Краснодар Вторник, 03 декабря
Общество, 27.03.2020 18:10

«Слово является идеологическим оружием», - лучший учитель Кубани-2020 Ирина Марюхина

Лучшим учителем 2020 года в Краснодарском крае стала Ирина Марюхина - учитель русского языка и литературы в краснодарской гимназии №3. Молодой специалист, которая начала свою преподавательскую деятельность всего пять лет назад, точно знает, как найти подход к детям, сделать так, чтобы занятия были увлекательными, как ЕГЭ влияет на систему образования в целом и что делать с нехваткой специалистов. На все важные вопросы Ирина Марюхина ответила журналисту «Блокнот Краснодар» в интервью для рубрики «Лица города».

- Ирина, расскажите, пожалуйста немного о себе и своем детстве.

- Я родилась в Краснодаре. Это мой родной и любимый город. Училась в Гимназии №18 в Фестивальном микрорайоне. Оценки были в основном «4» и «5». Считаю, что мое детство было счастливым. Учителя были хорошие, а школа была любимым местом, куда мы стремились каждый день.

- А кем мечтали стать в детстве? Сразу хотели быть учителем?

- Я хотела идти учиться в медицинский и быть врачом. Пока не поняла, что меня очень пугает вид крови. Меня всегда прельщала работа с людьми. Потом я стала задумываться об учительской профессии. Окончательное решение было принято, когда попала на день открытых дверей в Кубанский государственный университет. Речь декана филологического факультета настолько меня воодушевила, что я окончательно решила связать свою жизнь с гуманитарными науками. Уже учась на филологическом факультете и пройдя летнюю практику в лагере с детьми, я поняла, что пойду работать в школу.

- Как родители отнеслись к такому вашему выбору?

- Мои родители во всем меня поддерживали. Они бы приняли любой мой выбор.

c3ad3467-b45b-46b2-819b-e1af6f2ea945.jpg

- А как вам учеба на филфаке КубГУ ? У будущих учителей же очень много практик, различных занятий непосредственно с учениками.

- Студенческая жизнь у нас вся была яркая. До сих пор вспоминаю эти временах с большим трепетом. Я безмерно благодарна педагогам, которые работают в Кубанском государственном университете. Считаю, что они одни из лучших преподавателей во всей России.

- Почему вы выбрали именно русский язык и литературу?

- Изначально был выбор между этими предметами и историей. Я долго сомневалась. Выбирала между историческим и филологическим факультетом, но все же победила любовь к литературе.

- После вуза сразу удалось найти работу?

- На четвертом курсе университета я вышла замуж, а после окончания обучения сразу ушла в затяжной декрет. Только через 10 лет я пришла работать в школу. Мой стаж работы небольшой - всего лишь пять лет.

- Как дети приняли новенького учителя?

- У меня нет проблем с учениками. Принимают хорошо. Конечно, детской натуре свойственно провоцировать. В первый год, когда мне сразу дали восьмой класс, мне было сложно. Потом уже, как выяснилось, по мнению детей, я прошла проверку на прочность. Для меня было удивлением, когда мы после новогодних каникул вышли на учебу: у нас не было никаких разногласий. Притерлись, так сказать.

- Существует такой стереотип, что троечники в жизни добиваются большего, нежели отличники. Согласны с этим?

- Это так, но из правил есть всегда исключения, мы это помним. Говоря об общих тенденциях, это устоявшееся мнение соответствует действительности. Хочется добавить, что троечнику нечего терять. Он ничего не боится, потому что к плохим оценкам он уже готов и привык, а это значит, что он способен в каких-то моментах быть более раскрепощенным, может высказать свою мысль или сделать какой-то нестандартный ход. Это как раз и требуется современному обществу. Дети должны мыслить нестандартно. И в этом плане у троечников больше преимуществ за счет своей внутренней свободы.

Отличнике же, как правило, более зажаты, поскольку этот ареол отличника и понимание того, что ты просто не имеешь права получить где-то «4» или «3», давит на этих людей. Происходит это по разным причинам. Но именно это и не дает им возможности раскрываться, не позволяет мыслить нестандартно, проявлять гибкость.

