Разборки в казачьем хоре, литературные новинки и «Пушкинская карта»: культура Краснодара
Коллаж «Блокнот Краснодар"
Читайте также:
- Первый заезд трамвая в Краснодаре по новой трамвайной ветке на Московской сняли на видео (09.12.2021 12:52)
- Бой с тенью: неадекватный краснодарец подрался с зеркалом и камерой лифта (09.12.2021 12:53)
- Толпы людей без масок выстроились у краевой больницы Краснодара (09.12.2021 12:20)
Вовлечение в культурную среду Краснодара и края, до конца не избавившуюся от последствий ограничений, стало более массовым. Хоть от «дистанции» полностью избавиться не удалось, край делает большие шаги к реабилитации допандемийного уклада «ниши» досуга и искусства. Например, Международная акция «Ночь музеев» не смогла проводиться в привычном виде, поэтому была устроена в онлайн-формате. И, как уже мы можем сказать, это не помешало привлечь событию немалую аудиторию (по данным Администрации Краснодарского края, записи прямых эфиров, мастер-классов, видеоэкскурсий собрало более 800 тысяч просмотров).
Акция «Ночь музеев 2021»/https://kultura.krasnodar.ru/
«Ночь музеев» лишь одно из мероприятий, которое характеризует образовательно-развлекательную жизнь Краснодара. Давайте посмотрим, что же нового произошло в культуре в нынешнем году.
«На повышенных нотах и тонах» в ККХ
Уже с октября тянется «сага» в Кубанском казачьем хоре, которая с уверенностью лидирует, как самое скандальное событие года, выйдя далеко за пределы края. На сайте «Блокнота» накопилось большое количество текстов по поводу ситуации в коллективе-представителе национального культурного «бренда». Мне лишь стоит лаконично рассказать о творящемся «хаосе». В. Г. Захарченко, который несмотря на свой немолодой возраст (83 года), остается у «руля» управления хором. Как замечают участники ККХ и зрители, Виктор Гаврилович установил «тоталитарную» систему руководства. Господин Захарченко, прославившись за счёт своей деятельности в музыковедении и фольклористики, «убирает» с должностей перспективных коллег (уход музыкального руководителя оркестра Игоря Прихидько, балетмейстера Николая Кубаря), расформировывает по собственному желанию входящие в организацию ККХ коллективы (инциденты с творческим объединением «Криница» и казачьим квартетом «Кумовья»).
Коллаж "Блокнот Краснодар"\Кубанский казачий хор, Виктор Захарченко и внук
Солисты хора уже давно заметили, как процветает семейственность со стороны начальства. Так, внук Виктора Гавриловича Захарченко Виктор Витальевич Захарченко по «заветам» деда стал первым заместителем гендиректора. Кумовство распределения должностей вы можете увидеть ниже:
Но главной причиной негодования общественности является желание В. Г. Захарченко отделить от ККХ танцевальный коллектив, который придает выступлениям дополнительный национальный колорит и создаёт атмосферу единения с историей. Известный солист Виктор Сорокин, который вышел из состава коллектива в 2019 году, написал в своём инстаграм-аккаунте о том, что «концепция развития ККХ противоречит традиционной концепции развития и вредит запросу городского сообщества на культурный продукт под названием «Кубанский казачий хор»».
Кроме того, старший Захарченко успел начать конфликт с YouTube-каналом «Редакция» и его автором Алексеем Пивоваровым. Не буду комментировать «канву» произошедшего (смотрите материал «Кумовство, раскол, оклад в полмиллиона и суд с известным журналистом: всё о скандалах вокруг Кубанского казачьего хора» на сайте «Блокнота»), но лишь скажу, что и тут гендиректор ККХ показал себя не лучшим образом: взял деньги у канала Пивоварова, а потом пожаловался на «Редакцию» за нарушение авторских прав с требованием доплаты 50-ти тысяч рублей.
