«Родители ожидали чего-то ученого»: как магистр физики Роман Куляба создал музыкальный бизнес
На фото: Роман Куляба
Читайте также:
- Архитектурный памятник Краснодара сквозь 100-летие: госпиталь, женская гимназия и художественная школа (07.12.2021 18:00)
- Краснодарские пробки в 10 баллов. Чего можно дождаться, пока едешь на работу (08.12.2021 13:50)
- Несостоявшаяся кубанская заводчица отсудила за бесплодных редчайших кошек почти миллион (07.12.2021 15:45)
Роман Куляба из семьи музыкантов: мама, папа, отчим, мачеха, сестра, сводные братья - все занимаются этим искусством. В 2014 году он переехал в Краснодар и Магнитогорска, благодаря чему кубанская столица обрела музыкальную школу «Красный Металлург» и перспективы развития для современной творческой молодежи. Звучит пафосно? В интервью корреспонденту "Блокнот Краснодар" Роман Куляба рассказал о том, как стал "музыкальным бизнесменом".
- Музыка как наследство или она в крови?
- Мои родители познакомились в музыкальном училище – то есть были музыкантами, когда меня еще не было даже в проекте. Поэтому, скорее музыка в крови. Можно даже назвать меня «потомственным».
Роман улыбается в бороду. Интервью проходило в самой школе прямо перед очередным занятием – и атмосфера была легкой и творческой, безо всякой напыщенности и напускной важности.
- У семьи наверняка были ожидания на ваш счет именно в музыкальной сфере?
- Я по первому образованию бакалавр электроники и микроэлектроники, а по второму магистр физики конденсированного состояния. Так что, родители ожидали чего-то ученого. Как-то я окольными путями пришел к музыке.
- Музыкальная школа для вас – хобби, которое стало приносить доход или заранее просчитанная бизнес-идея?
- Заранее я ничего не считал, это вообще была идея отца. Первую школу «Красный металлург» он открыл в Магнитогорске, затем сам переехал в Сочи - открыл филиал. Ну, и тут открыл школу – меня поставил администратором. Только вот Краснодар – это ни разу не Магнитогорск и не Сочи, поэтому многие вещи мы видели по-разному. На расстоянии у нас не очень получался диалог, и отец отдал мне школу со словами «делай как знаешь».
- И тогда бизнес расцвел?
- Не совсем. Я сначала такой: «Ого, кажется я директор»! А потом стал постепенно осознавать, какая на мне ответственность. Необходимо мониторить абсолютно все процессы от своевременной оплаты аренды до расписания уроков.
Мы посмеялись над минуткой самоиронии Романа, затронув очень важную тему:
- Сейчас вы позиционируете себя больше как музыкант или бизнесмен?
- У меня не было бизнес-плана, но были идеи и цели – поэтому, бизнесменом стать пришлось. Если я не буду мыслить, как деловой человек, сломается весь гигантский аппарат: не заплачу преподавателям – уйдут в другое место; не будет рекламы – не будет учеников; сгорит аппаратура – не на чем будет заниматься…
Мыслить, как бизнесмен мне просто необходимо. Но, я себя позиционирую как музыкант со всех точек зрения – преподаватель, участник музыкального коллектива и даже сессионный музыкант.
- Расскажите об идеях и целях.
- Мы хотим не просто давать людям навыки владения инструментами, а развивать их навыки. То есть, школа – это лишь одна из веточек развития. Мы делаем ту работу, которую делает лейбл – помогаем записать трек и выложить его на всякие площадки. Стремимся дать ученикам возможность стартовать в серьезный музыкальный бизнес с полноценными альбомами.
- А конкуренция в вашем деле высока?
- Людей из других школ не следует называть конкурентами, они скорее коллеги по цеху. У каждого свои преимущества. Конкуренция, конечно, есть - кто-то более раскручен, у кого-то целая сеть (а это тоже подспорье) – главный филиал может дать денег на развитие франшизы. Мы же самостоятельны.
- Набор предоставляемых услуг стандартный?
- У нас сейчас есть бас гитара, гитара, барабаны, два направления вокала – обычный эстрадный и экстрим, а также фоно и диджеинг.
- А как вы выбираете себе сотрудников? Может ли стать преподавателем известный музыкант, но без образования?
- Преподавателей набираем исходя из потребностей, глядя на мастерство. Например, с Сергеем Печуевым – преподавателем по барабанам - мы очень-очень спонтанно познакомились. Когда я сел в директорское кресло, мы с моим заместителем стали вести социальные сети. И в какую-то группу во ВКонтакте закинули рекламный пост, указав направления обучения, среди которых еще не было барабанов. Сергей сам на нас вышел через этот пост и предложил свои услуги. Он окончил музыкальное училище, а еще участник групп «Адаптация», «Хамы» и многих других.
Нам важно понимание своего дела, умение расположить к себе человека и передать свои знания. Все сотрудники «Красного Металлурга» работают не для галочки, чтобы потом через полгода дать человеку какую-нибудь бумажку о том, что он у нас учился. А для того, чтобы научить его играть на гитаре или петь в караоке, может быть петь в группе… Исходя из потребностей каждого ученика.
- А бумажки все же выдаются?