WhatsApp Image 2020-03-27 at 12.53.04.jpeg

- Сейчас все выпускники 9-ых и 11-ых классов сдают ОГЭ и ЕГЭ. Как вы относитесь к такому формату экзаменов?

- На мой взгляд форма экзаменов ОГЭ и ЕГЭ ущемляет наших детей в творческом потенциале. Конечно, если эта форма была принята, то значит в ней есть какой-то смысл и у нас должна быть единая универсальная система оценивания. Тем более, что это облегчает задачу абитуриентам. Они могут сдать в школе несколько экзаменов, разослать свои результаты сразу в несколько вузов и ждать ответа. Это большой плюс.

В плане же творческого потенциала личности, безусловно, те сочинения, которые у нас есть на ОГЭ в 9-ом классе и ЕГЭ в 11-ом, выстраиваются по достаточно строгому шаблону. Учитель, понимая, что ребенку необходимо сдать экзамен успешно, изначально поставлен в те рамки, когда ему необходимо ученика затачивать на этот формат.

Например, в ЕГЭ по русскому языку, там, где необходимо написать сочинение, малейшее отступление от правил влечет за собой снижение балла. Конечно, структура должна быть, но, возможно, необходимо немного придать гибкости и не уменьшать баллы, если ребенок отступает от структуры или что-то добавляет свое.

- В Краснодарском крае ощущается нехватка учителей. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?

- Мы давно с коллегами обсуждали этот вопрос и пришли к определенным выводам. Однако мы не утверждаем, что наше мнение правильное. Повышать уровень заработной платы учителям - это очень хорошо. Думаю, что каждый учитель этому рад, но дело в том, что уже замечено и не раз, что, если увеличится зарплата, это не значит, что учитель начнет работать лучше. Как это не парадоксально. Все же учитель - это профессия, в которую человек должен приходить, чувствуя свое призвание. Если нет чувства потребности общения с детьми или вообще человек не любит общаться с людьми, то, я считаю, такому человеку нечего делать в системе образования и в школе в частности. Можно выбрать какую-то другую профессию.

Сейчас активно внедряется программа «Земский учитель», когда предлагается миллион тем, кто поедет в сельскую местность работать по договору определенное количество лет. Однако никто не побежал сломя голову даже ради этого миллиона.

Какие пути решения вопроса дефицита кадров в системе образования вижу лично я? Конечно, прежде всего необходимо повысить статус учителя. На сегодняшний день многие не хотят идти в школу даже не из-за уровня заработной платы, а из-за того, что по сути у учителя нет никаких прав. Они есть у родителей, учеников, у кого угодно, но только не у учителя. Во всех скандалах, которые выносятся либо на федеральный уровень, либо на краевой, приходят к выводу, что это или учитель себя повел некорректно, или школа. Никто не разбирается и не размышляет о том, а есть ли у учителя права. Сейчас же современные дети действительно могут многое себе позволить. Получается, что учитель ущемлен.

Кроме того, мы сейчас много наблюдаем эпизодов о вторжении в личную жизнь педагога, когда мониторят социальные сети. Это тоже унижение, на мой взгляд. Это не совсем верно. Конечно, статус учителя накладывает определенный отпечаток на облик человека, но мы знаем много случаев, когда идет некорректное вторжение в личное пространство.

Возможно, необходимо ввести определенные социальные льготы для учителей: на жилье, предоставлять отдых в различных санаториях. Или сделать выход на пенсию раньше по выслуге лет. Ведь работа учителя она прежде всего тяжела не столько физически, сколько морально.

d5747cad-0a4d-493f-bc18-a1447586670c.jpg

- Как сейчас обстоят дела с изучением русского языка? Ведь мы живем в век информационных технологий. Каждый день появляются новые слова, новые тренды.

- Что касается грамотности: орфографические, пунктуационные и грамматические, речевые ошибки - это святое. Здесь ничего не изменилось. А вот поскольку мир наш изменился, то теперь, помимо фактической грамотности, нашим детям необходимо прививать навыки социально-коммуникативной грамотности. Им надо доносить информацию о том, что в современном мире, а особенно в сети Интернет, существует такое понятие, как речевая манипуляция. Зачастую дети становятся жертвами этой речевой манипуляции.