Многие «закоренелые» зрители ККХ уже не так активно посещают выступления, наблюдая за тем, насколько сильно изменилась атмосфера концертов в связи с ростом числа скандалов. В. Г. Захарченко теряет собственный авторитет и рушит репутацию единственного в России профессионального коллектива народного творчества.
Виктор Захарченко / Кубанский казачий хор
Спустя некоторое время после начала скандала в казачьем хоре сотрудники прокуратуры Краснодарского края занялись проверкой приказов о назначении руководства и коррупционной составляющей учреждения.
Источники в правоохранительных органах подтвердили корреспонденту «Блокнот Краснодар» информацию о том, что ведётся проверка назначения внука художественного руководителя и главного дирижёра Государственного академического «Кубанского казачьего хора» Виктора Захарченко на должность первого заместителя генерального директора.
Когда и чем закончится проверка - пока неизвестно. Саму проверку никак не комментирует руководство хора.
Безусловно, это самый громкий скандал в мире культуры в Краснодарском крае за 2021 год.
Опрос на улицах Краснодара: насколько местные жители в "гуще культурной жизни"?
Проект «Пушкинская карта» или как государство «окультуривает» молодёжь
С 1 сентября этого года стартовал массовый государственный проект «Пушкинская карта», главной целью которого является культурно просвещать молодое поколение. Теперь все лица с 14 до 22 лет могут получить специальную карту для посещения музеев, театров и мастер-классов. На 2021 год допустимая сумма для траты на билеты составит 3000 рублей, но уже к 2022 году власти обещают выделить каждому участнику госпрограммы 5000 рублей.
В Краснодарском крае более 30 учреждений допускают своё посещение по программе «Пушкинской карты».
Редакция «Блокнота» провела свой социальный опрос и выяснила, какой процент молодёжи пользовался услугой «Пушкинской карты». Из чуть более ста опрашиваемых голоса распределились почти поровну: знают о существовании «Пушкинской карты» и пользовались ей- 30%; знают о существовании «Пушкинской карты» и ещё не успели воспользоваться ей- 35%; не знают о существовании «Пушкинской карты» и, соответственно, не пользовались ей- 35%.
Хочется верить, что с помощью таких госпрограмм мы сможем направлять подростков в «нужное русло», и воспитывать в будущем поколении истинные традиции и ориентиры.
«Кино-Краснодар»
Уходящий 2021 год запомнился выходом в прокат многих интересных мировых и российских кинолент. Важно отметить, что и наш город стал своеобразным «аэродромом» для режиссёров. В Краснодаре снимали около 10 картин для сериалов и кино. Выделим две наиболее успешных.
Фильм «Семейный бюджет» вышел в конце октября и уже успел обрести свою популярность. Сюжет достаточно прост: семья из Краснодара пытается покончить с неожиданными финансовыми трудностями. Картина имеет достойную оценку 6.2 на «Кинопоиске» и раскрывает животрепещущие проблемы современного российской семьи в комедийной форме. При просмотре радует глаз виды улицы Красной, Театра драмы им. Горького, колеса́ обозрения в Горпарке и парка «Краснодар».
Фото: Twitter @sashko_krd
Лента «Краснодар. От игры к игре» - документальный, спортивный фильм о становлении местного футбольного клуба «Краснодар». Доступен для зрителей с 25 мая и имеет очень высокую оценку 8.0 на портале «Кинопоиска». Кино повествует о том, какой тернистый путь пришлось пройти «быкам» с момента игры в «Лиге чемпионов» до понижения в турнирной таблице РПЛ. Каждый краснодарец, посмотрев фильм, сможет снова погрузиться в футбольную «сказку», испытать то неподкупное счастье за успехи любимой команды. Кстати, текст за кадром озвучивает Данила Козловский.
Что в Галицком?
Парк «Краснодар», а для местных жителей попросту парк Галицкого, стал «лицом» нашего края. Несмотря на свою молодость, это место быстро обрело большую популярность. Место привлекает как краснодарцев, так и многих гостей города.
