Краснодар Суббота, 20 апреля
Спорт, 08.11.2022 17:36

«Верни медаль и деньги»: Олимпийская серебряная призерка из Краснодара бесплатно тренирует детей после допинг-скандала

Рёв трибун, годы тренировок и долгожданная серебряная медаль на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году, а затем, в 2011, заслуженное золото в южнокорейском городе Тэгу, и вот уже краснодарка Мария Абакумова становится чемпионкой мира по лёгкой атлетике в метании копья. Спустя почти восемь лет после триумфа на Олимпиаде – неожиданная перепроверка допинг-проб спортсменов, суды в борьбе за справедливость, потраченные нервы и миллионы и, как итог, аннулирование завоеванных наград и дисквалификация на четыре года. После скандала Мария Абакумова посвятила себя тренерской деятельности и сейчас бесплатно занимается с детками в Краснодаре. О том, почему столь талантливая спортсменка не стала возвращаться в большой спорт и как пережила тот непростой период, Мария Абакумова рассказала в откровенном интервью «Блокноту Краснодара».



Сейчас знаменитая спортсменка является многодетной мамой – она воспитывает двух дочек Киру и Милану и маленького Акима. Многие помнят ту победу в Пекине, когда легкоатлетка Абакумова метала копьё под непрекращающимся дождем. Тогда вся Россия ей гордилась, ведь девушка положила в копилку нашей сборной серебряную медаль. Затем Берлин, 2009 год — бронза на Чемпионате мира. В 2011 году Абакумова выиграла Чемпионат мира — золотая медаль. В 2012 году на Олимпийских играх в Лондоне Абакумова спустилась на 10 место, но уже в 2013 году на Чемпионате мира в Москве получила бронзу. А потом, после многочисленных побед, решила уйти в декрет.



Известная спортсменка во время тренировки


Это было связано со скандальной историей с перепроверкой допинг-проб с Олимпийских игр в 2008 году, когда в ее тесте нашли что-то похожее на запрещенное у спортсменов вещество. Были длительные суды, но, тем не менее, Абакумовой не удалось доказать свою невиновность. Долгие четыре года дисквалификации девушка посвятила декрету, а затем решила стать тренером. Сейчас она работает в «Центре олимпийской подготовки по лёгкой атлетике» в Краснодаре. Мария Абакумова согласилась встретиться с журналистами «Блокнота Краснодара» прямо на стадионе, во время одной из тренировок.

 

Мария Абакумова с копьём


- Мария, расскажите, как вы попали в большой спорт?

- Ну, в большой спорт сразу не попасть. Прирожденный талант, наверное, у меня был, и трудолюбие. Очень много труда. У меня спортивная семья. Родители мои тренеры, сами были спортсменами. И выросла я практически на стадионе. Наверное, из роддома меня сразу на стадион и привезли. Поэтому выбора у меня особо не было. И я своих детей также с собой беру. У меня есть фотография, когда мои дети еще ходить не умели, а по стадиону ползали уже. И муж у меня спортсмен. Вот такая у нас семья. Если у человека есть талант, и родитель это видит, когда ребенок в том возрасте, когда еще не может себя оценить – почему бы его не направить. Моя мама видела, что у меня есть предрасположенность к спорту.

 

- С какого возраста вы начали заниматься и почему из всех видов спорта выбрали лёгкую атлетику?

- Я не сразу пришла в легкую атлетику. Легкая атлетика – это такой спорт-долгожитель. У нас есть спортсмены, которые и в 40 лет профессионально выступают. Это не ранний вид спорта, как, например, в гимнастике, когда в 17 лет тебе уже говорят: «До свидания». У нас, наоборот, взрослые соревнования начинаются только с 23 лет. Лично я лёгкой атлетикой начала заниматься со второго класса. До этого плаванием занималась достаточно неплохо, большим теннисом, и даже художественную гимнастику пробовала. В бокс меня тоже звали. Но нашла себя всё-таки в лёгкой атлетике. Влюбилась в нее. Мы жили достаточно скромно, а благодаря лёгкой атлетике и своему упорству я сама себя смогла обеспечить.



 

- Первые шаги в спорте вы делали в Ставрополе?

- Да, я родилась в Ставрополе. Когда я была уже мастером спорта международного класса, достаточно перспективным спортсменом, меня пригласили выступать за Краснодар. Я это приглашение приняла, для меня здесь создали все условия. И вот с того времени я выступаю за Краснодар и большие победы уже принесла на Кубань. Дети у меня здесь родились, родители сюда переехали. В общем, обжились мы тут.

 

– Что спортсмены делают со своими медалями, откройте секрет. Не продают?

