - добавляют в мэрии.
Вопрос о том, когда и от кого поступят деньги - остается открытым. А учитывая, что велоинфраструктура - далеко не на первом месте по важности для города, ждать финансирования, может, придется очень долго.
Представитель общественного велодвижения в Краснодаре, общественник Виталий Черкасов весьма критично отзывается о велосреде в городе.
-Оцениваю примерно на 1 из 10. Маршрутов, можно сказать, нет. В мэрии очень нахваливают «имеющуюся инфраструктуру», но то, что из этого есть - вообще нельзя назвать велодорожками. Это просто краска на тротуаре. Там лавочки, дети бегают. Пара кварталов на Северной - лучше бы их не делали вообще. Там такие препятствия, горочки, канавы. Практичнее по краю автодороги ехать, - считает активист.
Все будет
Вернемся в май 2021 года. Тогда в мэрии посчитали, что направление движения велосипедистов часто проходит по пешеходным тротуарам и мешает передвигаться людям. И разработали специальный проект под названием «Велоград», который призван разрешить проблему.
– В ближайшие два-три года планируются мероприятия по обустройству велодорожек. Они пройдут в шесть этапов, которые предусматривают обустройство мест движения велосипедистов по специально отведенной зоне, - утверждал замглавы Краснодара по вопросам транспорта и дорожного хозяйства Артем Доронин.
Еще в 2015 году велосипедом в Краснодаре пользовались не более 40 тыс. человек, а в 2021-м - более 100 тыс. И это не считая самокатчиков.
Но не нужно думать, что работа по созданию велодорожек медленно тянется или стоит на месте. Достаточно открыть релиз по благоустройству любого сквера или бульвара - везде планируются отдельные дорожки для велосипедистов. И да, они там появляются. Проблема лишь в том, что большинство велолюбителей работают не в зеленых зонах, а в офисах и на предприятиях.
Навстречу приключениям
Чтобы добраться из среднестатистического спального района Краснодара в центр, необходимо быть как минимум опытным наездником. Потому что на этом пути встретить велодорожку будет большой удачей. Да и честно говоря, те, что имеются, существуют только потому, что ширина тротуара позволяет. С тем же успехом можно было и не рисовать там белую линию, которая гордо отделяет специальный отрезок пути для двухколесного транспорта.
Да и что там мэрия говорила про велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением? «Не дают должного эффекта от их использования: создание помех и неудобств, как пешеходам, так и велосипедистам». Так зачем продолжать это делать на других улицах? Или там никто никому не мешает?
- По городу я сильно не люблю ездить, не могу. Настолько некомфортно, катастрофически неприятно. Я ни за что свою семью не потащу, проехаться втроем куда-то. Это не то, что бы страдания, но неприятно, - утверждает Черкасов.
Конечно, в центре тоже есть «велодорожки». Например, те самые 100 метров на Главной городской площади, которая расположена настолько неудобно, насколько это вообще возможно - на всем протяжении она находится на пути пешеходов, которые эту белую полосу не замечают, ругаясь на проезжающих велосипедистов. А те, что с громкими релизами отстроили на Чапаева, с первых дней занимают машины и столики местных кафе.
Но как же тогда передвигаются краснодарские велосипедисты? Да очень просто - кто-то жмется к обочине, рискуя быть сбитым, а кто-то наоборот сам рискует сбить пешеходов, двигаясь по тротуару. В итоге ненавидят эту категорию все - и водители, и пешеходы. Добавить к этому тот факт, что многие велолюбители о ПДД знают лишь понаслышке, не носят шлемы и фонари, и в отсутствие велоинфраструктуры получаем сотни быстрых «бомб с замедленным механизмом».
- Действительно велосипедисты без фонарей ездят. Вот у нас акция «Велоночь» постоянно - приезжают без всего, около 80%. Хоть задний фонарь да переднюю фару купи ты! Конечно, это дискредитирует всех велосипедистов. И ездят по тротуарам - это неправильно. Недавно была тема для велокурьеров, связанная с соблюдением ПДД. Но условий для этого нет, как тут правила соблюдать? Какие-то требования предъявлять по этому поводу велолюбителям бессмысленно, - сетует Черкасов.
Кроме того, многие автолюбители словно забывают о существовании велосипедистов и прижимают так, будто делают это намеренно. А пешеходы порой справедливо ругаются на гонящих по тротуару велосипедистов. Плюс в городе проблема с парковками и куча машин стоят у обочины, из-за чего на велосипеде есть огромный риск врезаться в резко открывшуюся дверь (о таких вещах не думаешь до первого раза).
Максим Столетов
Настя Космос
Фото: Александр Харченко
Видео: Сергей Трубин
Новости на Блoкнoт-Краснодар