Краснодар Суббота, 23 ноября
Общество, 15.07.2022 14:53

Мне бы в небо: закрытие аэропортов уничтожает туризм в Краснодарском крае

К 15 июля пятый месяц подряд Краснодарский край находится практически в авиационном локдауне - из-за спецоперации на Украине не работают аэропорты Краснодара, Анапы и Геленджика, а также Симферополя в Крыму. 

Сочинский авиаузел превратили в транспортный хаб. Сейчас, в разгар туристического сезона, это единственная точка на всей Кубани, куда летают самолеты. «Блокнот Краснодар» разобрался, как регион теряет гостей, деньги и весь наработанный потенциал в курортной сфере.

Хаб-хаб-хаб-чидахаб

В январе-июне 2022 года пассажиропоток аэропортов Краснодарского края (в эту статистику включены те авиаузлы, работавшие до закрытия) составил 5,5 млн человек. Это на 33,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным пресс-службы краевого министерства транспорта.

При этом через сочинскую воздушную гавань было отправлено 2,25 млн человек, а прибыло туда 2,42 млн. Но с 24 февраля цифры сильно изменились. Сегодня Росавиация в 24-й раз продлила ограничения на полеты в ряд городов юга страны.




- Казалось бы, единственный работающий в Краснодарском крае аэропорт Сочи должен стать транспортным хабом для туристов не только Кубани, но и Крыма. Все эти истории про единый билет - не более чем попытка чиновников сделать хорошую мину при плохой игре, - прокомментировал свежие данные краснодарский политолог Андрей Гусий.

Что вообще значит слово «хаб»? Долгое время аэропорт Сочи работал по модели point-to-point. Так, город-курорт считался конечной остановкой для туристов. Но потом перевозчики подписали соглашение с Транспортной клиринговой палатой, в рамках которого запустили более 240 новых авиамаршрутов. 

Это значит, что теперь авиагавань Сочи работает по системе «Домодедово» и является узловым аэропортом, где происходят стыковки внутренних рейсов с международными. Пассажиры могут купить единый билет на перелет. В проекте участвуют такие авиакомпании, как Nordwind, «Уральские авиалинии», «Ижавиа», Utair, «Азимут», Nordstar и еще 18 перевозчиков.

Back in USSR!

К чему же привело все это?  В марте 2022 года в аэропорту Сочи открыли новую входную группу, которая увеличила пропускную способность на входах в аэровокзал на 25%, сообщала пресс-служба ГК «Аэродинамика». Однако ситуация в конце июня наглядно показала, что какие-бы меры не предпринимались, аэропорт превратился в бутылочное горлышко.

Так, 28 числа в соцсетях распространилось видео, на котором видны сотни пассажиров, скопившихся в аэропорту Сочи на посадку. Очередь начиналась еще на эскалаторах, задолго до выхода на посадку.  Если в обычное время в среднем за неделю таможенный контроль в аэропорту Сочи проходили 1,5 тыс. человек, то сегодня - более 15 тыс. пассажиров.



И интернет-пользователи продолжают делиться впечатлениями - 7 июля аналогичную ситуацию сняли авторы Youtube-канала «Жизнь на море».

- Вот такой трэш творится в Сочи. Люди просто не могут добраться на море. Так как авиасообщения нет, то многие люди на «Ласточке» добираются в Туапсе, а далее уже на такси или кооперируются, чтобы добраться в Анапу, Геленджик, в Архипку и на другие курорты. Ну и сейчас творится какой-то адок, - сообщается в аннотации к видео.



По данным краевой администрации, летом 2022 года регион примет около 17 млн туристов. И большая часть предпочитает добираться до курортов в комфорте по воздуху. Но в администрации аэропорта делают вид, что все в порядке.

- Наш аэропорт работает в штатном режиме. Однако в существующей реальности над южным регионом временно приостановлены полеты, поэтому все воздушные суда летают через Казахстан и Кавказские горы. Над Каспийским морем происходит поворот на девяносто градусов. Из-за такого круга время перелета до Москвы увеличивается: около четырех часов вместо прежних двух с половиной часов, - заявил ранее управляющий директор сочинского авиаузла Алексей Комаров.