– Дома висят они. А зачем их продавать? Это уж если совсем всё плохо, тогда, может быть, и продают. Ну висят они дома и висят. Я сделала рамки красивые велюровые, формы там специально под медали вылиты. Они складываются в форму и висят в рамочке на стене. Красиво.

 



Дочки Марии Абакумовой с рождения на стадионе


– Какие ощущения вы испытали, когда узнали, что первый раз в своей жизни поедете на Олимпиаду? Страшно, волнительно?

– Ну да. Многие едут, радуясь, что уже попали на Олимпиаду. Я конкретно знала, что должна показать свой максимум. Я такой человек. Медаль не загадывала, но внутри я, конечно, понимала, что могу показать хороший результат. Не было такого, что я поехала просто погулять, посмотреть город, покайфовать, как многие другие спортсмены. Интересного там конечно было очень много. Город в городе. Но я абстрагировалась. После соревнований смотрела у некоторых фотографии, спрашивала, а что, это тоже там было? Да, говоря, и баня, и бассейн. Ну какая баня и бассейн может быть, если ты приехал на соревнования. Конечно нет. Есть люди, которые едут просто посмотреть город и погулять. А есть те, кто едет туда работать и завоевывать медаль. Вот вся разница: кто-то пофотографировался и вернулся, а кто-то привез медаль.

 

Абакумова на соревнованиях. Фото: ТАСС


– Расскажите о такой болезненной теме, как допинг-скандал в 2016 году. Ваши медали аннулировали, а вас саму дисквалифицировали на четыре года, запретив заниматься спортивной и тренерской деятельностью. Как это все происходило?

– Ну смотрите. Сначала, когда это всё начиналось, было очень больно. В этот момент мы как раз готовились к Олимпиаде. То, что вы видите сейчас в мире — это то же самое, что тогда сделали с нами. Нас точно также уничтожили. Та политика, которая идет сейчас, точно также на нас сыграла. Ситуация вообще была интересная. С момента Олимпиады в Пекине прошло почти восемь лет. И результаты подвергли сомнению за три-четыре дня до того, как их уже нельзя было бы аннулировать. Понимаете ситуацию? Вы только подумайте об этом. Восемь лет их хранили, и практически в последний день, за два дня до того, как результаты тестов должны были утилизировать, их резко пересмотрели. У кого-то пересмотрели — и всё нормально, а у кого-то — извините.

 

Фото: Всероссийская федерация по легкой атлетике


- Вы ведь боролись за свои результаты. Судились.

– Я долго судилась. У меня аннулировали награду и за Олимпиаду в Пекине, и за Чемпионат мира. Четыре года они мои убрали. Мне даже судьи говорили: «Ну извините, даже не дёргайтесь». Хотя мы очень много денег на это потратили, мы собрали много материала. У нас были международные эксперты, из Китая, например. Всем платили мы за эти пробы, делали анализы. Но вот так вышло.

 

– Вы не согласны с вынесенным решением?

– Конечно нет. Потому что нет доказательств о том, что я принимала препарат. Есть только маркер, который указывает, что возможно этот препарат у меня был. Одно время он не указывал, потом начал указывать. Маркер это что? Это лакмусовая бумажка. Оп, синяя, к примеру, - а, значит ты принимал! И должно было открыться три маркера, а открылись не все три. И все равно они не давали даже никаких шансов. Все девчонки судились. Миллионы были выкинуты на ветер.



 

– Потом вас дисквалифицировали на четыре года, запретив заниматься спортивной и тренерской деятельностью?

– Да. В 2016 мне аннулировали пробу. Поэтому я не тренировалась и не тренировала. Я не имела на это права.

 

– Чем занимались в этот период, с 2016 по 2020 год? Декрет?

– Да. Акима родила. Я сразу сказала, что буду уходить в декрет, чтобы это время не было болезненным.


 

– Почему после декрета не стали возвращаться в большой спорт, а предпочли заниматься тренерской деятельностью?

– Я могла бы сейчас выступать, но где? Посмотрите, что в мире творится. Смысла нет. Моё поколение никуда не попадёт уже. Не работает. Всё. Схема поломалась.

 

– Медальку вернули?

