«Интернаты переполнены»: краснодарский психолог о психиатрических расстройствах у мужчин
Фото: «Блокнот Краснодар»
Читайте также:
- Краснодар к выходным скуют сильные морозы, а тепло приведёт к гололёду (10.02.2023 05:00)
- Главное в Краснодаре: мэрия отбилась от особняка, Володин требует порядка, девочка чуть не замерзла, корь возможна, а Японский сад точно будет (09.02.2023 22:01)
- Предатели, преступники, пособники врага, казачество: на чьё содействие рассчитывали немецко-фашистские захватчики в Краснодаре (09.02.2023 20:48)
- Семья из Краснодарского края записала ролик в поддержку бойцов СВО (09.02.2023 18:08)
- УЦН 2.0: «Ростелеком» построил в 2022 году 12 базовых станций на Кубани и в Адыгее (09.02.2023 14:36)
Корреспондент «Блокнота Краснодар» 10 февраля поговорил с практикующим психологом Еленой Карагичевой и узнал, кто из мужчин чаще попадает в психоневрологические учреждения, почему их родственникам тоже нужна помощь, и есть ли профилактика нервных расстройств.
Социальный психолог Елена Карагичева провела сотни консультаций со сложными пациентами психоневрологического интерната Краснодарского края и не понаслышке знает о проблемах людей, страдающих душевными заболеваниями, говорить о которых в обществе как-то не принято.
- Елена, почему мужчины попадают в психоневрологические учреждения?
- Самой частой причиной того, что люди оказываются в психоневрологическом интернате (ПНИ) является употребление веществ, вызывающих зависимость. В поисках сомнительных удовольствий человек рано или поздно оказывается на социальном дне. И уже не может вписывать себя в социум, исключает себя из жизни. Отягощенный анамнез детей алкоголиков, бытовые неурядицы, преступления, совершённые в алкогольном угаре, тем более в юном возрасте, лишение свободы и как следствие – асоциализация (человек перестает вписываться в рамки общества и абстрагируется от общественности – прим. ред.). Конечно, есть проживающие с психиатрическими заболеваниями, деменцией, которые не могут обслуживать себя в быту, страдают приступами агрессии, депрессией, суицидальными мыслями. Но и во всех этих случаях зачастую алкоголь усугубляет болезненное состояние.
На фото: психолог Елена Карагичева
- Увеличивается или уменьшается число проживающих психоневрологических интернатов в последнее время?
- К сожалению, в мире растёт процент психических заболеваний. Нестабильность экономики, военные конфликты, пандемии – всё это неблагоприятно сказывается и на душевном состоянии общества. Интернаты переполнены. Мало кто знает, что чтобы попасть в ПНИ, нужно ждать очереди от трех месяцев до полугода. Одним словом, на сегодня число нуждающихся в социальной опеке превышает число мест в социальных учреждениях. Ситуация усугубляется потоком беженцев, среди которых также есть наш контингент. Надо отдать должное руководителям и сотрудникам социальных интернатов за то, что создают благоприятные условия для проживания: пятиразовое питание, своевременная медицинская помощь, социально-психологическая поддержка, воспитательная работа, спортивные занятия, возможность заниматься творчеством.
- Как родственники могут помочь тем, кто оказался в таком интернате?
- Конечно, важна моральная поддержка. Есть посещения, телефонная связь. Хотя зачастую близкие наших подопечных сами нуждаются в психологической помощи. Чувство вины, ложный стыд перед обществом, душевные терзания – вот такая гамма чувств «прилагается» к путёвке в социальное учреждение. Это очень глубокие переживания, с которыми трудно разобраться без помощи психолога. Вот, например, старенькая женщина привозит своего мужа с деменцией. Плачет, оправдывается, обвиняет себя. А разве можно осудить её? Она не в силах даже памперс ему поменять, на сиделок пенсии не хватает. А ещё нужен массаж, помощь спортивного инструктора, психолога, круглосуточное медицинское наблюдение, специальное питание.
- Может ли человек после такого лечения вернуться к нормальной жизни?
- В психоневротический интернат человека помещают на постоянное проживание. Самостоятельно по своему желанию покинуть его нельзя, даже если человек не лишён дееспособности. Но насильно, конечно же, никого не удерживают. В любое время человек может вернуться домой, если только его желают забрать близкие и психоэмоциональное состояние того позволяет. Такие случаи не редкость. Со своей стороны, как психолог, я провожу работу по адаптации не только при поступлении проживающего, но и «готовлю» к тому, чтобы он мог вернуться в социум как можно мягче. И я бы рекомендовала продолжать работу с психологом вне стен интерната.
- Есть ли какие-то профилактические меры, которые могут защитить от изменений психоэмоционального состояния?
- Да, безусловно. Как показывает практика – вовремя оказанная психологическая помощь помогла бы удержать человека от многих необдуманных поступков, особенно в подростковом возрасте. Да и в любом возрасте наши мужчины в эмоциональном плане, как дети. Участливое внимание, правильные расстановки, глубокий анализ, удачно подобранные психологические техники, а главное, своевременные - помогли бы более удачно сложить судьбу. Старайтесь выстраивать доверительные отношения с близкими, чтобы иметь возможность разделить с ними накопившееся беспокойство. Путешествуйте, наполняйте свою жизнь добрыми эмоциями. Старайтесь выплескивать негативные эмоции, когда чувствуете, что эмоциональное напряжение накопилось: попойте в караоке, займитесь спортом или придумайте свой способ снять эмоциональный зажим. Открывайте новые увлечения. Если чувствуете себя опустошенным, повышайте свою социальную значимость, например, волонтерством, благотворительностью. Ментальное здоровье также нужно поддерживать. Человек, духовно не развивающийся, не заботящийся о своём душевном здоровье, тем более «лечащий» душевные раны алкоголем, рано или поздно может столкнуться с серьёзными проблемами.
Если у вас возникли вопросы к психологу, напишите их в комментарии.