Очередные перемены ждут автолюбителей в 2019 году
Закон, обязывающий всех водителей страховать свою автогражданскую ответственность, вступил в силу в середине 2003 года. И вот уже 15 лет чуть ли не еженедельно в прессе появляются различные новшества и инициативы со стороны законодательных и иных органов, направленные на доработку системы ОСАГО. «Блокнот Краснодар» 31 октября выяснил, какие перемены ждут автолюбителей в 2019 году.
Расчет КБМ станет более прозрачным
В данный момент, пожалуй, больше всего нареканий у водителей вызывает система присвоения и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ). Он выступает в роли настоящей волшебной палочки для аккуратных и сознательных водителей, помогая им значительно сэкономить на страховке. Так, за 10 лет безаварийной езды человек может получить скидку на «автогражданку» в размере 50%. С другой стороны, коэффициент позволяет «карать рублем» автовладельцев – виновников аварий: те могут настолько испортить свою бонусную историю, что будут вынуждены платить за полис в 2,5 раза больше. Но пока в силу ряда причин система работает неидеально.
– Моя супруга два года ездила на моей машине с открытой страховкой – то есть не была вписана в полис как водитель почти два года. Стала оформлять «автогражданку» на себя и обнаружила, что у нее КБМ не 0,6, как был раньше, а 1. Спрашивает страховую компанию, мол, почему так? А ей отвечают, что бонусы действительны только в течение года. То есть если не оформлял полис больше года, уехал куда-то и не пользовался машиной или просто авто не было больше года, то все, что нажито безаварийным управлением, сгорело? Начинаешь с нуля? – спрашивает на форуме житель Краснодара Александр Линьков.
Действительно, в настоящее время отсутствие страховки в течение 12 месяцев приводит к тому, что даже самого осторожного и аккуратного водителя может «отбросить» на первоначальный третий класс страхователя (КБМ = 1), в результате чего он потеряет наработанную скидку.
– Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус (КБМ), – говорит директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.
То есть, поездив год по полису без ограничения водителей или переждав этот период, не садясь за руль, самый злостный нарушитель с коэффициентом 2,45 получает полное «отпущение грехов» и начинает новый страховой период с чистого листа – его КБМ вновь равен единице, как у новичка.
С 2019 года эти недочеты системы будут исправлены. Она закроет лазейки для аварийных водителей и защитит тех, чье поведение на дорогах безупречно. По новым правилам «срок давности» будет отменен, и сколько бы времени ни прошло между оформлением полисов, КБМ сохранится – на нем не скажется даже перерыв в несколько лет.
Еще один серьезный недочет – вероятность «задвоения» КБМ в случае, если человек вписан в полисы ОСАГО на разные машины. Сейчас, если полисы вступают в силу в разное время, да еще оформлены в разных компаниях, у человека может быть два КБМ.
– Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, – поясняет Габуния. – У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.
Защита пострадавших, наказание виновных
Оформление полиса ОСАГО нередко сопровождается различными ухищрениями со стороны страховых компаний. Некоторые из них сознательно ограничивают выдачу бланков, чтобы создать ажиотаж и очереди; еще чаще при оформлении полиса они навязывают обязательное дополнительное страхование (здоровья, имущества и т. д.). Несмотря на принятые Банком России меры по введению периода охлаждения, когда можно отказаться от ненужной или навязанной страховки, и снижение количества жалоб на невозможность купить полис ОСАГО или на навязывание дополнительных услуг, назвать проблему полностью решенной пока нельзя.
В связи с этим планируется увеличить штрафы для страховщиков, препятствующих нормальной покупке полиса ОСАГО. Рассматривается и предложение об обязательной видеозаписи продажи полисов ОСАГО в офисах.
Решение еще одной проблемы – отмены учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП, – также находится в стадии обсуждения. Планируется сделать так, чтобы денег, которые выплачивает страховщик, хватало на ремонт, но при этом исключить возможность мошенничества со стороны пострадавших. При полной гибели автомобиля должна возмещаться его реальная стоимость – иначе владельцы стареньких машин решат, что идея получить деньги за груду железа, как за новый автомобиль, не так уж плоха.
Следующее нововведение касается повышения лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сейчас в рамках «автогражданки» максимальная сумма возмещения по имущественному вреду и вреду, причиненному самочувствию и жизни, не превышает 500 тысяч рублей. При этом жизнь пассажиров общественного транспорта оценивается вчетверо дороже: пострадавшие в аварии, находившиеся внутри автобуса или маршрутки, могут рассчитывать на сумму до 2 миллионов рублей – ведь с 2012 года любая фирма, занимающаяся перевозкой людей, должна оформить полис обязательного страхования ответственности (ОСГОП). Планируется, что в течение нескольких лет лимит выплаты по ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью также будет подтянут до 2 миллионов рублей.
Новости на Блoкнoт-Краснодар