– Нет, не вернула. Если бы я официально возвращалась в большой спорт, я должна была бы вернуть все деньги и медаль. Если бы я возвращалась, я бы и вернула. Это нужно, чтобы мне разрешили участвовать в соревнованиях. Но. Я посмотрела, проанализировала, нашла даже спонсоров, деньги — там миллионы нужно было возвращать. Я бы вернулась, нашла бы эти деньги, доказала бы и вышла — но кому и что? То, что сейчас происходит в мире, телевизор же все смотрят — с нами то же самое произошло. Что они сделали? Вот есть человек, на которого равняются, дети смотрят. И резко ты становишься изгоем. Они очернили всю нашу спортивную элиту. Спортсменов взяли и очернили. Мне уже ровно, отпустила ситуацию. Есть люди, которые до сих пор гадости говорят, вроде как: «Как вы у нее тренируетесь? Она же вот у вас...». А меня уже не берет, пусть кусают. Не больно больше. У меня всё нормально. Я никому ничего не должна, ни у кого ничего не брала, не обманывала. Свою дисквалификацию я отсидела. Я боролась, я платила большие деньги за суды, потому что я не согласна с произошедшим. Несправедливо забрать все медали. Как это — всю сборную лишить медалей за 2008 год? Ни одной медали не осталось. Не только у меня забрали, у всей сборной забрали медали! Такое может быть? Это же просто смешно. Как?!

 

Со своими подопечными


- Со многими так обошлись в тот момент.

- В то же время с нами были другие спортсмены. Они закончили свою карьеру на пике. Взяли и закончили, сказали, что нет мотивации. Мы тогда очень сильно посмеялись. У нас допинг, а у них просто мотивации нет. Не афишировали какие-то вещи. А другой спортсмен был, не наш – запрещенное вещество у него обнаружили. На международном суде он говорил, что я просто на дискотеке поцеловался с девочкой, которая принимала это вещество, и мне вот попало. А, ну да, говорят, действительно так, свободен. И таких историй – очень много. А когда мы предоставляем кипы документов, анализы – они ничего не видят.



 

- После этого вы и решили забыть про большой спорт и тренировать детей? Как давно тренерской деятельностью занимаетесь?

- Тренерской деятельностью я занимаюсь два года. Участвовать в соревнованиях самой мне бы конечно хотелось, но политическая ситуация накаленная. А я участвовала в соревнованиях международного уровня, в Олимпийский играх, и именно эти соревнования для меня являются мотивационными, такими, ради которых я могу сделать всё. А участие в Чемпионате России – не та мотивация, с которой мне бы хотелось тренироваться. Поэтому я решила реализовать себя как тренер.

 


- Деток с какого возраста вы тренируете?

- Знаете, я когда сюда в школу пришла, мне сказали: «Набирайте малышей!». И я набрала малышей. И это мне было очень даже интересно, хотя многие профессиональные спортсмены не всегда хотят с маленькими заниматься. А я люблю маленьких, у меня много малышей. Я набрали их, даже пятилетних и шестилетних. Получается, у меня сейчас есть маленькие, есть средние и есть профессионалы.


- Расскажите, как к вам попасть, как записать ребенка на тренировки? Сколько это стоит?

- Ко мне, да и вообще в нашу спортивную школу (а у нас много хороших тренеров) попасть очень просто. Занятия бесплатные. Они проходят и на стадионе КСК на улице Сормовской 12/4, и на стадионе «Кубань» на Железнодорожной 49, и в институте физкультуры у нас есть занятия зимой в манеже. Стоит только позвонить в нашу спортивную школу и записаться.

 


- Сколько по времени длятся занятия, сколько раз в неделю и как вы понимаете, что ребенок готов к соревнованиям и с ним уже более плотно нужно заниматься?

- Тренировки по легкой атлетике в нашей школе для детей младшего возраста проходят от двух-трех раз в неделю, по часу-полтора. Ребята, которые старше, те, кому интересен этот спорт, и они хотят не только для общего развития уже заниматься, а более профессионально, им это нравится, они приходят по четыре раза в неделю, уже дольше занимаются. Профессионалы, которые готовятся к крупным соревнованиям, тренируются уже 3-4 раза в день. Это зависит от уровня спортсмена. Нагрузка поднимается в зависимости от твоего уровня.

 


- Ваши подопечные каких самых больших высот достигали?

- Так как я считаюсь молодым тренером, их пока не так много. За два года я вырастила двух мастеров спорта, трех кандидатов. Разряды я не считаю. Валерия Путилина у меня выполнила кандидата, потом мастера спорта, международника планируем выполнить вот в ближайшее время. Она в метании копья выступала, выиграла Первенство России среди юниоров в прошлом году, в этом году среди молодёжи. Её уровень позволял бороться на Первенстве мира, но в связи с политической обстановкой мы не смогли поехать. Она в сборной России. У нас профессионалы получают зарплату. Это не то, что ты тренируешься и вкладываешь сам в себя деньги. Нет. Наше правительство, наша Федерация по легкой атлетике платит спортсменам зарплату. Чем выше мастерство спортсмена, тем выше зарплата. Всё очень легко, ребята. Хочешь больше получать – тренируйся, работай. За это место платят столько, за это - столько. И они это знают. До этого, конечно, нужно дорасти. Надо малышей вырастить, чтобы им понравилось, чтобы они заинтересовались. Потом они понимают, что и где. Чувствуют вкус победы, вкус заработка. Я считаю, это прекрасный стимул и для родителей.

