Один из ведущих маркетологов Кубани рассказала о влиянии коронавируса на бизнес
Фото: личный архив Татьяны Ледовской
Читайте также:
- Из-за карантина загрузка гостиниц Сочи упала на 13% (25.03.2020 17:48)
- На борьбу с коронавирусом на Кубани из бюджета выделили 56 млн рублей (22.03.2020 10:36)
- «Снижение ставки – единственная мера по сглаживанию экономического спада из-за коронавируса», – кубанский бизнесмен Дерипаска (20.03.2020 07:28)
- Бизнесменам на Кубани могут отсрочить уплату коммунальных платежей из-за коронавируса (19.03.2020 16:51)
Коронавирус, который стремительно распространяется по всему миру, внес свои корректировки в жизнь каждого человека. Люди самоизолируются, магазины закрываются, а предприятия все чаще и чаще переходят на дистанционный способ работ. Изменения коснулись в первую очередь и бизнеса. Ледовская Татьяна, маркетолог и серийный предприниматель, владелец и основатель известной студии маркетинга твоймаркетер.рф, участник Ассоциации пресс-служб Краснодарского края, 25 марта ответила редакции на самые волнующие вопросы сегодняшнего дня.
- Татьяна, Вы много общаетесь с предпринимателями, буквально живете в этом секторе. Скажите, как отреагировал «бизнес» на вирус, кризис и все колебания?
- Да, наступили нелегкие времена для всех. Я каждый день получаю письма с призывом о помощи, поддержке. Многие бизнесмены работают на аренде или имеют кредит - это сильно тянет вниз, и уступать готовы не многие. Также многие завязаны на продукции с Китаем. Именно они ощутили первый «удар». Хотелось бы добавить, что современный молодой предприниматель имеет слабую финансовую грамотность и не все знают, как распределять средства. Они не знают про «подушку безопасности», как ее создавать и по каким схемам развивать дела. Я рекомендую всем усвоить этот урок и взяться за финансовую грамотность. Welcome, подскажу, я общительна и открыта к диалогам всегда. Кроме воскресенья, пожалуйста.
- От чего отказываются предприниматели в первую очередь, какие действия они «включают». Как Вы прокомментируете их действия?
- Мы не проводили точечное исследование, на эту тему. Был ряд исследований насчет кризиса, но мы отвечали на другие вопросы.
Могу сказать по своим наблюдениям, что в любой кризис в первую очередь страдает сектор рекламы. По непонятным мне причинам. Думаю, наоборот, это время, когда надо заявлять о себе рынку, что ты сильный. Так как многие «тонут», а ты действуешь на опережение. Потребитель воспринимает компанию как сильную и достойную, вырабатывая положительное мнение. И тут есть баланс: те, кто поступает мудро и борется, и те, кто экономит, но, к сожалению, не на том. Отсутствие рекламы ведет на дно. Именно в это время можно делать крутой хайп и поднимать продажи. Не зря настоящие спекулянты и предприниматели «улыбаются», смотря кризису в лицо, и предпринимают интересные шаги.
- Как предприниматели «тянут» лямку и содержат персонал? Какие наблюдения и рекомендации будут?
- Да, управление персоналом - это всегда талант, а в такое время предприниматель как «неопытный канатоходец». Тут важно настроить команду, мобилизовать всех и настроить на новый лад быстро и качественно. Команда должна работать на благо предприятия и вместе идти вперед. Часть потеряет работу - это однозначно. Тем самым еще и рухнет рынок труда, скорее всего. В нашем крае много приезжих. Этот поток снизил ценность труда. С кризисом это проявится ярче. А вот коллеги, которые переживут кризис с предприятием, проявят инициативу и помогут командно, думаю, получат бонус от своих работодателей.
- А как же «самозанятые», «ремесленники» и все, кто самостоятельно подрабатывал на дому. Как на них отразится кризис?
- Думаю, как раз эту часть специалистов всколыхнет больше всего. Смотрите, сколько людей «ушли домой», сидят без работы. Все ринулись на подработки, бизнес из индустрии красоты уже жалуется: «Что делать, на дому маникюр предлагают уже за 300 рублей?». Там образуется колоссальная конкуренция, этот пузырь будет расти. Далее я прогнозирую еще обесценивание труда на местах, так как все кинутся искать работу. Но тут есть и положительные моменты для реального сектора в бизнесе: частники сильно рушили работу предприятиям, путая заказчиков. Например, в нашем деле, куда не посмотри, каждый маркетолог, кто прошел курс SMM. Такой бред часто несут, но умело, правда. Или рынок строительства и ремонта: сколько «псевдо специалистов» и как страдают реальные предприятия.
Таким образом, кризис и тут отрегулирует все, отправив всех «псевдоспециалистов» повышать квалификацию, или переквалифицироваться, или идти в найм.
- А как Ваша деятельность? Вы в кризисе?
- Я всегда оптимист. Не могу сказать, что нас совсем не затронуло. На сегодняшний день мы работаем в штатном режиме, чаще моем руки и надеваем маски. Есть ряд клиентов, кто «побоялся» вкладывать сейчас в рекламу и продвижение, но с нами работают часто годами. К нам и сейчас поступают заявки на упаковку, но все крайне осторожны. Мы приостановили до апреля общественные мероприятия, форумы и конференции. Я ограничила свои выступления до середины апреля в качестве спикера. Чаще общаемся с клиентами на удаленке, по мессенджерам и видео, не выезжая на места. Это, пожалуй, и все, что мы ощутили. А там посмотрим. Если настанет карантин, я это приму как отпуск. И дел много, которые перед компьютером можно сделать. Рассматриваем даже поход на месяц в горы с сообществом предпринимателей, присоединяйтесь к нам.
Костя Черный
Новости на Блoкнoт-Краснодар