«Вперёд по шпалам на юга, где солнце, море, воздух...»




Действительно, упомянутые выше «Ласточки» задействованы сейчас на все 100%. По маршруту Имеретинский курорт – Туапсе они будут ходить сдвоенными составами до конца октября. Некоторые остановки на станциях решили убрать. Количество вагонов в нескольких пригородных поездах увеличили до 10. Стоянки по маршруту сократили, по данным пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги.

Но одно дело электрички на самом побережье - до него еще нужно добраться. Ситуация стала настолько критичной, что даже президент РФ Владимир Путин в мае не постеснялся ее озвучить, заявив о нехватке поездов в этом направлении.

- Сейчас вырос спрос на железнодорожные билеты. Я знаю, что РЖД уже запустили дополнительные поезда из центральной части страны на Черное море. Очень важно, чтобы в летний период пассажирское сообщение в этом направлении работало четко, стабильно, без сбоев и в нужном объеме, - подчеркнул глава государства.

В апреле РЖД назначили на черноморские курорты дополнительно 130 поездов. Однако количество не значит качество и доступность. 



По данным Tutu.ru, стоимость билета Москва-Сочи на субботу, 16 июля, варьируется от 2,8 тыс. до 5,5 тыс. за место в плацкарте. За купе уже придется заплатить от 5,7 тыс. до 8,7 тыс. рублей. Вагон СВ оценивается в 13,1-20 тыс. рублей. За одного человека. То есть средней семье с ребенком придется заплатить больше 10 тыс. за проезд в самых простых (спартанских) условиях. Но если в одном вагоне будет достаточно комфортно ехать, в другом можно потерять сознание от жары и рассудок от грязи. Вот отзывы о составе с самыми дешевыми билетами:





И если есть на свете рай...

Чтобы решиться на поездку до моря на автобусе, нужно быть и вовсе супергероем. На то же 16 июля есть рейсы стоимостью от 3,5 тыс. рублей и продолжительностью в 27 часов. Больше суток - в одном кресле и при минимальной возможности двигаться. Неудивительно, что подобная ситуация отпугивает все больше потенциальных отдыхающих. А ведь дело не только в транспорте.



На совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства РФ 9 июля глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что ситуация в данной сфере «в целом непростая». По ее словам, загрузка ниже 2021 года, туристов меньше.

- По нашим прогнозам, благодаря тем мерам, которые сейчас предпринимаем, рассчитываем, что по итогам года падение турпотока в Краснодарском крае и Крыму не будет критичным и не превысит 30%. В любом случае, транспорт - это проблема временная, но вот чего людям действительно не хватает - это качественных современных гостиниц, - утверждала Догузова.




Говоря о качестве услуг, невозможно не вспомнить недавний случай, произошедший в Сочи в июне. Две девочки-туристки на пляже предлагали арбуз отдыхающим (возможно, снимая блог) и местным сотрудникам это не понравилось. Когда за сестричек вступился старший брат, на него навалились толпой и избили до состояния средней тяжести арматурой и палками на глазах у всех.

Инцидент прогремел на всю страну, но что самое забавное - мало кого удивил. Мэрия курорта тут же назначила проверки, четырех из пяти подозреваемых арестовали, всем арендаторам пригрозили пальцем - вести себя нормально. Но 8 июля отличилась Анапа. 

На Центральном пляже города пятеро мужчин устроили ожесточенный спор с двумя отдыхающими дамами. Причиной конфликта стали лежаки - непомерно высокую цену «загнул» незнакомец, представившийся контролером. Вот только ни бейджа, ни формы, ни документов, способных подтвердить его статус, при нем не было. Конфликт попал в соцсети, но разборок не последовало, кроме формальной проверки полиции.

Цены

Про цены в Сочи ходят легенды. На эту тему лучше почитайте материалы наших коллег из "Блокнота Сочи". И стоит ли в итоге с учётом всех нюансов отдых на Черноморском побережье, например, семье из Москвы или Сибири?

Максим Столетов


Новости на Блoкнoт-Краснодар
аэропорт краснодаракурорты краснодарского краясочианапановости краснодаратуризм на кубани
0
1