 

Валерия Путилина


- Много детей приходят в спорт?

- Когда я была спортсменом, я этого не видела. Как стала тренером, замечаю, что маловато детей приходят. Их поглощают соцсети, телефоны. А здесь – стадион. Здесь генетически здоровое общение, здесь люди тренируются. И многие, к сожалению, не знают, как сюда попасть. Если бы у меня была возможность встретиться с кем-то на высоком уровне, я бы сказала: «Ребята, надо это показывать». Ведь люди водят своих детей на миллион занятий в платные кружки и секции. А кто-то не может платить. И почему бы не привести ребенка к нам? Когда о нашей школе узнают, люди удивляются, что это есть, это бесплатно, а они не знали. Я бы хотела, чтобы легкая атлетика и наша спортивная деятельность больше рекламировались. Здесь не нужно ничего платить. Наоборот. Талантливым детям даже форму выдают, шиповки, кроссовки. Нас стимулируют, чтобы люди занимались спортом. Но почему-то это не показывают. Поэтому мне бы хотелось, чтобы больше детей приходило в легкую атлетику.

 


- Как школьникам совмещать спорт с учебой?

- Совмещать можно. Это самоорганизация, дисциплина. Можно просидеть в телефоне часа три и не заметить. А можно эти три часа потренироваться и получить огромную пользу. Мы даже не замечаем, что у нас есть время, а мы им не пользуемся. У меня есть свои дети, я по ним знаю, что это такое. Они у меня занимаются и в музыкальной школе, и английским, и французским, и на лёгкую атлетику они ходят, и на плавание.

 


- Сколько лет сейчас вашим деткам? Они тоже в спорте?

- У меня девочки – двойняшки, им по восемь лет, они во втором классе. И сын есть, ему четыре года. Даже сегодня они со мной. Каникулы. Я им предлагала остаться дома или пойти со мной на тренировку. Они выбрали тренировку. Но так не всегда, конечно. На спорте я их не зацикливаю. Кира шикарно играет на фортепиано, Милана - на гитаре. Акима хотим отдать на саксофон. Стараюсь, чтобы дети были разносторонне развиты. А потом они выберут сами то, что им нравится. Но спорт не исключается. Родители всё-таки являются примером для детей.

 

Мама - тренер


- У вас есть звание лейтенанта Вооруженных Сил Российской Федерации. Пока женщин у нас не призывают, они мобилизации не подлежат. Пойдете, если нужно будет?

- Без проблем вообще. Пойду. Ну, страшно, ну и что. Когда это всё началось, все начали паниковать. Я тогда подумала о том, что смерть она в принципе неизбежна. Кто-то когда-то да умрет. Ну кого-то змея укусит, кто-то в аварию попадет. Те, кто прячутся от мобилизации… ну извините, вам не страшно покурить, из баллончика газом подышать, съесть какую-нибудь дрянь, причинив боль своим родителям. Вам не страшно, это для вас нормально. Или в компьютерных играх зависать, деньги за это платить – тоже классно вам. Ну не ходи никуда, дома сиди, в телефоне поиграйся. Это лучше? Я считаю, что нет. Ну, страшно быть мобилизованным. Но не все же люди нужны именно в боевых действиях. Кто-то работает в столовых, в каких-то хозяйственных назначениях. У всех же разные занятия. Я бы могла общую физическую подготовку вести. Мне даже не страшно умереть. Ну, надо умереть – умру. Муж мой тоже сказал, если надо – мы пойдем. Если всего бояться, вообще не выходите на улицу тогда. Мне за себя не будет стыдно. Что-то важное в жизни я уже сделала. У меня есть дети, я даю спортсменам информацию, возможность зарабатывать деньги, достичь успеха. Много спортсменов из простых семей, из станиц родом. Обеспеченных здесь мало. Они упорством своим достигают больших высот. Ну и я такая же. Вот такая моя позиция.




 

Ксения Мальшакова

Фото: Александр Харченко

Видео: Сергей Трубин

     

Новости на Блoкнoт-Краснодар
  Тема: Главное сегодня  Видео "Блокнот Краснодар"  
новости краснодараолимпийская призеркасеребряная медальчемпион мираМария Абакумоваметание копьялегкая атлетика
5
2