«Грузия - лишь перевалочный пункт, там не остаются»: сбежавшие от мобилизации краснодарцы массово возвращаются в Россию
Грузия. Фото читателя Блокнота Краснодара
Читайте также:
- В Краснодаре скорая не смогла приехать на вызов из-за огромной лужи (22.10.2023 16:54)
- «Есть точки входа и уязвимости»: краснодарские компании предупредили об угрозе хакерских атак (22.10.2023 11:02)
- Проезд - 16 рублей, отсутствие пробок, природа и нарзанные источники: история переезда из Краснодара в Ессентуки (21.10.2023 18:46)
- «Краснодар – город-герой»: раскрываем мифы и ляпы СМИ и блогеров о столице Кубани (21.10.2023 11:07)
- Проект освещения Японского сада в парке «Краснодар» стал победителем Евразийской премии «Золотой Фотон» (20.10.2023 15:32)
К 23 октября многие жители Краснодара, уехавшие в Грузию с началом СВО и позже, когда началась мобилизация, вернулись в Россию. О причинах их поступка, о том, почему в Грузии легче живётся айтишникам, об отношении к русским и украинцам и о том, почему Грузия для многих лишь перевалочный пункт — в материале «Блокнота Краснодара».
Грузия
«Лучше там — чем в окопе»
Ирина с мужем Олегом и двумя маленькими дочками уехали из Краснодара в Грузию осенью прошлого года. Как раз тогда, когда началась частичная мобилизация. При этом Олега призвать на СВО в принципе не должны были — ни военной кафедры, ни армии. Но страх оказался сильнее. Ирина работала на удалёнке на Москву, поэтому к месту привязана не была. Олег тоже.
«Первое чувство от всего происходящего — страх, непонимание. Я думаю, у многих так было. Мы Россию не планировали покидать в ближайшее время. Эмоции двигали нами, наверное. Не знали, что дальше. Как-то решили, что лучше где-нибудь там, чем в окопе. Я ведь сама родилась на Украине, но последние 10 лет в России жила. Для меня это всё происходящее особенно тяжело. К тому же, мы отнеслись к переезду как к путешествию, возможности посмотреть новые места, познакомиться с новыми людьми», - объясняет Ирина.
В общем, взяли дочек и поехали. Куда — и сами не знали. Жильё сдали, вещи взяли и отправились в Турцию. Вот только россияне могут находиться в Турции без визы лишь до 90 дней за каждые 180 дней, причем непрерывно — только 60 дней. Поэтому дальше дорога легла в Грузию.
Батуми
«Таких как мы — было много»
Семья поселилась в Батуми. В Грузии, рассказывает Ирина, таких россиян, как они, было очень много. Также как и белорусов, и украинцев.
«Вот много читали про негативное отношение к россиянам. Да не было ничего такого. Может быть в социальных сетях — да, различные комментаторы всякое пишут. На деле — всё спокойно, все вежливые. И украинцы с русскими там нормально взаимодействуют, никаких явных конфликтов и столкновений нет. При этом украинцы часто проводят акции на площадях, собирают деньги для помощи украинским беженцам. И даже там никто никого не обвиняет. Все дружные. Никакой русофобии. Россияне тоже присоединяются к таким митингам», - отмечает Ирина.
Виды Грузии
«В Грузии повсюду висят украинские флаги. При этом можно встретить антироссийские надписи. Но сами грузины (в основном старшее поколение) очень приветливые, говорят «приезжайте к нам, мы очень гостеприимные, у нас маленькая, но замечательная страна и для всех найдется место». Молодежь меньше говорит по-русски, зато хорошо знают английский», - рассказывает Ирина.
Она отметила, что Батуми очень многонациональный город, потому что является курортом, и его месторасположение играет роль (от Батуми до Турции 30 минут на машине).
«Местные к этому привыкли. Например, в городе есть несколько турецких кварталов. Многие кафе, садики, школы, салоны и так далее открывают приезжие, не только из стран СНГ, но еще раньше граждане Турции, Израиля и других стран. Батуми вообще город интересный, очень яркий и зеленый. Я бы назвала его город-праздник», - добавляет Ирина.
«Мы там познакомились со многими людьми из Украины и Белоруссии, общались, даже подружились. В России мы старались избегать темы СВО, в Грузии же даже выяснять не нужно было ничего», - объясняет девушка.
Вот только в самой России, отмечает Ирина, отношение к уехавшим было негативным. Некоторые друзья семьи, оставшиеся в Краснодаре, отвернулись от них, кто-то из родственников даже счел предателями. Давление общества далось тяжело. Но в итоге родные приняли позицию ребят. Сейчас, рассказывает Ирина, страсти поутихли, и всё постепенно возвращается в привычное русло.
«Здесь одни айтишники с неработающими женами»
«Кто переезжает в Грузию из России? В основном здесь одни IT-специалисты. И их неработающие жены. Эти дамочки ходят на всякие тусовки, встречаются, общаются, чтобы разнообразить свой досуг. Я периодически тоже ходила на такие встречи, когда время позволяло», - смеётся собеседница редакции.
