В подземной части кафедрального собора Краснодара нашли невероятную художественную роспись
Фото: «Блокнот Краснодар"
Читайте также:
- В Краснодаре многие трансгендеры работают проститутками: Россия принимает закон о запрете смене пола (16.06.2023 10:15)
- В Армавире 15-летний подросток готовил теракт в местной школе (16.06.2023 09:48)
- Маскировочные сети, «сухой» душ: как сотрудницы психоневрологического интерната Кубани помогают участникам СВО (16.06.2023 08:37)
- Главное в Краснодаре: Путин открыл дальний обход, люди слышали взрыв, Симоньян помогла атакованным ВСУ, БПЛА НАТО был близок, а Яблоновский мост не открыли (15.06.2023 20:15)
- Последствия авиакатастрофы: как воздушный лайнер Ан-10 приземлился на краснодарский огород (15.06.2023 20:07)
Главный храм Краснодара, названный уже в ХХ веке в честь великомученицы Екатерины Александрийской, открывает завесу тайн для читателей «Блокнот Краснодара» 16 июня. Таинственные и завораживающие взгляд лики святых, сцены евангельской жизни - вот что можно увидеть в подклетной части кафедрального собора Краснодара.
Собор Кубани
Вход в нижнюю часть собора, как правило, закрыт от массы людей, приходящих в храм. Люди по привычке идут туда, где открыто. Наверху можно помолиться сразу в нескольких приделах. При желании найти место и уединиться для тихой и проникновенной молитвы не сложно.
В нижнем приделе тоже очень тихо и прохладно. А вот попасть туда можно только по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория или, если повезет, по доброму расположению ключаря собора.
В этом месте, ранее, до архиепископа Григория, находился свечной заводик. Церковные изделия из воска лили под взглядами ликов святых. Но прежнее руководство епархии это не особенно смущало почему-то. А еще здесь, в этом месте, прямо в стенах замурованы останки жителей Краснодара — Екатеринодара. Их прах, а вернее могильные плиты с именами и фамилиями расположены прямо в основании собора.
Крипта
Удивительно, что в современном мире слово "крипта" знают и употребляют как цифровую денежную единицу. В начале прошлого ХХ века под криптой понимали часть нижнего храма, расположенного под сводами церкви и, как правило, под алтарем. В этой части, в стенах, находились склепы служителей храма или людей, сделавших большое пожертвование данному месту. В Екатеринодаре, который получил свое название Краснодар с приходом к власти красных в 1920 году, в крипте вплоть до 1922 года хоронили выдающихся людей. Они, как правило, были большими благотворителями.
В склепе современного собора можно видеть более 20 специальных подготовленных мест для погребения. С приходом к власти в городе большевиков погребения в нижней части собора закончились, да и сам храм пришел в запустение. Его площади стали использовать не по назначению.
Тем отраднее видеть спустя век настоящую роспись, которую, как предполагают современные историки, делали ученики школы известного русского художника Васнецова. Впрочем, на этот счет есть разные мнения. Единодушного, экспертного заключения пока нет.
- Подклетный этаж —это место захоронения почетных граждан нашего города, — сказал митрополит Григорий в одном из интервью. — Тех граждан, которые участвовали во многих добрых делах, тех граждан, которые участвовали в строительстве этого храма. Богослужения здесь не совершались, но настенная живопись сохранилась. Она была долгое время закрыта побелкой, но милостью Божией предстает перед нами теперь в полном величии. Нам предстоит еще заняться её реставрацией, что мы и будем делать. Все наименования захоронений в нашем соборе будут восстановлены, и мы за ними будем ухаживать.
Роспись
На сводах нижней части собора можно увидеть сцены евангельской жизни Иисуса Христа. Рождество, воскрешение Лазаря Четверодневного, Вознесение и другие. Роспись выполнена настолько правдоподобно, что кажется будто лики на картине живые. Современные художники выполнить подобное почти не в силах.
Если такие есть, то нанять их для реставрации или новой художественной росписи будет стоить баснословных денег. Заниматься храмовой живописью - это особый вид искусства, который требует полного погружения в процесс.
Сам художник, следуя требованиям, которые предъявлялись к нему ранее, обязан поститься как духовно, так и телесно. Современные же этими правилами почти не руководствуются.
Пётр Симонов