Краснодар Воскресенье, 06 октября
АВТО, 16.10.2023 11:40

ГАЗ-21 «Волга», «Москвич-401» и «козёл»: в Краснодаре показали легенды советского автопрома

ГАЗ-21 «Волга», «козёл», «Москвич-401» и «моргуновка» - эти и другие легенды советского автопрома являются частью уникальной коллекции, собранной Александром Шелудько. Самое примечательное, что все машины находятся на ходу, и на них даже можно прокатиться. Краснодарец 16 октября показал свои раритеты и рассказал о них.



Всего сейчас коллекция фаната отечественных машин насчитывает порядка 30 раритетных транспортных средств. Автомобили попали в умелые руки Александра Шелудько из разных городов России. Они будто возвращают нас в те времена, когда бабушки и дедушки были молоды, а мы были маленькими, счастливыми и беззаботными.

Тяжело сразу поверить в то, что некоторые машины не только косметически отреставрированы, но и технически на ходу. Впрочем, это правда. Александр вспоминает, с каким удивлением иногда реагируют люди на проезжающую мимо советскую машину.

О том, с чего все началось, мы уже рассказывали ранее. С того момента прошло уже больше года, но коллекция краснодарца заметно пополнилась.


ГАЗ-21 «Волга»

Первое, на что падает взор - ГАЗ-21 «Волга». Этот легендарный советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 год по 1970 год, по сей день привлекает внимание ценителей отечественного автопрома и вызывает теплые воспоминания из детства. В своё время на «Волге» передвигались легендарный космонавт Юрий Гагарин, артист цирка Юрий Никулин и другие известные писатели, чиновники и академики. А некоторые вспомнят «ту самую машину с оленем на капоте» из фильма «Берегись автомобиля».






ГАЗ-21 «Волга»

Сейчас один из таких авто выкупил Александр.

- Здесь представлен автомобиль второй серии 1958 года выпуска. Всю свою жизнь эта машина находилась в одной семье в Москве, - поделился коллекционер.




Советский автомобиль среднего класса

Хочется отметить, что спустя столько лет «Волга» выглядит вполне презентабельно. Машина окрашена в один из самых актуальных цветов сезона – холодный серый, который теперь называется акулий.

Рядом с ГАЗ-21 разместился «Москвич-401» темно-зеленого цвета. Это первый автомобиль, который стал доступным простому советскому населению для частного пользования. Прообразом этой машины является немецкий Opel Olympia 1930-х годов.


«Москвич-401» 

- Конкретно этот автомобиль отреставрирован и находится на ходу, как и прочие. Многие помнят «Москвич-401» из культовой ленты «Москва слезам не верит», когда Тоня едет знакомиться с родителями своего жениха, - рассказал Александр. – В «Москвиче» 1950-х годов было все, что полагалось в то время: спидометр, указатели уровня топлива и давления масла. Но модель начали модернизировать, едва она встала на конвейер. Появились синхронизаторы на 2-й и 3-й передачах, мощность двигателя подняли до 26 сил.







Легендарный «Москвич-401»

Как известно, у каждого автомобиля есть свой запах. В одном - от любимого ароматизатора, в другом - парфюм частого пассажира. Вот и в раритетных машинах имеется отличительный запах, который иной раз сложно передать словами. Он «звучит», как совокупность ноток ароматов, и переносит куда-то в прошлое, на несколько десятков лет.

Таковой является ГАЗ-24 «Волга». Считалось, что человек, который передвигался на этом транспортном средстве, был чуть ли не небожителем. По воспоминаниям, автомобиль стоил почти втрое дороже, чем другая доступная машина для личного пользования - ЗАЗ-968, например.

- Здесь представлен практически новый автомобиль в заводском состоянии с минимальным пробегом – 90 километров. Эта машина нам досталась по счастливому случаю. Культовые авто начали выпускать с 1970 года и выпускались вплоть до 1992 года, - добавил Александр. – В багажнике до сих пор лежат нераспакованные с завода инструменты. Ремни лежат сложенные, даже не ставились.









