Краснодарский ЗИП продан за копейки. Операция «скафандр Гагарина - 2»
Фото: «Блокнот Краснодар»
Читайте также:
- От Скотского до Центрального вопреки уловкам Интернета: нелегкая история Сенного рынка Краснодара (22.02.2023 18:06)
- История Краснодара: как город был освобожден от фашистов (12.02.2021 14:57)
- История Краснодара: как в городе зарождалась реклама (29.09.2020 21:21)
- История Краснодара: тест к 227-ой годовщине со Дня образования города (27.09.2020 21:15)
- История Краснодара: как город отметил свой первый День рождения (21.09.2020 19:30)
- История Краснодара: мифы и легенды, что таит в себе водохранилище (21.08.2020 19:50)
Краснодарский завод измерительных приборов сменил владельца. В июле этого года большую часть акций АО «Краснодарский ЗИП» были проданы новому собственнику, малоизвестному предпринимателю из Дагестана. При этом сумма сделки составила лишь 200 млн рублей — малую часть его рыночной стоимости. Об этих и других странностях смены власти на заводе, который строила и которым когда-то гордилась вся страна, и какое отношение к этому может иметь владелец русской версии Forbes Магомед Мусаев — читайте в нашем материале.
Очень странные дела
Краснодарский ЗИП с самого начала строился как крупнейшее в стране предприятие по производству электроизмерительных приборов. Здесь трудились 12 тысяч сотрудников, производивших на весь Союз амперметры и вольтметры, самопишущие приборы и иную продукцию.
ЗИП пережил почти все: и эвакуацию в годы войны, и оккупацию, и последующее воссоздание на прежнем месте чуть ли не с нуля. А лихие 90-е не смог. Новые эффективные менеджеры распродали его по кускам. Шаг за шагом завод мельчал, сокращался и вырождался. Сегодня его территория сократилась вчетверо, из былой недвижимости осталось 30%. Что не продали — то сдали в аренду.
Но даже в нынешнем виде Краснодарский ЗИП, расположенный в центре города, стоит явно не один миллиард. Тем более странной выглядит сделка по его продаже — в ней нет ни смысла, ни логики.
Новый владелец выкупил большую часть завода у трех акционеров: у Владимира Ланченкова (40 410 774 акций предприятия, или 72,96 %), у Магомеда Абасова (550 000 акций, 0,99 %) и у Шапиулы Абдурахманова (429 740 акций, что составляет 0,77 %). Сумма сделки, как мы уже упоминали, составила 200 млн. рублей, а стоимость одной акции 4,93 рубля.
При этом господин Абдурахманов мог продать пакет куда больший, чем видно по регистратору. Ведь он является учредителем ООО «СН Партнер» (владеет 8,65% акций Краснодарского ЗИП). Судьба акций еще одного крупного акционера — ООО «Альфа Плекс», на балансе которого значится пакет в 15,58% акций, также неизвестна.
Акции ЗИП не котируются на бирже, но об их реальной стоимости можно судить по другим сделкам. Например, буквально за пару дней до описанных событий некая жительница Ростова-на-Дону приобрела 1700 акций (0,003%) Краснодарского ЗИПа у других миноритариев за… 500 тысяч рублей. То есть (внимание!) за 285,7 рублей/акцию. Это в десятки раз больше, чем цена продажи основного пакета его владельцами.
Зачем же владельцы Краснодарского ЗИП продали свои акции в разы дешевле, чем могли бы? Тем более речь не о миноритарном пакете, а о контроле над предприятием? У завода одна только земля стоит больше — в центре города стоимость доходит до 5,5 млн рублей за сотку, а тут 10 Га ушли за 200 млн. Столь драматическая разница наводит на нехорошие мысли — а не притворной ли была сделка? Может, кто-то пытается уйти от налогов? Или как-то иначе отмыть не слишком чистые деньги?
Дагестанский след
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, стоит пристальнее присмотреться, кто и что кому продавал. О покупателе мы знаем немного, кроме того, что он — из Дагестана. Однако о продавцах известно больше.
Упомянутый выше Шапиула Абдурахманов до недавних пор лично владел 15,5% акций Краснодарского ЗИП, где он входит в Совет Директоров. Он же - замгендиректора ООО «Управляющая компания СН-Партнер». А еще он племянник владельца русского Forbes Магомеда Мусаева, о стиле сделок которого - чуть ниже. Купив завод в состоянии полураспада у другого дагестанского бизнесмена, Ризвана Исаева, Абдурахманов «доил» его все последние годы.
Судя по синхронной продаже себе в убыток, и «основной акционер» Владимир Ланченков с его 70% акций, и племянник Абдурахманов, и Абасов — всего лишь доверенные лица настоящего дагестанского хозяина завода. В любом случае - слишком уж низкая цена сделки, слишком много нитей ведет в Дагестан.
Вернемся к упомянутому выше Магомеду Мусаеву. Никто не знает (но многие догадываются), как зять бывшего главы республики Рамазана Абдулатипова стал теневым миллионером. Зато известно, что в бытность гендиректором ВВЦ в Москве вместо 120 долл. за метр Мусаев почему-то сдавал вверенные ему помещения по 17 долл./м, то есть в 7 раз дешевле. Знакомый почерк, не правда ли? Росимущество, куда должны были идти деньги за аренду, недосчиталось миллиарда рублей. Однако Мусаеву тогда все сошло с рук. Еще Мусаев запомнился на ВВЦ тем, что именно при нем был продан знаменитый артефакт – скафандр первого космонавта Юрия Гагарина. При чем продан не куда-нибудь, а в США.
После Мусаев занялся венчурным бизнесом в США, однако широкую известность ему принесла покупка Forbes Russia в 2018 году. Здесь тоже не обошлось без скандала. В 2020 году Арбитражный суд Москвы признал сделку недействительной, поскольку номинальная стоимость акций АО «АС Рус Медиа» составляла почти 69 млн рублей, а сумма сделки — в десятки раз ниже, всего 500 тысяч руб. (просто какое-то дежавю). Однако Мусаеву удалось отменить это решение в вышестоящей инстанции — адвокаты теневого миллионера мотивировали низкую стоимость покупки тем, что новому владельцу пришлось оплачивать крупные долги журнала.
В сухом остатке
Трудно сказать наверняка, зачем потребовалось продавать столь лакомый актив по цене в разы дешевле одной только земли, на которой стоит завод. Очевидно, что здесь что-то нечисто. Такая сделка совершенно точно должна заинтересовать фискальные и правоохранительные органы — слишком уж весь этот схематоз смахивает на продажу активов по заниженной стоимости с целью уйти от налогов. А в ситуации, когда государство борется за каждый налоговый рубль, такой финт не должен остаться без внимания ФНС и других компетентных ведомств.
А вот на что это точно не похоже — так это на приход нового инвестора, который планирует привести завод в порядок. Исходя из всех этих обстоятельств, можно сделать осторожный вывод, что Краснодарский ЗИП в лучшем случае продолжит тихо деградировать, как и в прежние годы. В худшем — будет быстро добит окончательно. Другого будущего, по всей видимости, стиль управления его дагестанских хозяев не предполагает.