«Марку» парк не теряет. За 2021 год в Галицком появились два новых арт-объекта. В апреле возле платанов-лавочек открылся монумент «Внутренний ребёнок». Кен Келлехер, американский создатель этих скульптур, объясняет идею возведения тем, что внутренний ребёнок- частичка души каждого человека, воспоминания о которой приносит радость.
Вторым новым объектом в этом году стал проект «Абстракта». Скульптором стал миланский профессионал Эдоардо Тресольди, который изобразил в парке развалины Древнего Рима в виде проволочных руин-колонн.
Археологический бум
Хоть и принято считать, что в 2021 году в связи с эпидемией COVID-19 все преимущественно переходили на «удалёнку», то наши археологи никак не могли позволить себе отлучиться от мест раскопок. И понятно почему. Краснодарский край, как оказалось, - «сундук с сокровищами» для учёных-исследователей. Нынешний год порадовал открытием ценных, исторически важных артефактов. Например, Фанагорийская археологическая экспедиция Института археологии РАН на Тамани обнаружила дом, разрушенный в VII–IX веках.
Самое интересное хранилось внутри археологического памятника. Это кости животных, при помощи которых играли в азартные игры, их называют астрагалами (что-то похожее на игральный кубик). Любопытно то, что внутри этих астрагалов был залит свинец, что способствовало смене центру тяжести. Как вы понимаете, эти игровые кости использовал древний жулик, чтобы всегда знать и контролировать, какой результат выпадет.
В октябре Динском районе археологи обнаружили захоронения II века до нашей эры. Пресс-служба администрации Краснодарского края сообщает, что это остатки знатного и очень богатого воина, так как на месте раскопок обнаружено большое количество ценностей таких, как железный меч, набор железных стрел, стеклянный литой кубок и многое другое.
Ещё одной интересной экспедиций археологов является раскопка на промежутке строительства автодороги Славянск-на-Кубани -Темрюк могильника XI–XII веков. Примечательно то, что помимо остатков человека оружия, одежды и украшений исследователям удалось найти кости лошади и особые образцы конской сбруи.
Коротко о театре
Театральная жизнь края так же, как и многие другие сферы культуры, подверглась ограничениям. Спектакли не проводились регулярно, так как работу театров приостанавливали и возобновляли на протяжении всего года.
@dramteatrkrd
Курьезным событием стала очередная смена главного режиссёра драмтеатра на странную фигуру Арсения Фогелева.
Заслуженный артист Кубани Арсений Фогелев/dram-teatr.ru
Нынешний главный режиссер Арсений Фогелев много лет является ведущим артистом театра и сумел «очаровать» всех наших «городничих и их спопутсвующих».
– К его апломбу и амбициозности ещё бы добавить знания менеджера и творческого лидера. Режиссёр он никакой, руководитель он никакой, и в голове у него полная чехарда, – считает театральный критик Александр Геннадьев. – Что касается балета, то меня постоянно обвиняют, что я нападаю на бедного, несчастного Александра Мацко (главный режиссёр и балетмейстер музыкального театра). Если бы Мацко работал в частном театре и изгалялся там за свои деньги, я бы не ходил туда и вообще не обращал бы внимания, это их средства, пусть что хотят, то и делают. Но когда за бюджетные нам показывают постановки ниже всякого санитарного уровня, то меня это не может не расстраивать.
Александр Мацко/@a_matsko
О нетленности литературы на Кубани или о том, как она уживается в современных реалиях
В 2021 году наше общество, подвергаясь ограничениям со стороны государства в связи с эпидемией, активно продолжило увлекаться чтением. В этом помогали и различные литературные периодические издания. Примером может послужить литературно-художественный и общественно-публицистический журнал «Краснодар литературный» и литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Оба источника доступны как в печатном, так и в онлайн-формате.