Советское такси

Интересно, что ГАЗ-24-10, раскрашенные в жёлтый цвет, с «шашечками» на дверях и зелёным фонарём - «глазком» в левом верхнем углу лобового стекла, использовались в качестве такси. С тех пор изменилось многое. Если ранее плату за проезд определял специальный прибор – таксометр, то теперь агрегатор. Машину с водителем можно было поймать, просто выйдя на улицу, а сейчас достаточно, лежа на диване, открыть приложение.

Александр с трепетом рассказывает о каждой из этих машин.





Такси, такси, вези, вези

- Это именно заводское такси, оснащенное всеми необходимыми техническими атрибутами: радиостанция, гребешок. Пробег всего – 13 000 километров. Она попала к нам от московского коллекционера. По каким-то техническим причинам ГАЗ-24-10 была списана в одном из таксопарков, - поделился краснодарец.

Практически каждый человек, родившийся в СССР, точно знает внедорожник УАЗ и наверняка слышал, что часто эту машину называют «козлом». И такой автомобиль имеется в коллекции Александра.



ГАЗ-69

- «Козликом» ГАЗ-69 называли в простонародье, поскольку во время движения по неровной дороге машина подпрыгивала. Это машина повышенной проходимости, которая разрабатывалась для армии. Вместе с тем в октябре 1947-го его первый прототип «Труженик» официально создавался для сельского хозяйства, - пояснил Александр. – У нас представлен командирский УАЗ. У него четыре двери, а обычном армейском – две двери и сзади лавочки.







Коллекционеры и реставраторы охотятся за ним

Напротив «козла» можно увидеть легендарную «моргуновку» с открытым кузовом. СМЗ С-3А – это двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска для лиц с ограниченными возможностями, серийно выпускавшийся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. Это необычное транспортное средство приобрело популярность после того, как на экраны страны вышла комедия Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а управлял машиной легендарный актёр отечественного кино Евгений Моргунов. По ощущениям, СМЗ С-3А явно не отличается повышенным комфортом. 


СМЗ С3А

Однако у «моргуновки» было другое предназначение – мобильность.




После появления на телеэкранах СМЗ С-3А получил народное признание и обзавёлся прозвищем «моргуновка»

Транспортное средство могло разогнаться до 60 километров в час по дороге общего пользования.





Мотоколяска

Помимо автомобилей, в коллекции Александра имеется и мотороллер. Когда-то на «Вятке» рассекала молодежь, а сейчас это культовый предмет у ценителей мотостарины. За образец советские специалисты взяли итальянский Vespa GS150. Впрочем, сейчас, наверняка, его на улицах города практически не встретишь.

Немного поодаль расположилась самая настоящая жемчужина - советский лимузин ЗИМ, выпущенный в 1953 году. Предназначался автомобиль, в основном, для советской и партийной номенклатуры в качестве служебной. Объем двигателя – 2.9 литров, мощность – 96 лошадиных сил. 


Советский лимузин

Внутри огромного лимузина находится удобный диван, на котором с комфортом можно разместиться, вытянув ноги. Роскошь, да и только.







В автосалоне были и другие, не менее уникальные раритетные модели: «Запорожцы», ЗАЗ-1102 «Таврия», экспортная «семерка» для Германии и ряд других.


Прикоснуться к былому

Впрочем, старые автомобили, конечно же, уступают современным по функциональности, технологичности и экономичности, но все-таки в них есть свой шарм, который вносит нотку ностальгии. И нередко вы можете увидеть сами эти легенды отечественного автопрома, ведь Александр Анатольевич со стабильной регулярностью выводит свои раритеты в свет, чтобы они оставались на ходу и полностью не превратились в обычные музейные экспонаты.

Информационный обзор редакции 



Алина Вдовенко

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Автомир Краснодара

  Тема: Разговоры с Настей Космос  Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новости краснодарамосквичволгаколлекциялегенды советского автопромаморгуновка
1
0