Не стоит забывать о бережном отношении к слову. Мы живем сейчас в мобильном мире, где надо все успеть, быстро сделать. И написать «ок» вместо «спасибо» значительно экономит наше время, но дети не должны забывать о том, что традиции наших предков, которые идут еще из славянской культуры, говорят нам о том, что слово - это не просто инструмент общения, а то, что содержит в себе духовную энергию. Поэтому бережно относиться к слову обязанность каждого.

Современные подростки тоже выступают за грамотность. В России активно развивается проектная деятельность. Хочу отметить, что получаются очень интересные работы, которые связаны с чистотой русского языка, сохранением грамотности. Мы исследуем «язык Интернета», смотрим, что он из себя представляет, какие ошибки там допускаются намеренно. Мы изучаем приемы и техники речевого манипулирования, чтобы дети понимали, при помощи каких языковых конструкций возможно повлиять на твой выбор, твое решение. Мы также изучаем язык рекламы, политики. Мы понимаем, что в данном случае слово является неким идеологическим оружием, посредством которого можно, например, установить мир либо посеять смуту.

- Какая ваша любимая книга?

- Мне нравится произведение Федора Михайловича Достоевского «Идиот».

- Давайте поговорим о конкурсе «Учитель года». Как пришла идея принять участие в этом конкурсе?

- Если честно, я не планировала в этом году принимать участие в конкурсе, хотя и не исключала этого, но думала, что все произойдет немного позже. У меня сейчас два выпускных девятых класса. Это большая ответственность. Это мой первый выпуск. От участия в конкурсе я долго отказывалась, но потом так получилось, что администрация моей школы все-таки настояла на том, что на этот конкурс должна пойти именно я.

Не было задачи победить, если честно. Была задача достойно выступить на каждом этапе конкурса и получить опыт. Конкурс «Учитель года» - это счастье, это праздник. Безусловно, это определенное напряжение и труд, но когда ты через все это проходишь, то чувствуешь себя каким-то обновленным человеком и профессионально, и личностно.

- Как ваши ученики отреагировали на вашу победу?

- Ребята, конечно, очень обрадовались.

cce806bb-5c0a-4c13-a86d-fac59f8d9a91.jpg

- Учитель - профессия, которая предполагает глубокое погружение в эту деятельность. А как вы отдыхаете? Как проводите время с семьей? Ведь целый день находишься с учениками, уделяете им свое время и внимание. Дома же тоже своих трое детей и муж. Хватает время на семью?

- Мы стараемся успевать. У нас выхода нет. Конечно, я не одна все несу на своих плечах. Мне помогает супруг, наши родители. Говоря об отдыхе, мы стараемся выехать из города при первой же возможности. Таким образом проводим время всей семьей, отдыхаем.

Повторюсь, что я очень люблю наш город и край. В какую сторону от Краснодара ни отъедешь, у нас везде красота, природа, горы, свежий воздух. Нам, жителям Кубани, очень повезло. У нас есть большая возможность отдохнуть и оказаться на лоне природы.

- Современный учитель, преподаватель должен быть социально адаптирован. Вы считаете себя таковым?

- Мне трудно себя оценивать, но я стараюсь таким быть, но опять же без фанатизма. На мой взгляд, те учителя, которые приходят в школу и пытаются показать ребятам, что они с ними на одной волне, немного перегибают палку. Современным детям необходимо понимать, что перед ними личность, педагог, взрослый человек, наставник. Но и ему не чуждо ничего современного. А переходить какие-то границы я себе не позволяю и считаю, что этого делать не надо.

- Чем вы увлекаетесь в свободное время?

- Мое хобби связано с профессиональной деятельность. И тут я, наверное, счастливый человек. Это литература: психолингвистика, психология. Я стараюсь в летние каникулы, когда у меня появляется свободное время, слушать или читать лекции по этим направлениям. Потом эти мысли мы с ребятами развиваем в проектной деятельности.

Олеся Черногузова-Шевченко Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Лица города Краснодара  
Лица городаучительшколагимназияобразованиеУчитель года
0
0