В современном мире очень важно не забывать про «опыт» прошлого и про «перспективы» будущего. Упомянутые журналы дают возможность публиковаться, как молодым авторам, так и «мэтрам» прозы, поэзии и публицистики.
Главным редактором «Родной Кубани» является Ю. М. Павлов, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Кубанского государственного университета, а «Краснодара литературного»- С. Н. Макарова-Гриценко, русский прозаик, поэт, публицист, заслуженный деятель искусств Кубани.
В общественный совет изданий входят не только краснодарские профессионалы, но и эксперты со всей России. К примеру, в «Родную Кубань»- Захар Прилепин, Лидия Сычёва, Сергей Шаргунов и другие, а в «Краснодар литературный»- Николай Иванов, Василий Дворцов и другие.
Издание журнала «Родная Кубань» выпуск №3
Издание журнала «Краснодар литературный»
Помимо литературных журналов, краснодарцев радовали и местные писатели и поэты, которые издавали свои сборники, альманахи и книги.
Так, одним из знаковых литературных явлений в 2021 году стал поэтический сборник «Четвёртая стража», в котором представлены произведения различных жанров и стилей от авторов-представителей художественного объединения «Рубежники» (главный редактор В. Симанович). Доктор филологических наук О.Н. Мороз, написавший предисловие к книге, очень точно сформулировал идею сборника: «В собранных в «Четвёртой страже» стихах речь сплетается в непредсказуемый в резких изгибах мысли и многокрасочный в оттенках скоротечных эмоций диалог, в котором читатель способен увидеть себя в становлении своего бытия, в котором ничего ещё не решено и одновременно уже ничего не изменишь».
Обложка сборника «Четвёртая стража» (дизайнер Юрий Резник)
Ушёл из жизни один из последних классиков литературы
9 августа 2021 года на 86-м году жизни умер от COVID-19 Виктор Иванович Лихоносов. Один из величайших писателей Кубани.
В. И. Лихоносов/Telegram-канал Вениамина Кондратьева
Лихоносов известен как один из самых ярких прозаиков и публицистов второй половины XX — начала XXI веков. Являлся создателем и первым главным редактором журнала «Родная Кубань». О языке книг кубанского писателя как-то скажет А. Т. Твардовский: «проза Лихоносова светится, как у Бунина». А романы, очерки и рассказы будут достойно оценены Ю. И. Селезнёвым и О. Н. Михайловым. Среди известных произведений Виктора Иванова числится роман «Наш маленький Париж», книги «Осень в Тамани», «Вечера», «Родные» и другие. Несомненно, потеря такой великой личности стало большой утратой не только для Кубани, но и культуры всей России.
Комментарий эксперта
Для того, чтобы получить профессиональную оценку культурной жизни Краснодара, мы обратились с просьбой к театральному критику Александру Геннадьеву.
- Несомненно, культура нашего города возвращается понемногу на круги своя. Пусть медленно и, порой, непредсказуемо, но возвращается.
Театральный сезон я не могу полностью оценивать, так как он еще продолжается. Если рассматривать 2021 год, то все весьма и весьма неоднозначно. Театры работали в режиме, в котором, в принципе, существовал и весь мир: то открывались, то закрывались. Всё это утомительно, ведь, театр без зрителя не имеет смысла. Премьеры попеременно были то открытыми, то закрытыми, но стабильно - одна хуже другой. Последняя, например, (по роману М. Булгакова «Собачье сердце» краевого театра драмы), как ни парадоксально, вышла вообще без режиссера, хотя он на афише значится. Ситуация, конечно, странная, но не для нынешнего краснодарского драмтеатра. Они уже давно живут вне всякой логики и здравого смысла. Когда мне говорят о том, что «публике нравится», то я отвечаю: «Стоит тогда лишь только пожалеть эту публику. Видимо, она слишком непритязательна сегодня».
А вот постоянно радует Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко, особенно их фондовые выставки. Да и другие проекты, надо признать, сделаны более чем интересно. Пока вот так.