Почему IT-специалистам заграницей проще? Да потому, что многие айтишники работают на иностранные компании, и зарплата у них — в долларах или евро. Поэтому скачки курса на них не так отражаются, как на тех, у кого доход в рублях.
«Мы с мужем работали на российские компании. Ну и у нас в рублях зарплата, естественно. Жили мы в Батуми в двухкомнатной квартире с еще одной семьёй. Да, площадь квартиры большая была — около ста квадратных метров. Вот только платить за неё нужно было в долларах. Когда мы только заехали, мы отдавали за нашу комнату, если перевести в российские рубли, около 30 тысяч. Итого за всю квартиру платили с двух семей тысяч 60-65. Детей устроили в частный детский сад — там по 27 тысяч рублей за каждого. Потом доллар резко скакнул, достиг ста рублей. А наша-то зарплата больше не стала. За комнату нам нужно было уже отдавать 50 тысяч рублей, за садик — 40 тысяч на ребёнка. Итого — тысяч 200 в месяц у нас уходило только на жизнь. Нашим соседям было проще — у них зарплата в долларах, поэтому резкий скачок курса на них так не отразился. Но они и в Россию, к сожалению, уже не смогут вернуться. Так как на иностранную компанию работают, которая запрещает работать из России. Везде свои сложности», - объясняет Ирина.
При этом, отмечает девушка, сама жизнь в Батуми очень дорогая. Продукты в том числе. Хотя многие продукты, к слову, везут из России — на прилавках магазинах выставлены привычные краснодарцам торговые марки.
Из Грузии — либо Россия, либо Европа
На вопрос, почему так много уехавших в Грузию сейчас возвращаются обратно, что изменилось за этот год и почему Грузия - не та страна, где хотелось бы жить, Ирина ответила, что это всего лишь перевалочный пункт для многих. А дальше — нужно что-то решать.
«Батуми, Грузия — это перевалочный пункт. Там долго не задерживаются. Просто время переждать. Мало кто остаётся здесь жить на постоянку. Кто-то затем возвращается обратно в Россию, кто-то двигается в Европу. В основном едут в Черногорию, Сербию, Болгарию, Турцию, Испанию, Португалию. Перед нами тоже в определенный момент встал вопрос, что же делать дальше. Во-первых, с нашими зарплатами оставаться было не вариантом. Сложно и получить вид на жительство в Грузии. А без него можно находиться в стране только год, затем нужно выехать. Хотя это, конечно, не так сложно - можно пересечь границу и затем вернуться обратно. Тебе печать поставят и снова можешь в Грузии находиться. Для этого можно пересечь границу с Россией или же с Турцией. С Турцией — проще. Это может занять всего один день, да еще и город какой-нибудь посмотрите. А чтобы просто получить вид на жительство, который, кстати, даётся тоже всего на год, нужно заплатить немаленькую сумму. Сейчас это сто тысяч рублей с человека. Это очень дорого. А если уезжать из Грузии дальше, то куда? По отзывам, уровень жизни в той же Черногории и Сербии хуже, но дороже, чем в России. Да и что там делать? Россия — хорошая страна, у нас там родные и близкие. Она отлично развивается. Да и негатив, который был к уехавшим из страны, сейчас уменьшился», - говорит Ирина.
Если изначально, объясняет Ирина, к покинувшим Россию были негативно настроены, то сейчас ситуация в корне поменялась.
«Например, я общалась с одной семьёй, которая возвращалась в Россию прошлой весной. С их слов, это было очень сложно. У них забрали телефоны, проверили все подписки в социальных сетях, устроили настоящий допрос, выясняя, как они относятся к СВО, почему так долго были в Грузии, какие у них источники дохода и еще много-много всего. Сейчас политика немножко изменилась. Более лояльно стали к возвращению уехавших. С экранов наше правительство говорит, что, мол, возвращайтесь, ничего страшного не будет. И мы решили вернуться. Домой. В свою страну. Кстати, КПП на Верхнем Ларсе мы прошли легко. Стандартные вопросы, стандартная процедура досмотра при пересечении границы. Никто нас не запугивал, не проверял и не забирал телефоны. Все вежливы, всё хорошо. Ничего такого, чем нас пугали, не было», - поделилась Ирина.
Она отметила, что россиянам с возвращением домой сейчас намного проще, чем белорусам. У них хотя бы есть шанс.
«Те, кто из Белоруссии переехал в Грузию, обратно не возвращаются. Очень строгая политика у них в стране. Как они сами говорят, в Белоруссии ответ один - вернулись —возвращайтесь, пожалуйста, мы вас пристроим. «Можете идти в тюрьму или еще куда-нибудь». Поэтому шанса у них нет. В России отношение, конечно же, лучше. Поэтому многие сейчас и возвращаются обратно. И за эту возможность — спасибо», -- говорит краснодарка.
Ксения Мальшакова
Фотографии Батуми предоставлены читателем «Блокнота Краснодара»