- Если человеку нужно, сертификат об обучении – да. Но чаще сюда идут заниматься ради развития таланта, ради интереса к музыке.
- Какова аудитория, как много людей желают заниматься музыкой? Сколько клиентов?
- Ну не клиентов, а учеников - я предпочитаю называть их так. Ученик - более «родной» человек, чем клиент. В основном, молодежь в районе 20 лет. Недавно пришли ребята группой – им лет по 15, есть и постарше – 30-35. Есть один ученик в Москве – мы с ним по скайпу занимаемся. Контингент разношерстный. В Краснодаре музыка пользуется спросом, однако город тут такой, что бывает сложно попасть с окраины города в центр.
- Учитывая это, и ещё антиковидные меры – преподаете на дому?
- Иногда преподаем по скайпу, но это скорее исключение из правила. Мы бы не хотели двигаться в этом направлении, потому что основная цель школы - знакомить людей и объединять их в определенную тусовку. Это не обязательно только ученики – к нам приходят наши друзья, опытные музыканты и все-все заинтересованные в творчестве.
— Это одно из преимуществ школы?
- Да, формирование комьюнити – не только наша цель, но и наш плюс. А ещё, мы устраиваем различные мероприятия, чтобы начинающие музыканты могли себя показать. На концертах всегда ведется фото и видеосъемка. Помимо всего прочего, мы начали сотрудничество со студией звукозаписи XO.REC - будем в ближайшее время записывать у них кавер преподавательско-ученическим составом. Также это будет клип – картинку мы запишем здесь в школе. (Ждите в соцсетях – лайк, подписка, комментарии обязательно!)
На фото: Андрей Акиньшин, преподаватель по гитаре
- Расскажите подробнее о мероприятиях.
- Всем, кто приходит на пробные занятия, я сразу сообщаю, что мы проводим следующие виды мероприятий: это джем-сессии, опен-эйры (опен-саунды), фестивали (лайн-апы), мастер-классы.
Джем-сессии проходят здесь, в школе – люди могут прийти и что-то поиграть, импровизировать. Периодически мы делаем во дворе шашлыки и отдыхаем от шумной музыки. Это мероприятие для тех, кто первые шаги делает на сцену: вот ты умеешь играть песню, даже маме папе можешь спеть – а перед незнакомыми людьми начинаешь стесняться. На «джемах» мы все свои – для своих играем, и человек может сделать первые шаги в сторону от боязни сцены.
Ещё один шаг – это опен-эйры. Они проходят летом, весной или ранней осенью - когда еще не сильно холодно. На улице Красная 71 – есть кафешка, где нам дают электричество. Мы везем туда аппаратуру и играем для непредвзятой публики. Вокруг твоего выступления может собраться 30 -50 человек, но они не платили деньги чтобы послушать тебя. Нравится – слушают, не нравится – идут дальше. И это снижает психологический барьер у молодых артистов еще сильнее.
Следующий шаг для ученика — это фестиваль на «настоящей» сцене в клубе. Тут уже идет серьезный отбор участников, потому что для выступления нужен определенный сет лист: 20-40 минут хорошо подготовленного материала от каждого участника. Меньше – значит приходи в другой раз, больше – значит выбирай что-то другое. Фестивали у нас как правило тематические. Мы стараемся делать так, чтобы и динамика была полегче – потяжелее, и жанры музыки более-менее близкие друг к другу. Потому что тут уже публика смотрит на музыканта как на человека, на которого они пришли посмотреть за деньги.
На фото: Дмитрий Топоров
Ну и мастер-классы проводим - как наших преподавателей, так и приглашенных персон. Например, к нам приезжал один из ведущих бас-гитаристов Юга России Дмитрий Топоров. А ещё, в конце ноября мы проводили вечер гитарной музыки с Александром Мисько – его стиль игры уникален.
На фото: Александр Мисько
- Вся эта деятельность затратна, но рентабельна ли?
- Да, конечно. Но для этого пришлось сначала очень много вложить - я работал на двух работах, потом ещё долго отдавал долги, которые возникли пока я вывел все это на должный уровень. В целом, это действительно прибыльная сфера. Но я не хочу позиционировать все эти «школьные дела» только как источник дохода. Я с другой стороны подхожу – нужно устроить все так здорово и классно, и вообще великолепно – чтобы люди сами сказали: Shut up and take my money!
На фото: Роман Куляба - директор школы и преподаватель по бас-гитаре
- Каковы дальнейшие планы развития?
- Сделать большой продюсерский центр, творческий плацдарм. Допустим, человек приходит в школу ничего не умея - мы его научили петь и играть. Затем поставили хореографию, отправили на сцену. Записали альбом, раскрутили до стадии востребованного артиста. Общая задумка такая.
А в ближайшем будущем планируем расширение помещения, добавление новых классов – диджейское мастерство и, по востребованности, фортепиано.
- Похвастаетесь талантливыми выпускниками с победами в различных конкурсах?
- Есть группа «Безымянный Мэддок» – барабанщица и басистка. Бас гитарист «Страны багровых туч». Никита Кондарев, Глеб Егоров - отличные ребята. В основном к нам идут молодые люди с амбициями в сфере музыки, и это замечательно.
Анна Карцева