Школа раздора: уникальный лицей Щетинина на Кубани могут закрыть, несмотря на устранение нарушений
Фото: из личного архива
Читайте также:
- Глава Кубани рассказал подробности ситуации вокруг школы Щетинина, о которой спрашивали Путина (20.12.2019 09:18)
- «Чиновников надо поправлять», – депутат ГД от Кубани Костенко об итогах пресс-конференции Путина (19.12.2019 21:06)
- В кромешной тьме дети хутора Ленина добираются со школы домой (19.12.2019 20:22)
На ежегодной пресс-конференции президента Владимира Путина главный редактор газеты «Президент» Сергей Комков заявил, что школа Щетинина, которая располагается в поселке Текос под Геленджиком, находится на грани закрытия. По его словам, это уникальная школа, аналогов которой в мире единицы. Из-за проверок со стороны надзорных органов школа не работает, а ее основатель академик Российской академии образования Михаил Щетинин, как заявил Комков, скончался 10 ноября.
Скандал
– Это уникальная школа… Ученики лицея за один календарный год осваивают программу, которая в обычной школе рассчитана на 11 лет, – говорит один из воспитанников лицея Щетинина в ролике, который записали в поддержку образовательного учреждения.
Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков, который носит имя основателя Михаила Щетинина, появился в поселке Текос под Геленджиков в 1993 году. Михаил Щетинин думал о ней еще с середины 70- годов, когда работал в обычной общеобразовательной школе учителем музыки.
Тогда он задумался о создании школы-интерната, где упор бы делался на творческую составляющую: пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, а также декоративно-прикладном искусстве и в целом на работу руками. Поскольку физподготовке уделяется много внимания. Также проводятся занятия рукопашным боем.
В середине 80-х Щетинин, будучи сотрудником научно-исследовательского института, специализирующегося на средствах и методиках обучения, возглавил проект по созданию школы-интерната агропромышленной тематики.
Суть заключалась в том, что дети чередовали процесс обучения с физическим трудом, в данном случае с работой в поле. Щетинин утверждал, что отмена оценок и домашних заданий положительно скажется на учебном процессе, однако комиссия министерства просвещения СССР пришла к выводу, что эксперимент провалился. Проект закрыли в 1986 году.
После этого Щетинин переехал в Текос, где решил снова попробовать создать школу-интернат на несколько переработанных принципах. К положениям об отмене домашних заданий и оценок прибавились также игнорирование возрастных групп обучающихся, деления на классы, отсутствие профессиональных педагогов и интегрирование системы «погружения», которую считают уникальной.
Первые здания школы, а также корпуса общежития строили сами воспитанники. Со временем ничего не изменилось. Школа росла и новые здания также возводились руками учеников по их собственным проектам. Внутреннюю отделку также делали воспитанники. Потом все это переходило в собственность государства, утверждают в лицее.
После скандала и общественного резонанса, которое последовало за выступлением Комкова, президент пообещал разобраться в ситуации. Незамедлительно последовала реакция местных властей. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что школа находится в ведении министерства просвещения. Журналист тогда заявил, что министерство образования, науки и молодежной политики Кубани проверило школу и выявило несколько существенных нарушений в работе лицея. Проверки способствовали и тому, что 10 ноября основатель и директор школы Михаил Щетинин скончался.
Ведомство обратилось в Геленджикский районный суд и потребовало приостановить работу школы на три месяца до устранения найденных нарушений. Они в частности касались того, что новые корпуса школы не соответствуют требованиям противопожарной безопасности, учителя не имеют соответствующих квалификаций, дающих право на ведение педагогической деятельности, нарушены лицензионные требования, а также отсутствия необходимого количества учебников.
19 июля лицей временно прекратил свою работу. До устранения нарушений воспитанников школы отправили в другие учебные учреждения. Но они начали активные действия по спасению школы. В частности, записали ролик, в котором рассказали о лицее и об основателе Михаиле Щетинене, и растиражировали в социальных сетях, а также написали петицию на сайте change.org, которую на момент публикации подписали чуть меньше 20 тысяч человек.
– Эта школа, которая не похожа ни на одну другую – здесь учат верности, любви к своей Родине и отчизне, уважению к культуре и традициям нашего многонационального народа, учат доброте и добропорядочности, – говорится в петиции.
Коллектив лицея приступил к устранению всех найденных нарушений. Депутат Госдумы от Краснодарского края Наталья Костенко отмечала, что надзорные ведомства выявили в работе учреждения нарушения, в самой школе их признали и занялись устранением. Если все будет в порядке, то запрет на деятельность должен быть снят. Сроки истекли, но проблема так и не решилась. Какой-либо ясности в вопросе продолжения работы нет.
В связи с этим Наталья Костенко отправила депутатский запрос в министерство просвещения России и попросила разобраться в ситуации.
В лицее отметили, что нарушения, которые выявили надзорные органы, устранили. В частности, закупили недостающие учебники, здания, которые строились за внебюджетные деньги, узаконили. Кроме того, они получили соответствующие разрешительные документы о соответствии необходимым нормам.
Несмотря на все это опасность закрытия все равно висит над школой. Тревожным сигналом стало то, что на должность управляющего учебным заведением в конце ноября прислали Яна Селезнева, которого некоторые СМИ называют «ликвидатором» из-за большого опыта работы в качестве конкурсного управляющего компаний и предприятий, готовящихся к банкротству и закрытию.
В лицее отметили, что после смерти Михаила Щетинина на должность руководителя коллектив на общем собрании выбрал его сына Петра.
На фото: Петр Щетинин
Школа и критика
Школа уникальна благодаря уникальной методике педагога-новатора Михаила Щетинина. В ней нет как таковых педагогов. Учебный процесс строится вокруг учеников, которые сами и являются педагогами. Еще одна из уникальных методик – «погружение». Когда ученики несколько недель изучают только один предмет, не отвлекаясь на другие дисциплины.
Сами ученики рассказывают, что к совершеннолетию получают как минимум одно высшее образование, а также несколько рабочих специальностей, потому что работе руками уделено особое внимание.
Воспитанники на постоянной основе живут в школе. В ней в том числе бытуют мнения о существовании особых полей, которые оказывают на человека особое магическое воздействие. Исходя из этих заявлений школу и Щетинина в частности обвиняли в создании тоталитарной секты, идеология которой вертится вокруг сверхъестественных сил и энергий, которыми обладают земля, космос и предметы вокруг нас.
Несмотря на это, формальных претензий к школе не было, кроме тех, что появились в этом году. По одной из версий, школа занимает большой кусок ценной земли в горах Краснодарского края неподалеку от Черного моря, стоимость которой растет. Кому-то она приглянулась и этот кто-то запустил процесс ликвидации учебного учреждения и отъема территории.
Семен Серов
Новости на Блoкнoт-Краснодар